Gran turismo 5: обзор

Gran Turismo 5 — это мой единорог. Бездну времени я пытался взяться за статью. В первый раз меня отвлек… собственно, предмет статьи. Как засосало часов на 40-50. Сначала рулил сам, потом стал измываться над виртуальным гонщиком из режима B-Spec… И все это время меня не покидало ощущение, что статья не получится. Выбивается, знаете ли, игра за рамки. Не лезет в типичный обзор. А потом я отдал консоль, эмоции отхлынули, внимание переключилось. Вместо раздвинутых границ — пустота и недоумение. Да и осознание слишком малого прогресса (всего 15 уровней) не радовало. Все равно что рассказывать о World of Warcraft по впечатлениям от стартовой локации. Костантин Т. хмуро стал пинать меня — мол, Ярослав, где опус-то?! И вот встреча состоялась. Десяток часов, свеженькие мысли и уверенность есть. Gran Turismo — это феномен. Противники идеи меня линчуют в комментариях — и пусть, мы разберемся, что тут да как.

Так уж вышло, что третья и четвертая Gran Turismo прошли мимо меня. Поэтому долгих экскурсов в историю и сравнений не будет. Да и какой смысл — со времен предшественниц сама платформа поменялась. Более того, она даже успела обзавестись новой инкарнацией, Slim, и жестким диском в 320 Гб. Неизменным остался только стержень. Правда, выглядит он весьма просто — сотни машин многих марок на временном отрезке более чем в 70 лет. Обычная идея, в принципе: напихать тучу автомобилей, записать к ним реальные звуки двигателей (особенность серии), обозвать реалистичным симулятором — и в путь. Хотя о реалистичности раньше если перешептывались, то нынче брызжут ядовитой слюной — мол, халтура, транспорт не бьется, удар на скорости 300 км/ч чреват лишь саркастической полуулыбкой. Почему так? Уж не оттого ли, что новых авто в игре всего пара сотен, а остальные — перетянуты из прошлых частей? Версия о несостоятельных разработчиках, которые не смогли сделать модель повреждений для более чем тысячи машин… хотя бы звучит. Начнем с этого возмутительного факта. Тачки в Gran Turismo 5 не бьются. Даже в сетевом режиме, где повреждения включены, особенно впечатляющих сцен не получается.

Хотя если отбросить размазывания запчастей по стенам и углам, игра не так уж и плоха — картинка великолепна. Что на фиговом мониторе с матрицей TN, что на плоской панели с сочной японской S-PVA. Особенно удались горные пейзажи. Заснеженные вершины так и лезут в кадр — авторы точно знают, что горы притягивают внимание. Трассы — вообще гордость Gran Turismo. С годами они мало меняются, только внешне становятся технологичнее — волны ностальгии накатывают регулярно. Автодром Монца мы видели уже в добром десятке игр. Японский круг под покровом ночи был, если память не изменяет, одной из первых гонок в самой старой Gran Turismo еще на PlayStation 1. Почти в каждом кадре — частичка памяти, но с поправкой на современность. Сразу влюбляюсь в идеальный асфальт — аллилуйя, технический прогресс! Мимо проносятся леса Нюрбургринга, впереди слепой поворот «Карусель», как советовал Хуан Мануэль Фанхио, целимся в самое высокое дерево, сбрасываем газ, понижаем передачу, мгновение почти полной тишины… газ в пол, вторая, третья, четвертая… Хватает лишь щепотки воображения, чтобы дополнить картину. Рев турбированного V10 под капотом и шелест спортивной резины игра предоставляет сама.

Gran turismo 5: обзор

Acura DN-X Concept. Впервые в жизни вижу такую.Обладатели качественных рулей испытают настоящий экстаз: отключаем индикаторы и всевозможные системы помощи — остаемся с железным конем один на один. Слышал даже предположения, что и на настоящей тачке после цифровых тренировок можно трассу пройти. Разве что перегрузок не хватает для полной честности. Правда, мне размышления о реализме всегда казались натянутыми — как сравнить? Я не тешу себя иллюзиями — на каком-нибудь Calsonic Nissan Skyline с более чем пятью сотнями лошадок, карбоновым кузовом и особым дизайном антикрыла мне вряд ли доведется покататься. Другое дело, что характеры автомобилей чувствуются, верить в них — получается. Пестрый Nissan Xanavi Nismo Z образца 2006-го года управляется иначе, чем пропесоченный годами Camaro SS из славных семидесятых. Даже у «табуретки» Honda Z-Act с мотоциклетным движком есть индивидуальность. И вы не спутаете ее с DMC DeLorian. Особенно если смотрели «Назад в будущее». Весь юмор в том, что машин — более тысячи. Все по-своему уникальны. Вы можете так никогда и не сесть за руль ни одной из тех, что я перечислил.

Зато сядете за кучу других рулей — нет никаких рамок. В Gran Turismo 5 нет сюжета. Наш герой — просто гонщик. Он получает уровни, копит деньги, но все это нужно для того, чтобы покупать машины, улучшать их и прожигать раскаленной резиной борозды в ровном покрытии треков. Соревнования часто имеют критерии. Где-то в чести только американские большемоторные монстры, в другие не пускают молодых с девизом «Классика бессмертна!», в третьих выжимают все из шедевральных японских двигателей девяностых годов… Традиционно, как и в прошлых частях, Gran Turismo вынуждает пополнять гараж, как обойму, чтобы игрок мог в любой момент выстрелить ревущим мотором. Правда, с выбором снаряда были проблемки… до последнего времени.

Недавний патч 1.05 стал манной небесной. Несколько соревнований с общим призом в миллионы денег — и финансовые проблемы ушли в прошлое. Покупай, улучшай, пробуй — обширный автопарк к твоим услугам. Накатал достаточно и стал уверенным в себе — вперед, в сетевой режим, где сотни и тысячи любителей готовы сразиться на лучших коняшках из своего гаража. Ведь они в Gran Turismo 5 — как медали на груди. Многие — редкие, иные — уникальны. Их даже просто показывать приятно. Тут еще раз поднимается вопрос о красоте. Пускай в чем-то другие проекты посимпатичнее и потехнологичнее (DiRT 2, к примеру), но что касается четырехколесных друзей… По крайней мере та пара сотен, что воссозданы от кончика выхлопной трубы до переднего бампера, выглядят потрясающе. В игре даже режим специальный под это дело есть — «Фотопутешествия». Тачку можно расположить в нескольких вариантах декораций: Рим, Киото, Берн. Ездить не дают — да и не надо. Камера вылавливает умопомрачительно красивые ракурсы. Print Screen — и на обложку журнала. Обвиняющие PlayStation 3 в консольной блеклости просто не видели это сами. К сожалению, скриншоты не в силах передать эстетическую сладость видов. Gran Turismo 5 вообще с радостью давит на чувство прекрасного — каждую машину можно заставить проехать по демонстрационному треку (и по любому другому, в принципе, тоже), а невидимый оператор так и выхватывает завораживающие виды… В угоду прекрасному даже состязание особое имеется — путешествие из Берна в Рим на шикарных суперкарах. Солнышко так и лижет их блестящие бока, а элитные двигатели довольно урчат — рады вырваться на волю. А меж гонками фотосессии в итальянских городах. Благородное соревнование без торопливости и спешки, но на запредельной скорости.

Gran turismo 5: обзор

Dome-ZERO образца 70-го года. Еще один представитель автопрома, о котором не знают 99% людей.Начинка

Но хватит пока о красотах, теперь — о внутренностях. Gran Turismo 5 встречает нас скромным меню: режим GT, быстрый заезд, конструктор трасс и настройки; причем сами пункты вынесены мелкими значками в нижнюю часть экрана, а заставка постоянно меняется: это и город будущего, и работающий двигатель с видом изнутри, и некоторые авто из гаража игрока. Камера, естественно, всегда смотрит с лучшего ракурса — это ж титульный лист! На фоне звучит спокойная и ненавязчивая музыка — тоже своего рода «фишка». Ощущаешь себя в дорого обставленной приемной. Будто перед гонкой опускаешься в мягкое кресло…

После долгих лет исключительно компьютерных игр как-то непривычна сама мысль — в опции заходить не надо. Разве что руль настроить, но пока я обхожусь и контроллером — управление повешено на левый и правый стики, регулировать что газ, что руль осями — очень удобно. Повороты проходятся плавненько, даже пробуксовок нет. Ездить на стандартном «снаряде» приятно — клавиатура такого счастья не дает.

Начинаем мы буквально с нуля. Машин — нет, уровень ниже единицы, а денег — кот наплакал. Цены в магазине запредельные — туда мы вернемся после, а пока двигаем на традиционный рынок подержанных авто — здесь с некоторой регулярностью случайно появляются самые разные машины. От японских малолитражек и непримечательных «серийников» до супертюнингованных болидов «Формулы-1» и редких концепт-каров. Ассортимент постоянно обновляется — иногда тут можно выловить что-то уберполезное. К примеру, 2J Race Car встречается исключительно тут… правда, стоит она 14 миллионов. Где взять такие деньги — разговор отдельный.

Gran turismo 5: обзор

Любимый тюнинг. Для супермощной Maserati ничего не жаль.В магазинах все авто — элитные. То есть для них полностью воссозданы салон, руль, панель приборов — все как полагается. Марок очень много, но я скучаю по «фишке» еще второй части — у каждого производителя там была «специальная» модель. Она стоила безумных денег, зато была действительно уникальной. У Suzuki, к примеру, это Escudo Pikes Peak — дикая красная молния с двумя движками суммарной мощностью под 1000 лошадок. В Gran Turismo 5 ассортимент официальных салонов поскромнее. Большую часть машин вы никогда не станете покупать. Они или не пригождаются, или стоят слишком дорого. Скажите, кому нужна Lamborghini Miura за пятнадцать миллионов, когда можно купить Dodge Viper за 65000, прокачать его еще на сотню — и получится настоящий суперкар, рычащий огнем и достигающий скоростей свыше 350 км/ч.

Кстати, о прокачке. Обожаемая развлекушка всех Gran Turismo — на месте. Почти любую машину можно улучшить: снизить вес, расточить двигатель, поставить турбину, коробку передач, подвеску, резину, сменить сцепление, улучшить выхлоп и все в таком духе. Стоит только попробовать — уже никогда не захочешь ездить на скучных и медлительных обычных авто. Даже безликую «японку» можно оттюнинговать так, что за руль приятно сесть — характер меняется разительно. Правда, настройки бедны. В передаточных числах покопаться не дают вовсе… По сути, поменять мы можем только некоторые аспекты: подвеску, отношение дифференциала (если он есть) и максимальную скорость в коробке. Давления в колесах нет, настроек турбины тоже.

Помимо чисто технических улучшений, есть и «для души», что называется. В специальной мастерской машинку можно помыть (хотя она не пачкается), сменить маслице (актуально для подержанных), перебрать двигатель (так и не понял, зачем это надо), восстановить прочность кузова (тоже неясно, зачем — цена аховая, а толку ноль), покрасить, поменять колесные диски и превратить обычную тачку в гоночную. Последнее доступно исключительно узкому кругу авто. К примеру, из Lotus Elise 111R можно сделать черно-белый уберспорткар. От обычного отличается чуть меньшим весом и чуть более мощным двигателем. Для соревнований именно на 111R такой уже не подходит, зато он отлично показывает себя в гонке для британских легковесных машин. Еще можно повесить разные спойлеры и прочие аэродинамические штуки. Прямого влияния хоть на что-то я от них так и не заметил. Да и особо обвешивать не разрешают. Элитные экземпляры, как и следовало ожидать, имеют иной раз по два-три варианта модификаций, обычные — хорошо, если один-два, чаще всего доступно только заднее антикрыло.

Gran turismo 5: обзор

Прокачанный «Ниссан» слетает с бугра. Впереди бескрайняя долина. Завораживающе.На трек!

О самих гонках особенно не расскажешь. Режимов тут не так уж много. Need For Speed изгаляется годами, придумывая новые фенечки, даже оружие появилось, а Gran Turismo все делает по классике. Кольцевые гонки, состязания на время и ради развлечения — ралли. Меняются только условия — авто мелькают, мы продвигаемся вперед. Получаем новые уровни — открываются заезды. Все просто. Но… это только режим A-Spec.

Второй режим — B-Spec — коварен и хитер. Там вместо нас за руль присаживается искусственный водила. Мы создаем его в специальном меню. Он имеет несколько умений: траектория, скорость и все в таком духе. Компьютерный интеллект будет выступать сам, нам же нужно отдавать ему указания, одно из четырех за раз: успокойся, сохраняй скорость, старайся лучше и обгоняй. Управляет машиной B-Spec отвратительно. В том плане, что он не срезает, не лезет в гущу, не умеет выскочить и обогнать сразу пятерых… Тупит, одним словом. Зато старается держать траекторию. Супердисциплинированно, если остается хладнокровным. Стоит отдать приказ стараться получше, индикатор настроения ползет к опасной красной зоне. Паренек жмет на газ отчаянно… и часто вылетает с трассы. Вся хитрость тут — командовать правильно и вовремя… и посадить ездока на первоклассный транспорт, иначе он вряд ли достигнет успеха.

Я долго размышлял над этим режимом. Вроде рулит бот сам — в чем же интерес? А в том, что можно «играть» в Gran Turismo 5 и делать что-то еще. Пока я писал эти строки, друже гонщик победил в соревнованиях Ferrari и Lamborghini. Ухожу обедать — он накручивает длинные трассы. В душ? За это время он успеет одолеть кругов десять. Однажды я даже спал в таком режиме. Проснулся — включил следующее соревнование… хотя это уже клиника.

Режим B-Spec хорош — тем, что наблюдать за процессом можно с помощью кинематографичной камеры. Открывается обзор не только прекрасных пейзажей, но и все авто удастся разглядеть. Мелькающие маркировки на спортивной резине полностью модифицированного Nissan 350Z — это нечто. Игра дает красивейшую картинку, гонки можно смотреть, будто они реальные. Только тут нет рекламы, а смысла — больше. Победа приносит деньги и тачки. Пока я делаю что-то еще, мой компьютерный болванчик забивает гараж. Интересная находка, хотя и весьма на любителя. Не каждому понравится смотреть на процесс со стороны, когда он может в нем принимать и более непосредственное участие…

Gran turismo 5: обзор

B-Spec на четырехсотсильной Subaru уходит в отрыв. Командовать уже не надо, он все сделает сам.Почему же машины не бьются?

Gran Turismo со времен первой части имеет девиз — The Real Driving Simulator. Переводим: симулятор реального вождения. Мне думается, что все кроется в нем — потому и машины не бьются. Это симулятор вождения, а не убивания многомиллионного автомобиля об отбойник. Движение, траектория, дисциплина, эстетика и неторопливое благородство — вот что здесь играет главную роль. Здесь нет места суете и постоянным рестартам. Наоборот, чем дальше — тем медитативней. Последние трассы способны отнимать чуть ли не по часу времени. Особенно вместе с настройкой, загрузками, постоянными подтверждениями и многочисленными меню — так оно и выходит. Gran Turismo 5 опасно засасывает, но это и показатель. Ладно, машины не бьются — не очень-то и хочется их чинить, лучше пусть всегда радуют дорогим блеском гладких, почти что глазурированных боков.

В качестве постскриптума хочу отметить, что для жителей России и стран СНГ серия Gran Turismo вообще знаковая. На долгие десятилетия мы были отрезаны от культуры автомобилестроения. Только здесь, пожалуй, да в музеях и специальной литературе можно встретить продукцию японского, американского, европейского автопрома, которую мы никогда не видели и не увидим на наших дорогах. В простой и приятной форме игра позволяет познакомиться с ходом истории автомобилестроения в целом — к каждому экспонату тут есть справка, а собственно музей вынесен в отдельную графу. Самое прекрасное же в том, что мы можем не только разглядывать и читать — хоть как-то, но дают прокатиться. Конечно, это не реальная поездка, но слабый луч знаний и ощущений всяко лучше полной темноты, невежественности и забвения.

Плюсы: красиво; познавательно; захватывающе; очень большая продолжительность; возможность использования в качестве видеокартины; отличная музыка; беспрецедентный автопарк; уникальное отражение достижений человечества в автомобилестроении.

Минусы: опасно затягивает; нет модели повреждений; слишком долгие загрузки; перенасыщенность меню и лишних действий; слабоватая настройка автомобиля.

Gran Turismo 5 (рецензия, обзор)


Похожие игры…

Читайте также: