Deus ex
Желание расширить способности своего бренного тела одолевало человечество с мифологических времен. Но после трагического полета Икара о противоречащих естеству имплантатах пришлось забыть на долгие века. Казалось бы, современная техника давно позволяет нам летать в облаках, не опасаясь расплавить воск на крыльях и погружаться в морские пучины не спрашивая разрешения у Посейдона. Чего ж еще надо? Совершенства. Многие люди постоянно стремятся стать сильнее, быстрее и обладать неестественными для человека качествами. И когда все резервы организма уже выжаты до предела на помощь приходит наука. За определенную плату мастера без проблем сделают ваши глаза способными видеть в темноте, ноги бегать быстрее Хусейна Болта, а руки играючи поднимать рекордные тяжелоатлетические веса. О начале этой золотой эры расскажет Deus Ex: Human Revolution – третья игра серии по очередности, но первая по хронологии событий. Но у нас с вами есть замечательная возможность заглянуть в будущее еще дальше, вспомнив оригинальную Deus Ex, где разнообразные имплантаты были уже в порядке вещей.
Очумевший мир
А будущее, как и предполагают законы жанра здесь безрадостное. По миру стремительно распространяется смертельная «серая чума», выкашивающая народонаселение на зависть своей родственнице из средних веков. Вакцина от напасти имеется, но доступна она далеко не всем, а лишь избранной аристократии и власть имущим, отчего становится мощнейшим политическим рычагом в текущем мироустройстве. Такое шаткое положение в обществе породило множество больших и малых террористических организаций, стремящихся завладеть ценным грузом, дающим его хозяевам власть над жизнями многих тысяч людей. Для стабилизации ситуации была создана спецслужба UNATCO, пресекающая повстанческие атаки и обеспечивающая безопасность поставок вакцины.
Я не робот
Историю агента этой организации по имени ДжейСи Дентон и поведает нам игра, бросившая своего главного героя в самом начале повествования на освобождение его коллеги из захваченной террористами штаб-квартиры UNATCO, расположенной прямо у подножия Статуи Свободы. Кажущаяся суицидальность задания нивелируются особыми качествами Дентона, дающими своему хозяину неоспоримые преимущества над противниками. Развивать героя можно двумя способами, тратя на разучивание новых навыков приобретенные очки опыта (о них поговорим ниже) и вживляя в тушку подопечного редкие, отчего до зубной боли ценные имплантаты.
Навыки позволяют улучшать показатели в таких жизненно важных для любого агента дисциплинах, как стрельба, умение взламывать компьютерные сети или заниматься эффективным самоврачеванием. При обретении тех или иных способностей ваш герой не просто самосовершенствуется, но и видоизменяет весь игровой процесс. Speed Enhancement, например, позволяет не просто быстрее бегать, но и запрыгивать на ранее недоступные без дополнительной подставки уступы, раскрывая геометрию уровней заново. А навык Targeting и вовсе способен пристыдить недавний Crysis 2, так хвалившийся возможностью «подсвечивать» во время игры информацию о противниках. Подобные возможности в Deus Ex были доступны более 10 лет назад!
Что характерно, очки развития начисляются не за бездумное выкашивание живой силы противника, а за выполнение первостепенных и необязательных задач миссии. Это означает, что планомерное обшаривание уровней на предмет скрытых локаций и секретных документов преобладает над истреблением каждого встречного. Процесс уничтожения человеческого тела в Deus Ex не поставлен во главу угла.
Занимательная анатомия
Deus Ex: Human Revolution — Cinematic Trailer
А вот за сохранностью собственного храма души придется заботиться постоянно. Причем тело не является какой-то абстрактной биологической единицей, а разделено на различные области, вроде рук, ног, торса и головы. Такой подход позволил реализовать в игре небывалый для своего времени уровень достоверности реакции героя на получаемые повреждения. Так общий показатель состояния здоровья, отражающий функционирование организма в целом не в силах указать локализацию полученных ран и скорректировать при этом поведение персонажа. Например, когда вы, чертыхаясь, на чем свет стоит, не можете попасть в противника с пяти метров или не знаете как убить босса, имеет смысл проверить состояние верхних конечностей Дентона. Они наверняка находятся в плачевном положении и требуют локального восстановления у ближайшего ремонтного бота. Травмы ног же чреваты потерей способности к нормальному передвижению, порой обрекая героя на незавидное передвижение на закорках.
Нелинейная прямая
Такое противоречивое утверждение лучше всего характеризует ход событий в игре, дающих игроку небывалый простор для творчества. В целом линейный сюжет имеет в своей основе несколько «узловых» точек для принятия того или иного решения, последствия от которого найдут отражения в дальнейшей истории. Однако главная ценность Deus Ex сводится вовсе не к выбору вариантов диалогов с персонажами, а реальном многообразии геймплея. Сложная архитектура уровней позволяет добираться до указанной цели несколькими различными способами даже при использовании одних и тех же методов, а их у агента Дентона превеликое множество! Выбор не сводится к простейшей формуле выбора между ползанья по темным углам и стрельбе по противникам в полный рост. Широкие технические возможности персонажа вкупе с богатым инвентарем позволяют действовать значительно гибче. Например, взломать компьютерную охранную сеть и выбрать между простым отключением автоматических турелей или их переориентировкой на ваших противников. Оружие нелетального действия вроде устанавливаемых на стенах газовых гранат и усыпляющих дротиков позволит вам навести переполох в стане врага, не запятнав руки кровью.
Кибер сага
Трансконтинентальные могущественные корпорации и глобальные заговоры, новейшие технологии, переплетенные с древними, как мир человеческими слабостями – оригинальную Deus Ex смело можно считать иконой кибер-панка в игровой индустрии. И продегустировать ее должен всякий ценитель штучной работы, вне зависимости от своих жанровых пристрастий.
Автор: Александр Соколов