F1 2010
10 лет – это много? Для кого-то не очень. Для игровой индустрии – ещё как. Десятилетие назад состоялось последнее пришествие «Формулы-1» на РС. Тогда ЕА выпустили неплохой симулятор, со временем обросший множеством модификаций и, вообще, получивший долгую жизнь в фанатском сообществе. Типичный проект того времени. «С душой», как говорится.
Шли годы, «формульщики» всё ждали и ждали возвращения сериала на компьютеры — а оно не случалось. ЕА почему-то забыли про РС и уделяли внимание в основном любителям консолей. Конец предсказуем — многие забыли про болиды виртуальные и решили понаблюдать за болидами реальными в прямом эфире. Или просто забыли. Мимо проносились заляпанный грязью Ford Focus RS из CMR RALLY 2004, стильная серебристая BMW, торопившаяся к релизу NFS: Most Wanted. Было на что посмотреть. Те, кто предпочитает серьёзные штуки вроде GTR, про «Формулу» не вспоминали. Она им была не нужна.
А затем в конце 2009 Codemasters как-то незаметно анонсировали F1 2010. Для Xbox 360, PS3 и PC.
Серьёзные проблемы
Ничто не предвещало беды. Ни приветливое вступление, где несколько журналистов на пресс-конференции расспрашивали игрока о том, как его зовут, в скольких сезонах он планирует участвовать и на чьей стороне. Чем дольше, кстати, путь – тем длиннее карьерная лестница и меньше стартовых команд на выбор, логично. Правда, мы не привыкли серьёзно относиться к выбору команд – обычно в гонках этот пункт мало что значит, но в данном случае он коренным образом может повлиять на стартовые установки карьеры.
Ни милое главное меню, которое даже радовало глаз стильной обстановкой «домик водителя у придорожья» в стиле Dirt 2, интуитивно понятным интерфейсом и мягкими цветами стиля «хай-тек». Она, беда, пришла тогда, когда игрок выбрал в пункт меню «в гонку» и очутился затем в кокпитах. Хорошо, кстати, проработанных – справа стоит мрачный инженер, копающийся в инструментах, слева – автомобиль напарника, рядом с которым снуют несколько человек. Поболтать с ним, правда, нельзя. Невелика потеря, можно вместо этого поглазеть на любовно воссозданный интерьер помещения.
Сейчас нам предлагают изучать трассу.
Поначалу вопроса «соглашаться ли» не стоит. Не соглашаться. С дорогой и так всё понятно. Да и потом, нам ведь на ней дадут прокатиться за сезон только один раз – так на кой она нам прямо сейчас нужна? Тонкая настройка характеристик машины, выбор шин для трека, определение общей конфигурации болида – про все эти тонкости можно тоже пока что не вспоминать. Хотя на определённом этапе всё равно придётся — F1 2010 хоть гонка аркадная, но нет, нет, да напомнит о своих глубоких симуляторных претензиях.
F1 Game Comparison (2010 — 2017 PIT Stop Gameplay Comparison)
Так что перейдём сразу к этапу квалификации. Да, мы уже соревнуемся с остальными гонщиками, но главный приз сейчас – это, как ни странно, первое место на старте в основной гонке. Чем быстрее вы проедете круг — тем больше противников оставите «за спиной», тем выше продвинетесь по пелетону к началу основного веселья. Место же на треке сейчас значения не имеет. Не то, за что привыкли соревноваться виртуальные гонщики, правда?
Сейчас, кстати, можно оценить местное управление автомобилем – в меру реалистичное, в меру аркадное. Удобно, одним словом. Хотя игру и полноценным симулятором не назовёшь, но вызов оно бросает. Разве что разбить болид в хлам об стенку не выйдет – слишком он, зараза, крепкий Квалификация пройдена начинается самое интересное.
Гонка расставляет всё по местам. Немногие любители тех же NFSов, наверное, сходу продержатся на трассе 20 кругов, да ещё и займут призовое место.
«Странная штука» — скажет, заняв 15е место из 24х, игрок и удалит F1 2010 с винчестера.
Серьёзное испытание
На самом деле, Codemasters сделали всё так, как и должны были. С первого раза F1, несмотря на практически показушную лёгкость освоения, чуть ли не отпугивает. Кому хочется знакомиться с игрой, где надо наматывать по 20 кругов на одной и той же трассе? И ведь любая ошибка может стоить вам места. Чуть-чуть не рассчитали с поворотом? Привет, гравий. Решили, что водитель спереди не собирается тормозить, а сейчас быстро пройдёт участок? Привет, штраф на 10 секунд за таран чужого болида.
Срезали пару поворотов? Поздравляем, вы дисквалифицированы. Фирменные «флешбеки», позволяющие отмотать время назад (см. Grid и Dirt 2), ситуации не спасают – их всего 3, на где-то 15-25 минут трассы. Так и останетесь после очередной ошибки стоять у разбитого болида смотреть на улетающие вдаль машины противников и горевать по подиуму.
А теперь самое интересное – после завершения первой-второй гонки, если вы всё ещё остались с нами, в стройных рядах пилотов высокоскоростных машин – вы начнёте потихоньку входить в раж. Число «20» на счётчике кругов уже не будет вызывать опасения, зато будет давать повод подумать – на каком же круге сделать питстоп? Терять ведь место не охота, но и покрышки рано или поздно сотрутся.
Начнёте «чувствовать» автомобиль, привыкнете к соперникам и высоким скоростям, поймёте, что там и как настраивается и чем одни тип шин отличается от другого на практике, а не на словах.
Узнаете, что повороты можно легонечко срезать, и за это вам ничего не будет, противников можно чуть-чуть давить – на вас косо посмотрят, но ничего не скажут.
Дождик станет вызывать не эстетическое чувство («как классно здесь реализованы брызги!»), а реальные опасения. Ведь даже предназначенные специально для мокрых трасс шины и покрышки не спасают от скольжения (а они и не должны — прим. глав. реда), не прибавляют в скорости, а шлейф брызг гордо, остающийся от гордо рассекающего капли воды болида спереди мешает сосредоточиться на дороге.
Помните, выше говорилось о вызове? К этому моменту он становится очень реальным. Появляется желание закончить сезон до конца, занимать места на пьедесталах – потому что для того, чтобы это сделать, надо и правда постараться. Есть ведь помимо вас ещё аж 23 участника «Формулы», и ни один из них не станет сдаваться просто так – практически все они достойные соперники.
Вот так вот постепенно F1 2010 затягивает игрока своей сложностью. Уникальный для полуаркадного проекта случай – сложно не играть, сложно выигрывать.
Серьёзный бизнес
В остальном новая «Формула» — классическая гонка от Codemasters. А уж они-то толк в этом жанре знают. Прекрасная графика на фирменном графическом движке EGO, который мы уже видели в Dirt-серии. И от вездесущей желтизны они уже почти избавились, к счастью.
Не менее прекрасная озвучка – британцам никогда не отказывало чувство вкуса, так что к агрессивно жужжащим моторам болидов относишься как к должному.
Отточенность. За 5 дней игры ни единая ошибка в коде не пролезла, ни единого вылета не было (у кого как — некоторые жалуются на слабость сетевого кода — Прим. глав. реда). Подводя итог – F1 2010 хороша, но берёт она не тем, за что сейчас хвалят игры. Не уникальными пейзажами или кинематографичностью. Великолепно проработанным игровым процессом. За это её, пожалуй, стоит ценить. При этом, что немаловажно, ценить её может как прожжёный профи, предъявив, конечно же, долю претензий, так и серый новичок, который с миром автомобильных гонок знаком разве что понаслышке.
Автор: Алексей Моралес