Метро 2033

Будущее расстилается перед нами как бесконечный тоннель метро.

И, может быть, однажды мы заслужим свет в конце этого туннеля.

Артём

Часто, когда группа разработчиков покидает родную студию (своим ли ходом или после сокращения штатов), они вновь собираются вместе и делают продукт, который едва ли не копирует их предыдущий опыт. Дизайнер и художник Билл Ропер покинул Blizzard – и его Flagship Studios сделала Hellgate: London – почти точную копию Diablo, только про подземку Лондона и будущее. Билл Тиллер, выходец из квестового отделения Lucas Arts, собирает студию Crimson Cow и делает A Vampyre Story – адвенчуру с острым привкусом старых хитов вроде Secret of Monkey Island. Примеров можно привести множество.

Но бывают и удивительные исключения. Несколько разработчиков из украинской компании GSC (в основном, арт-отдел) после релиза S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl покидает родные пенаты и организовывает студию 4A Games. И создает игру по известному роману Дмитрия Глуховского «Метро 2033». И эта игра оказывается ну ни разу не S.T.A.L.K.E.R.ом.

Апокалипсис сегодня

Пожалуй, единственное заметное сходство игры 4A c творением GSC – радиоактивно-постапокалиптический сеттинг с острым мистическим привкусом. Весь мир был уничтожен ядерной войной. В Москве несколько тысяч жителей смогли спастись, укрывшись в метрополитене. Приспособившись к существованию под землёй, люди начали постепенно осваиваться в непривычном месте жительства: разводить свиней и выращивать грибы, очищать воду и отбиваться от мутантов.

John Murphy — In the House, In a Heartbeat (Metro Exodus)


И вот, на одну из станций, ВДНХ, начали нападать «чёрные» – очень сильные человекоподобные существа с ментальными способностями. Один их жителей станции, двадцатитрёхлетний парень по имени Артём отправляется в Полис – единственное место в метро, где ему могут оказать помощь.

Как завязка, так и все остальные события, фракции и место действия игры повторяют таковые у Глуховского. «Метро 2033» — это ни что иное как интерактивное переложение романа, местами – почти дословное. Но поскольку в самом романе сцен, которые могли бы быть хорошим основанием для перестрелки, не так уж и много, 4А Games пришлось кое-что вырезать, кое-что добавить от себя, а местами – переписать с нуля, оставив минимум связей с оригиналом.

Так, например, по книге Бурбон погибает от ментального воздействия, а в игре же он оказывается в плену у бандитов. В книжном «Метро 2033» Артём выходил на поверхность буквально два или три раза, при этом одевшись в спецкостюм, — в игровом «Метро 2033» он шастает посмотреть на небосвод с поразительной регулярностью.

При этом тем, кто книгу читал, это не покажется чуждым, и даже такие спорные отличия как смена лета на зиму и дополнительная, альтернативная книжной, концовка, покажутся разумным обращением с творением фантаста и весьма интересным взглядом на его работу. Остальные же откроют для себя удивительный, интересный и проработанный до каждой мелочи мир, который по своей глубине и душевной организации едва ли не тоньше Fallout и Half-Life 2.

Новый мир

Абсолютно всё в «Метро 2033» нацелено на создание густой атмосферы. В личной комнате Артёма можно включить настольную лампу. Прогуливаясь по станции, можно наслушаться баек, процитированных из книги, увидеть спор двух друзей, посмотреть, как женщины готовят еду, мужчины охраняют блокпост, а дети рисуют на стене человечков. Есть возможность подойти и поторговаться с барыгами, если, конечно, есть патроны – местный аналог денег (к сожалению, разработчики в угоду балансу всё же разделили патроны-деньги и патроны для стрельбы, хотя никто не мешает использовать первые для стрельбы). В одном месте можно даже попытаться снять проститутку и получить в общем, довольно специфический опыт. Все эти мелочи нисколько не существенны и на игровой процесс никакого влияния не оказывают, но зато на игрока это действует живительным образом.

Есть же фишки, которые же напрямую связаны с геймплеем. И они потрясают даже больше, чем те, что добавлены исключительно для антуража. Так, в «Метро 2033» практически полностью отсутствует интерфейс. Задание и цели миссии видны на планшете и компасе, который достаёт герой по нажатию клавиши «М». Количество патронов в большинстве оружия можно определить на глазок, а их привычный счётчик можно увидеть только в момент перезарядки. Число чистых фильтров для противогаза и то, насколько скрыт Артём от вражеских глаз, можно увидеть, достав часы, а оценить здоровье героя легко по дыханию и пульсации экрана. Никакого инвентаря ни у Артёма, ни у врагов нет – патроны собираются прямо у них с пояса и из карманов строго по принципу «один клик – одна упаковка», так что иногда для очистки ящика от содержимого приходится щёлкнуть мышкой раз десять.

Особенно приглянулся нам местный фонарик, который заряжается, натурально, от ручной динамо-машины, ручку которого нужно несколько раз нажать.

И даже если бы Metro 2033 был бы ужасным шутером с поганой графикой и нулевым геймплеем, только за подобные мелочи, атмосферу и сюжет ему можно было простить если не всё, то очень и очень много. Да вот в чём дело – «Метро 2033», ко всему прочему, ещё и великолепный шутер.

Следующая остановка – библиотека им. Ленина.

Каждая хорошая стрелялка должна иметь три составляющих игрового процесса: зрелищность и разнообразие ситуаций, интересные бои и богатство возможностей. И все три этих равноценно важных компонента в «Метро 2033» присутствуют в полной мере.

Игра ни на секунду не даёт соскучиться. В один момент игрока бросают защищать баррикаду, а уже через пару минут он бредёт в полутёмном тоннеле, судорожно считая патроны. Проходит ещё некоторое время – и вот Артём в составе небольшой группы зачищает небольшой подземный зал от упырей. Пять минут – и вот мы уже летим со свистом на дрезине, расстреливая бандитов. Уровень в библиотеке так вообще без всяких скидок можно назвать гениальным, как и восхождение на самый верх Останкинской башни.

По степени насыщенности интересными событиями игра 4А Games чуть ли не вплотную приближается к Call of Duty: Modern Warfare 2. Сравнение вовсе не случайное – местные кат-сцены на движке с видом от первого лица срежиссированы и поставлены так, что иногда кажется, что игра разрабатывалась западными разработчиками, а не ребятами из СНГ.

Перестрелки получились действительно энергичными и ожесточёнными. В условиях тотального дефицита патронов каждый бой превращается в суровое противостояние. К сожалению, омрачает их (и рейтинг – примерно на полбалла) две непростительных вещи. Первое – довольно странный искусственный интеллект врага. При том, что стреляет он действительно метко, его ориентация на местности оставляет желать и желать. И если глупым монстрам это простительно, то живым людям – как-то не очень. Ну и второе – довольно странный баланс оружия и система повреждений. Особенно печальным получился дробовик – как монстры, так и homo sapiens выдерживают иногда до четырёх выстрелов в упор. Учитывая тот факт, что в игре два вида дробовика – двустволка и автоматический дробовик на шесть зарядов, такое положение вещей будет стоить каждому игроку много нервов. Кстати, в голову стрелять, чаще всего, бесполезно – чтобы убить человека требуется в среднем три выстрела в голову. Каски у них одеты, товарищи.

Хотя в целом, многие эпизоды можно пройти, вообще не стреляя. Да, в «Метро 2033» есть стэлс, причём вполне полноценный. Метательные ножи, ночное видение, на крайний случай – пневматическая винтовка и пистолет с глушителем – всё на месте.

Польза прогресса

Использование самых последних технологий позволило разработчикам добиться поразительных результатов в картинке, в результате чего выглядит «Метро 2033» ничуть не хуже, чем играется. Превосходные тени, детализация объектов, пост-эффекты, висящие в воздухе частицы, дым При всей ограниченности выразительных средств (туннели они и есть туннели), 4А Games умудрились сделать внешний облик игры невероятно запоминающимся и чётким.

Только не думайте, что при такой ограничиться малой кровью. Двуядерный процессор, пара гигабайт оперативной памяти и видеокарта класса GeForce 8800GT – вот тот оптимум, что позволить насладиться большей частью красоты «Метро 2033» без обидных тормозов.

Metro 2033, без всякого преувеличения или лукавства, чуть ли не самый лучший шутер со времён Bioshock. Отработанный на все сто сеттинг, превосходная атмосфера, оригинальные и отлично работающие дизайнерские ходы, качественная картинка и отменный саундтрек от Алексея Омельчука (S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl) и Георгия Белоглазова (Sublustrum) – вот те составляющие, которые позволяют занести проект 4А Games в список самых заметных релизов последних месяцев.

Мы благодарим компанию Акелла, Сергея Затинщикова и Константина Шувалова за предоставленную версию игры.

Автор: Данил Ряснянский

Похожие игры…

Читайте также: