Minecraft: обзор
Загадочный человек в шляпе и с бородкой, известный как Маркус Перссон (Markus Persson), еще более известный как Нотч, видимо, может смело называться самым успешным независимым разработчиком. Его творение Minecraft совсем недавно перешагнуло планку в четыре миллиона проданных копий и совершенно не намерено останавливаться. Далеко не каждый блокбастер может похвастаться подобными цифрами, да еще и до официального релиза. Но что же это, в чем же дело? Неужто эта игра способна зомбировать и заставлять людей покупать себя, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений и склада ума? Что ж, давайте изучим сей феномен поподробнее.
Робинзон в кубе
Я хочу сразу предупредить всех знакомых с явлением, что данный материал преимущественно предназначен для тех, кто с Minecraft практически незнаком. Те, кто поиграл, уже наверняка сложили свое собственное мнение, и опыт наблюдения за блогами мне подсказывает, что такие люди делятся на два лагеря: одни поставили бы игре «изумительно» и все, что только можно, а другие — «мусор» или в лучшем случае «проходняк».
Такой разброс мнений вполне оправдан, потому что перед нами — чистой воды авторский проект. А таким вещам свойственно быть неоднозначными.
Итак, приступим уже к вскрытию. Первое, к чему стоит привыкнуть в местных декорациях, — это их кубичность. Угловато все — животные как будто склеены из картона, а инструменты пикселеваты до крайности. Картинка в целом выглядит как лихой привет из девяностых — поначалу так и ждешь, что из-за угла выпрыгнет Марио или Пакмэн.
Типичный местный пейзаж. Кубики, кубики и еще больше кубиков.Вторая ключевая особенность — свобода. Полная, безраздельная власть над тем, что будет вытворять ваш подопечный внутри этого сгенерированного уникального мирка. Разных занятий — миллион: копай, ломай, строй, убивай, воруй, твори, жги, исследуй, созерцай и так далее. Ограничения возникают только по чисто техническим соображениям.
Дальше начинается абсолютно непредсказуемый полет фантазии — возникают железные дороги, метро, средневековые замки, статуи, корабли, сложные механизмы, целые деревни и даже города. Последнее, правда, встречается преимущественно в мультипеере, потому что строить одному для себя самого целый город… Ну, это надо очень много времени и энтузиазма.
Today we’re gonna mine… in hell!
И именно здесь начинаются проблемы. По сути говоря, Minecraft — это чистый лист. При желании можно взять и написать на нем рассказ, стихотворение или нарисовать пейзаж. Или оригами сложить какое-нибудь. Однако сам по себе этот лист — просто бумага; она не развлекает, но дает возможность самому себя развлечь.
Поэтому перед запуском настоятельно рекомендуется ознакомиться хоть с каким-то материалом из разряда «Как стать крутым шахтером». Иначе рискуете первые несколько часов ломать голову над вопросами вроде «а как тут дерево-то рубить?» или «а почему камень не добывается, а просто исчезает?». Проще всего освоить азы с помощью так называемых летсплеев, которые в несметных количествах обитают на просторах YouTube. Альтернативный путь — сходить и покурить соответствующую статью в «Википедии», где понятно и просто раскрыты практически все аспекты геймплея.
Физика здесь немного странная. Деревья вот не падают…Третий вариант — посмотреть записи стримов, проведенных коллективом «Лопасти Щастья», где в интерактивно-развлекательной форме мы попытались как можно доступнее раскрыть суть игры. В первом эфире происходило просто знакомство с проектов, а во втором мы рассказали о местной достопримечательности под названием редстоун.А дальше уже можно смело пускаться в путешествие по бесконечному кубическому миру. Точнее, по трем мирам. Помимо обычного, привычного глазу окружения, разделенного на биомы для пущей красоты (болота, лиственные и хвойные леса, пустыни, холмы и прочие интересные местечки), существует парочка параллельных измерений. Одно из них — это ад, преимущественно залитый лавой, как и положено любой уважающей себя преисподней. Местные обитатели отличаются повышенной недружелюбностью, а декорации — мрачным величием. Вторая альтернативная реальность зовется Мир Эндер и представляет из себя обиталище эндерменов, драконов и странных фаллических штуковин из обсидиана. По ощущениям напоминает этакий первый слой Сумрака из произведений Лукьяненко.
Если с другом в шахту влез — веселей работа…
Однако разбирать и пересобирать мирок, составленный из кубиков одному достаточно быстро надоедает. Рано или поздно даже в самой изобретательной и находчивой голове возникает-таки желание сделать это с кем-то. И здесь открывается второе дно Minecraft — мультиплеер. Да-да, друзья, здесь можно заниматься групповым возведением эпичных строений, городов, поселков, подземелий и всего того, что раньше так нравилось делать одному.
Приятно познакомиться, ад.Добавим сюда еще тот факт, что шахтерское ремесло благодаря фанатам обросло невероятным количеством самых разнообразных модификаций. От банальных новых блоков до внедрения в местный игровой процесс самой натуральной портальной пушки! Есть модификации и для сетевой игры — для защиты собственного дома, распределения работ и многочисленных консольных усовершенствований.
У «Майнкрафта» нет начала, нет конца…
Вернемся к разговору о чистом листе, начатом выше. Сюжетная линия ограничивается желтыми надписями в главном меню, то есть отсутствует. Minecraft — это песочница ради песочницы, не больше и не меньше. Существующие условные титры хоть и дают некоторое право человеку, увидевшему их, заявить: «Я прошел игру», однако это сродни заявлениям о прохождении The Sims. Игра бесконечна, бескрайна и бесцельна.А еще, ребятки, вам стоит знать, что здесь страшно. Особенно по ночам и на большой глубине. Чаще всего монстры появляются ночью. Зомби, пауки и скелеты-лучники в описании не нуждаются, а вот про двух самых необычных злодеях я немного расскажу. Легендарный зеленый зверь, фанатеющий от обнимашек, — крипер. Он попортит вам много нервов, пока не научитесь или избегать их, или бороться с ними. Действуют такие чудища просто — завидев героя, они начинают тихонько к нему подкрадываться, а когда окажутся рядом — коротко шипят и взрываются.
Второй необычный зверь зовется эндерменом и пугает скорее своим видом. Занимательный факт об этих черных гигантах с тоненькими ручками — они умеют телепортироваться и не станут атаковать вас до тех пор, пока вы не посмотрите им в глаза.Так уж сложилось, что летом я написал рецензию на Terraria. И там была изложена мысль о том, что Terraria — это не Minecraft, а этакая Diablo. Сейчас пришла пора вспомнить об этом, потому что теперь, после релиза обеих убийц времени, разница между ними сократилась до минимума. И там, и там можно заниматься добычей ресурсов, борьбой с монстрами, совершить прогулку в ад, алхимичить и зачаровывать оружие, однако подход к процессу разный. «Террария» постоянно подогревает обыкновенного манчкина, охочего до новых вещичек, в то время как в Minecraft этот манчкин — творческий и регулярно питается не мыслями о новой броне, а вопросами вроде «смогу ли я спроектировать вот такую штуковину?». Ведь, как известно, недостаточно просто нарубить сто деревьев для постройки действительно впечатляющей крепости. Надо уметь распорядиться ресурсами, разложить кубики по своим местам.
Доктор, мне кажется, что все вокруг словно склеено из картона. Это нормально? Доктор, а у вас все в порядке с головой? Почему лоб такой высокий?***Подводить черту, как бы странно это ни звучало, пока что рано. Minecraft постоянно растет и развивается, и точка релиза — это почти как выход очередного апдейта за номером 0.9.1, но только с официальным стартом продаж и долгожданным появлением кнопочки «Quit» в главном меню. Сколько еще всякого разного сюда впихают создатели — невозможно предсказать.
Промежуточные же итоги таковы: Minecraft — один из самых злостных и беспощадных убийц времени. Шанс создать мир и изменить его до неузнаваемости так, как хочется только тебе. Или нескольким людям. И главное, что здесь есть, — это свобода. Свобода творчества и самовыражения. И тот, кто приходит сюда за чем-то другим, неизменно не понимает, как в это можно играть сутками и получать удовольствие.
Плюсы: полная и безраздельная свобода творчества; отличный генератор карт; необычные противники; пиксельная стилизация.
Минусы: без жалости убивает время.