Mount & blade: обзор
Если хочется сделать игру, а средств на разработку нет, то единственный логичный выход продать ее до того, как она будет разработана. Так поступили супруги Явуз из Турции, еще в 2005-м году начав распространение через Интернет демо-версии ролевой адвенчуры Mount Blade, весившей на тот момент всего 36,5 Mb. Будучи размером с небольшой патч, Mount Blade содержала самое важное — геймплей, а потому оказалась поразительно затягивающей. Идея Явузов сработала на все сто, появились деньги на дальнейшую разработку, игра растолстела до полугигабайта, получила релизный титул и теперь продается в магазинах всего мира.
В игре 5 стилей архитектуры: западно-европейский, южно-европейский, монгольский, скандинавский и русский.
Между тем Mount Blade совсем не выглядит завершенным проектом. Опытному издателю должно быть известно, что хорошая идея без хорошей подачи — это жаркое из курицы, несущей золотые яйца. Но Paradox, уже не раз получавшая по ушам от игроков за излишне свободный геймплей своих глобальных стратегий (Europa Universalis, Crusader Kings), снова упала в ту же яму. Вот, например, в начале игры нам предлагают выбрать биографию своего аватара. Кем он был: дворянином или нищим, в университете учился или подмастерьем работал? Происходит это самым топорным способом, в диалоговом окне. Дальше герой обнаруживает себя в мире Кальрадия. Тут бы сюжету подхватить игрока и затянуть по самые уши в приключения и авантюры, по ходу дела демонстрируя все лучшие стороны проекта. Но в Mount Blade все не так, а точнее никак: ни сюжета, ни мотивации для прохождения, ни концовки. Играйте, пока играется, а надоест — жмите кнопку Уйти на покой и читайте статистику прохождения. Суровая непрезентабельность, неумение продемонстрировать свои достоинства заведомо сужает круг пользователей и является главным недостатком игры.
Дизайн всех локаций объединяет одна черта: нехватка запоминающихся объектов.
Сродни ему плохая графика и звук. Картинка просто катастрофически отстает от современных стандартов. Причем нередко видна натуральная дизайнерская халтура: одноцветная заливка вместо полигонов, в меню и диалогах пустые поля, на месте которых, очевидно, должны были размещаться рисунки. Качество погибло на алтаре количества, отчего мы имеем десятки непримечательных карт для сражений и трехмерные города, состоящие из трех-четырех домов. Складывается впечатление, что нулевая себестоимость была для разработчиков важнее, чем успех проекта.
Не трудитесь сосчитать, сколько на карте городов. Все равно на экран даже четверть не поместилась.
Между тем по части геймплея Mount Blade даст фору попсовым хитам EA Games и даже найдет чему поучить мэтров ролевых игр из Bioware. Ее ключевое достоинство — многогранность. Есть тут ролевая составляющая: выполняем задания, подбираем приличную экипировку, повышаем три десятка умений. Имеется элемент экшена: в битвах наш герой не стоит в сторонке, а верхом на скакуне топчет пехоту, таранит копьем других конников и даже может стрелять из лука или арбалета. Mount Blade по праву зовется лучшим симулятором кавалериста, хотя сражения в одиночку приносят мало радости. Слишком вялые получились бои: оружие медленное, ударов всего два, плюс блок, приличного прицела нет. К счастью у игры есть тактический компонент: нанимаем несколько десятков рекрутов и получаем бои стенка на стенку в духе Fallen Lords. В таких сражениях не столько нужно участвовать, сколько видеть их, благо компьютерный интеллект неплохо имитирует поведение воинов. Летят стрелы прямо в экран, меченосцы прикрываются щитами, кавалеристы носятся вокруг поля боя, сбивая пехотинцев с ног. Лучники стреляют в конников, те падают из седла, волочатся по земле за конями. От ударов оружия на лицах и телах остаются страшные раны. Командовать во время боя тоже можно и даже нужно, если вас волнует цена победы, но с доступным набором приказов полного контроля над ситуацией добиться не получится.
В начале игры наши враги — вот эти оборванцы, а друзья — конь, меч и арбалет.
С полей сражений можно собрать трофеи и увести пленных. И те и другие затем попадают на рынок, где превращаются в товар и рабов соответственно. Возможность зарабатывать торговлей — это еще одна сторона геймплея Mount Blade. Городов в Кальрадии не два и не пять, а около сотни. Ассортимент товаров везде разный и достаточно богатый, чтобы нам всегда хотелось больше денег. Золото в кошелек приходит не только от продажи отвоеванного добра. Его можно и украсть: между городами ходят торговые караваны, правда, с охраной у них полный порядок. Можно поработать на какого-нибудь лорда, собирая налоги с деревень, таская от замка к замку почту или выполняя другие скучнее автоматически сгенерированные задания. Захотелось настоящей работы — встаем под знамя одного из пяти королевств и защищаем границу, берем штурмом города и кроим на свой лад политическую карту Кальрадии. Можно в ней отрезать и для себя кусок, хотя хозяйствовать в нем не интересно и не прибыльно. Заскучавших ветеранов ждет арена. На ней опять же придется сражаться, только программа развлечений там шире: от дуэли до хаотической мясорубки четырех команд — словом все, что захочет увидеть зритель.
***
Mount Blade затягивает с потрохами, стоит только включить фантазию и представить себя средневековым рыцарем, совершающим подвиги ради славы и богатства. Игра для ценителей, которым понравится многосторонний и сбалансированный геймплей, зрелищность массовых битв и реалистичность боевой системы.
Плюсы: большой живой мир, в котором можно делать все, что угодно; зрелищные массовые бои и хорошая реализация конных сражений.
Минусы: отсталая графика и скучный дизайн; отсутствие сюжетной линии и продуманных заданий.