Assassin’s creed 3: liberation: обзор
На мой сугубо личный взгляд, выносить вердикт портативным играм — тем более в наше время — дело крайне неблагодарное. Слишком уж многое здесь зависит от требований потребителя, слишком большой разброс аудитории. Несмотря на амбициозные заявления Sony о том, что PS Vita целится в хардкорную аудиторию, все-таки очевидно, что необходимо угодить всем желающим развлечь себя в долгой дороге под стук колес, в очереди за талонами на талоны и, разумеется, в комнате уединения. В этих случаях сюжет не очень нужен, а вот хорошо организованный процесс убиения времени — просто необходим. Посему сразу же оговорюсь — Assassin’s Creed 3: Liberation из тех игр, которые нужны для подкрепления слов о портативной консоли для взыскательных и требовательных. А это, получается, те, кто вряд ли вынесет «Виту» из дома.
Три девицы под окном
Liberation с первых же кадров пыжится ни в чем не уступить своим «большим» родственницам, а где-то даже предпринимает отчаянные попытки их перещеголять. Никаких скидок: тот же открытый мир, широкий ассортимент возможностей, отличная графика и по традиции шикарная анимация. Нас погружают в тревожную атмосферу Нового Орлеана времен Американской революции. Впервые повествование возглавляет девушка-ассасин, дочь французского предпринимателя и рабыни из Африки. Разработчики из Ubisoft Sofia, ранее непричастные к саге, с разбегу взялись за эксперименты и свои нововведения презентуют буквально сразу. Авелина Де Гранпре, в отличие от наших привычных протагонистов, ведет двойную жизнь в лучших традициях комиксов. Даже тройную, если уж быть точным. В зависимости от ситуации она ловко перевоплощается из светской госпожи в скромную рабыню, а когда необходимо — и в ассасина с полным обмундированием. В шикарном платье и милой шляпке девушка не в состоянии карабкаться, почти не вооружена и побеждает соперников не столько в поединке, сколько словом, намеком или взглядом. К примеру, стражу можно в таком обличье попросту очаровать, а не устраивать на мостовой внеплановое кладбище. Вот только все эти процессы практически не требуют участия игрока, чистейший образец концепции «press X to win» со всеми вытекающими.
Привычнее и бодрее играется рабыня. Она хорошо смешивается с толпой, не вызывает подозрений в странной компании и спокойно пробирается туда, где приличной госпоже не место, а ассасину тревога и смерть. В этом прикиде корсет и длинное платье не мешают акробатике, а бытовые инструменты прекрасно подходят для открытых боевых столкновений. Такая неприметность — лучшее прикрытие для изучения мира, мелких делишек и снижения известности. У каждой личины собственная шкала «популярности», которая изрядно портит настроение при высоких показателях. Боевой наряд по умолчанию крайне подозрителен, а для спокойствия остальных необходимо аккуратно убирать свидетелей и срывать объявления о розыске. Все как обычно. Каноничный же костюм, думаю, описывать в деталях смысла нет. В нем игра оборачивается привычной Assassin’s Creed со множеством приемов, разнообразным оружием, ядами, бомбами и даже гарпуном-петлей. Правда, в отличие от Hitman, здесь переодеваться на каждом углу не получится — только в гардеробной и зачастую по велению скрипта. Плюс ко всему, старательно проработав концепцию и даже обеспечив целый вагон раскрасок и шляпок для всех обличий, авторы позабыли оставить пространство для маневра. Изобретать какие-то подходы самостоятельно особо негде, да и не хочется. А когда необходимо — вам и так проходу не дадут, включив смену костюма в условия выполнения миссии.
Assassin’s Creed: Conviction
Как уже было сказано выше, по размаху и возможностям Assassin’s Creed 3: Liberation не уступает «стационарным» версиям. Но этого было бы мало, ведь у PlayStation Vita есть свои амбиции и навязчивые «уникальные фичи». Порой тачскрин спасает и в бою, и в обыденном перемещении по миру — к примеру, карта открывается касанием радара в углу экрана, а в поединке можно остановить время и сделать разметку для быстрой череды убийств, как в Splinter Cell: Conviction. Однако временами приходится вытворять странные вещи, которые призваны вроде бы разнообразить процесс, но на деле только нервируют. Плавать на каноэ и воровать, теребя заднюю панель, или же рвать конверты, синхронно проводя пальцами спереди и сзади. Гвоздь программы — игры со светом, как в Uncharted: Golden Abyss. Это когда ты едешь в темном вагоне метро, побеждаешь злодея, обыскиваешь его и натыкаешься на полноэкранный квест с письмом и скрытыми символами. Тебе говорят направить заднюю камеру девайса на источник яркого света — и тут для твоих попутчиков начинается шоу-комедия. Особенно здорово то, что работает эта штука с переменным успехом, и тут сперва предстоит догадаться, что для распознавания контрастности света камеру стоит поначалу заслонить пальцем. Далее, если повезет, вовремя догадаешься читерить, просто направляя ее на что-то белое. Неясно почему, но работает лучше, чем со светом.
Кстати, вернусь на секунду к упомянутым выше цепочкам убийств. Тут нельзя промолчать на привычную уже тему эволюции героя. Авелина, вроде бы хрупкая и маленькая, — форменный терминатор без страха и упрека, практически непобедимый палач в бронекорсете и вообще орудие судьбы. Трюкачит в бою красиво, конечно, да и стильные «киллстрики» получаются из сочетаний разных видов оружия в зависимости от местоположения врага, но это слишком быстро вгоняет в тоску из-за полного отсутствия вызова. Слишком просто. А тот факт, что при большом количестве соперников игра попросту безбожно тормозит, не усложняет процесс, а лишь бесит. С оптимизацией вообще изрядные проблемы, но заострять внимание на этом не хочется. Если играть канонично и в меру аккуратно, то большое скопление врагов и анимаций застает врасплох совсем редко. Куда больше времени здесь отнимают медитативные задания, не требующие никаких усилий, — множество «подай-принеси», томные прогулки из одного конца карты в другой, а также вездесущий микроменеджмент. Фамильный бизнес можно развивать, снаряжая корабли и налаживая экспорт, но прибыль в игре особо не нужна — все прекрасно проходится и без затрат на новую шляпку, кинжал подлиннее да сумку для пуль.
История для чайников
Вообще, я нередко ловил себя на мысли, что преодолеваю миссию за миссией уже по инерции, чисто от изначального разгона на почве некоторого изумления. Все-таки впечатляет, когда морально готовишься к ограничениям, урезанию, упрощению, а тут на тебе — Assassin’s Creed во всей красе. Но по мере развития событий подвох обнаруживается едва ли не в главном — в сюжете. Дезмонд Майлз ведь постоянно на протяжении саги одной ногой был в спорном прошлом, другой — в угрожающем будущем, а между ног у него было суровое настоящее. У Авелины его нету, и не только потому, что женщина. Никаких выходов из «Анимуса» с провокационными беседами, никаких межвременных интриг — только компрометирующая интерпретация ассасинского быта для сотрудников «Абстерго», чем и являются приключения бедной девочки в глобальном плане. Да, вы все правильно поняли, Liberation — это что-то типа игры в игре, симулятор для тамплиеров, где завербованных новичков просвещают на тему вражеских дел. Разумеется, подача несколько подтасована в нужном ключе. Только какой-то хакер кое-где все поломал, так что временами можно вычленить кусочки истины и переосмыслить картину.
Однако все это далеко на фоне, а на первом плане вялая история без внятного начала, поэтому сперва разобраться в происходящем до невозможности трудно. Какие-то люди без должного знакомства становятся нам то друзьями, то врагами, а мы послушно бегаем по поручениям, совмещая светский образ жизни с ночными вылазками по трупам. Вроде бы и подача сродни «большим» проектам, и катсцены заботливо озвучены, и события даже как-то взаимосвязаны, но даже вдумчивое изучение диалогов поначалу не помогает проникнуться историей. Слишком уж сумбурно все в Новом Орлеане, слишком хитрые и злые планы заплелись еще до того, как управление передали в наши руки. Только в Дельте по-настоящему интересно — вдали от городских улиц, наедине с дикой природой и жадными аллигаторами, а также шаманами Вуду и мрачными болотами. Беготня по деревьям, многообещающие знакомства, динамичные миссии и красивые виды сосредоточились преимущественно здесь. И все это до кучи сдобрено очень достойным саундтреком, который почти всегда сливается с происходящим в очень стильную аудиовизуальную симфонию. Когда надоедает, приходит в голову вломиться в мультиплеер, но тут, если кто не в курсе, свой подвох. Брутальный многопользовательский режим от «старших» игра не унаследовала, предлагая пошаговый симулятор засыпания над геополитической картой. Если вдруг у вас как раз не золотуха, то в комнате уединения даже поможет скоротать часок.
***Начинал писать с мыслью, что не стоит заострять внимание на мелких недостатках одной из самых стильных, зрелищных и масштабных игр для PS Vita, но по ходу как-то не сложилось. Наверное, совесть вмешалась и напомнила, что многое хорошее лучше оставить на радость самостоятельного познания, а вот о проблемах умолчать — дурной тон. Именно об этом и стоит лишний раз сказать, подводя итоги. Несмотря на некоторую корявость, Assassin’s Creed 3: Liberation — вполне себе годная часть серии, а не брендовый довесок к приключениям Коннора. Вряд ли хоть одного поклонника ассасинских приключений смутят здешние недочеты, а это ведь самое главное. Многие проблемы уйдут в прошлое с ближайшими патчами, а отличная и довольно изобретательная игра останется.
Плюсы: красивый и большой мир; девушка в главной роли; любопытные эксперименты с геймплеем; саундтрек.
Минусы: вялый сюжет; фирменные фичи Vita — не пришей кобыле хвост; недостаток свободы, много скриптового контроля; некоторые «баги».