Half-life 2: episode one
Сначала появляется контур его очков, затем взгляд переходит на рыжеватые волосы, а уж потом возникает лицо. В который раз пересказывать его героическую историю и невообразимый успех не стоит, маленькие дети, взрослые дядьки, пожилые старушки — все, буквально все о нем слышали. Доблестные рыцари из Valve не один раз пытались удивить публику и выдвигали новые идеи, а на этот раз они постараются привить компьютерным играм эпизодичность. Какие у них мотивы — догадаться не трудно [тихо доносится шелест долларов], но геймера волнует совершенно иное, его интересует лишь сама Игра. Ее качество, красота и интересность.
Еще одного долгого ожидания в несколько лет поклонник Half-Life не смог бы пережить, и сотрудники Valve начали скрупулезную работу над продолжением, которая разрослась в целое серийное производство (каждые полгода игрок будет читать новую главу из любимой истории). Но как эпизодичность проекта отразилась на его качестве? Сразу скажу — никак. Оно по-прежнему на должном уровне, но, несмотря на то, что Episode One распространяется как отдельный продукт, не стоит от него требовать слишком многого — это просто небольшая часть громадного адд-она, который призван закрасить белые пятна в сюжете.
Цитадель, Сити 17 и все?
Действие в первом эпизоде разворачиваются сразу же после событий оригинальной Half-Life 2 (на самом деле точно не известно, сколько времени прошло от взрыва до начала игры, минимум сутки — прим. ред.) . Мы сможем узнать о том, что произошло с Цитаделью, и как изменился Сити 17. Как всегда, всплывает новая тайна, разгадка которой будет дана лишь в Episode Two. Кроме парочки ответов на несколько незначительных вопросов, возникших после прохождения оригинальной игры, нам ничего не уготовано. Большинство «открытий» предсказуемы. В целом, если собрать все крупицы сюжета, предоставленные в Episode One, можно получить одно короткое предложение, в нем и будет храниться великий смысл всех пяти глав. Чем же это компенсировали Valve? Реализацией. Одно слово в сюжете равносильно красивой сцене в главе. Хорошо ли это? Смотря для кого, одно ясно — собирать крупицы истории «не фанатам» вселенной Half-Life будет утомительно, для них и добавили красочных сцен, чтобы скрыть размытость сюжетной линии.
Даже, несмотря на то, что в первом эпизоде достаточно много (для FPS) диалогов, увы, к истории мира они имеют мало отношения и играют, скорее, вспомогательную роль. То добрые слова Аликс, то ее шутка, то переживания Аликс не много ли «Аликс»? Кажется, слишком много. Episode One было бы правильней назвать «Эпизод Аликс», так как она нас сопровождает большую часть игрового времени и может порядком наскучить. Увы, безмолвие Фримана отодвигает его на второй план как персонажа, наша бессмертная и незаменимая «нянька»-героиня будет, где надобно, переживать за нас, думать за нас, помогать нам (благо с боссами позволили расправиться самостоятельно) и решать все за нас. Многие разработчики пытались сделать некое подобие «синглплеерного кооператива», где настоящий игрок и компьютерный AI сражались бы вместе плечом к плечу и шли по тонкой ниточке сюжета, но мало кому это удавалось. И хотя Аликс за скромные пять часов не сможет заслужить почетного звания «главного раздражителя», тем не менее, иногда она слишком крепко держит инициативу в своих руках и видоизменяет привычный в FPS порядок вещей, делая из главного героя марионетку.
Геймплей изменился самую малость и слегка «опопсел». Так же, как и раньше, динамические и эффектные схватки перемешаны с несложными логическими задачками, которые, к сожалению, так и не возвращают мозг к умственной деятельности в силу своей детской простоты. Работы для грави-пушки стало больше, чем обычно, и, на фоне катастрофической нехватки патронов, с ней вы не будете расставаться надолго. Неожиданностью стало появление уровня, выполненного в атмосфере кромешной тьмы, по которому нам приходится носиться с фонариком и вместе с Аликс отбиваться от толп зомби. Ничего не напоминает? Но, наравне с интересными геймплейными моментами, разбавляющими аркадные перестрелки, существуют также неудачные, заставляющие бегать по одному и тому же месту по несколько раз (эх, злополучное здание «Техника»). Даже комментарии разработчиков в подобных местах не могут оправдать такие решения, это просто затягивание времени, не несущее в себе заряда положительных эмоций. Что касается AI, то он, как и прежде, не отличается особой сообразительностью, однако в ассортименте искусственного интеллекта (в частности, в поведении Аликс и комбайнов) появились заметные улучшения, но даже на высоком уровне сложности игровой процесс напоминает прогулку.
Эпизодичный контент
Вам все-таки хочется узнать, а что же нового вы сможете повидать в Episode One? Может, восстанут новые враги, с которыми должен сразиться Гордон? Нет. Боссы? Нет. Может, найдется новое оружие? И снова нет. А, может, какая-то необычная локация? И вновь мне приходится сказать «нет». Все стандартные признаки дополнения обошли стороной Episode One, ничего нового этот проект, за исключением убогого «зомбайна» и парочки хороших музыкальных тем, в игровой контент не принес. И модели остались прежними, и текстуры сохранились. Изменился лишь дизайн локаций, нам открыли ту часть Сити 17, в которой мы еще не успели побывать в HL2. Да, она замечательна, красивые текстуры скрывают бедность архитектуры, а чувство бесцеремонного copy-paste не имеет поводов посещать геймера. Местность хорошо сбалансирована, враги в нужных местах, схватки выглядят продуманными, но этого катастрофически мало. При таком раскладе вещей реиграбельность падает до двух раз. В первый можно залпом пройти в свое удовольствие, а во второй — читая комментарии разработчиков. Третьего вынести нельзя хотя, может, осилят фанаты?
Всё тот же город City 17, но, по словам разработчиков, представленный с «другой стороны». Рассматривать Episode One как самостоятельный продукт не стоит. Он дал слишком мало нового вселенной Half-Life, и заявление Гэйба Ньювелла о том, что правильней было бы назвать проект Half-Life 3: Episode One, отдает излишней самоуверенностью. Это просто еще пять глав из HL2, которые появились немного позже
Престарелый Source хоть и не претендует на всемирную славу самого лучшего, самого оптимизированного и красивого движка, но старается подражать этому образу. Всяческими ухищрениями он вытягивает визуализацию на более высокий уровень, нежели оригинальный HL2. Красивые панорамы Сити 17 радуют глаз, работа дизайнеров локаций, текстурщиков и моделлеров прикрывает хромые места Source (потуги других разработчиков над ним не дали и половины этого эффекта), что вкупе с HDR дает сочную и приятную картинку. Кроме всего прочего, движок был изрядно оптимизирован и с включенным HDR выдает производительность «обычного Source». Терпимо, скромно, но приятно — вот так можно охарактеризовать нынешнее положение.
Не последний эпизод
Вокруг обычного адд-она к очень известной игре сотрудникам Valve удалось снова поднять шумиху. Они нашли свою волну и пользуются этим как могут. Незамедлительно последовавший анонс следующего эпизода подтверждает мои слова, и поверьте — это далеко не последняя часть сериала. По всей видимости, выход третьего Half-Life отодвигается как нельзя дальше (а будет ли он вообще?), ибо Episode One весьма удачно показал себя публике. На фоне скабрезного уродца Sin Emergence, он выглядит как рыцарь на белом коне, который пришел накормить изголодавшихся геймеров и проткнуть стальным мечом полудохлую тушку Emergence. Про чудовище пора уже забыть и вплотную заняться нашей попсовой красавицей. Нам предоставили, как говорится, more of the same, а другого и не обещали.
Отношение многих игроков к продуктам Valve можно сравнить с отношением читателей к произведениям Стивена Кинга — кто-то их считает свежими и интересными, а у кого-то возникают рвотные позывы при виде очередной бездушной поделки. К какому из двух лагерей вы бы не принадлежали, знайте, что сей продукт не сухой и не черствый, в нем есть искра, которая зажигает огонь в сердцах многочисленных поклонников, может, зажгет и в вашем.
Автор: Александр Куприн