Mark of the ninja
На конец восьмидесятых – начало двухтысячных пришелся самый пик популярности разных боевых искусств, начиная от банального карате и заканчивая экзотической капоэйра. Брюс Ли, Джет Ли, Джеки Чан – в постсоветской России и СНГ их любили, ценили и уважали (верно это и сейчас, пусть и несколько в меньших масштабах). Примерно в те же годы и видеоигровая индустрия начала подстраиваться под вкусы публики – первой ласточкой была Karateka, затем последовал ещё с десяток не столь культовых, но довольно известных игр.
Сегодня, спустя годы, тематика ощутимо поугасла. Время не щадит никого: известные мастера постарели или вовсе ушли из жизни, мечтательные подростки выросли в успешных взрослых людей, обзавелись семьями – им теперь не так интересны героические ниндзя и поэтично-слезливые истории о росте над собой. И лишь редкие залетные ласточки, вроде Mark of the Ninja, возвращают нас в беззаботное детство, позволяя почувствовать себя ребенком, увлеченно просиживающим вечера у экрана телевизора.
Revenge Gets Ugly
Карьера канадцев из Klei Entertainment развивается по отчетливой восходящей линии. Сначала Eets – банальная и простая, но сильная визуально головоломка. Затем – Shank и Snahk 2 – одноклеточные, но веселые и стильные мясные beat’em’up. А вот теперь небольшая Ванкуверская студия доросла пусть не совсем до революции, но до качественного скачка, создав Mark of the Ninja – платформер, не слепо следующий заветам дедушки Марио, а лёгким бризом приносящий нотки свежести с привкусом ретро в жанровый застой.
Mark of the Ninja умудряется напоминать сразу с десяток произведений из обширного наследия мирового кинематографа. Тут вам и классический Манускрипт Ниндзя и, как ни странно, Badlands, и даже Ninja Assassin от братьев, простите, брата и сестры Вачовски. Лысый учитель, с тонкими усиками и в желто-черном кимоно, злобные корпорации и братство ниндзя-неудачников, застигнутых врасплох солдатами, глуповатый, но послушный и профессиональный синоби… Первые полтора часа происходящее на экране, кажется не более чем привычно плоским винегретом из всего и вся, сваленного вместе и неуверенно перемешанного. Но позже оказывается, что здешняя история на удивление хорошо прописана: и второе дно, и даже парочка неожиданных поворотов в наличии (обратите внимание на внешний вид героя — его аляповатые татуировки ещё сыграют свою роль в развитии сюжета).
No Retreat, No Surrender
Mark of the Ninja – практически двухмерная вариация Batman Arkham City. Ловкий и пластичный герой, дружащий с тьмой, крюк в его руках, позволяющий с грациозностью летучей мыши возноситься на фонари и полки, будто специально для этого придуманные, острый клинок и слабое здоровье, не позволяющее принимать на грудь пулеметные очереди.
Это самый настоящий стэлс экшен, как Dishonored и Thief, глубокий и продуманный, грамотно уходящий от условных ограничений двухмерности. Больше того, если приноровиться, Mark of the Ninja превращается в прекрасную, ритмичную симфонию убийства. Открыть дверь, мгновенно взлететь под потолок, упасть за спину проходящего мимо стражника, острым клинком проткнуть его сердце, не дав бедолаге даже всхлипнуть на прощание, и спрятать труп в вентиляции – спустя полчаса, проведенных за геймпадом в игре, этот этюд вы будете исполнять буквально на четыре счета – в ритме ча-ча-ча.
В этой игре, как нигде, интересно экспериментировать, ставить для себя всё более и более сложные задачи. Вот, уровень с местным «танком» — очень чутким, закованным в броню солдатом, при тревоге мгновенно выпускающим в вашу сторону ракету – может быть стоит этот участок уровня пройти скрытно? А вот милые собачки, будто бы перебравшиеся сюда из Shank – пусть все они обнюхают героя, при этом не потревожив хозяев! Отдельного внимания заслуживают спрятанные в тупиках обходных путей религиозные святыни (своеобразные мини-уровни головоломки, на решение которых уходит немало времени и умственных усилий) и коллекционные свитки, находящиеся в самых труднодоступных местах.
Mark of the Ninja, как и любую расово верную stealth-игру, можно пройти не только мирно (никого не убивая, путешествуя по занятно пыльным вентиляционным шахтам и тенью скукоживаясь за компактными цветочными горшками), так и в агрессивном режиме. Последнее, правда, не только в разы сложнее (вы ведь помните об острой непереносимости пуль главным героем?), но и ей-богу, совершенно не манит. Ведь, несмотря на то, что за всеми наворотами скрывается узнаваемая механика Shank, эти два произведения воспринимаются совершенно по-разному.
Go For The Kill
Mark of the Ninja удивительно проста. Она не требует от игрока выполнять нудных заученных комбинаций, не заставляет вымученно, из раза в раз повторять одно и то же, не давит на мозжечок однообразностью. Элегантная и многогранная, она схожа и с недавней Dishonored, и с классикой из девяностых – игра не стесняется подстраиваться под игрока, давая каждому ровно те эмоции, которые ему нужны. Хотите бессмысленного мяса – вы его получите. Хотите нагрузки на мозги и пальцы – и такое найдется. Главное помнить, что креатив поощряется, а мир, пусть и с допущениями, живет по вполне реальными законам.
Немалую долю в атмосферу игры вносит и фирменный стиль Klei Entertainment, который узнается здесь буквально во всем, начиная от того, как главный герой двигается и убивает, и, заканчивая мультипликационными вставками между миссиями. Да и вообще, Mark of the Ninja прекрасно выглядит «из-за плеча» — как качественный мультфильм 16+. Это ли не достижение для художников студии?
Эстетика ниндзюцу и востока в сегодняшних играх встречается не то что бы часто, а скорее совсем наоборот, – в таких условиях Mark of the Ninja, при всех её недостатках, продукт практически уникальный. Стильный, выверенный до мелочей двухмерный платформер, по возможностям сопоставимый с полномерными ААА проектами, даже несмотря на спорную продолжительность и простоту, увлекает не на шутку. И пусть тягаться на равных с самыми крупными играми этого сезона Mark of the Ninja явно не в силах (не тот масштаб и бюджет), своё место в сердцах игроков она займет, причём по праву.
We expressing our special thanks to Corey Rollins and Klei Entertainment.
Автор: Василий Карпушев