Napoleon: total war: превью
Не секрет, что The Creative Assembly прервала Empire: Total War на самом интересном. Только, знаете ли, начали рождаться Суворовы, Кутузовы да Наполеоны, как нам показали финальные титры и попросили подождать. Мол, первая четверть XIX века — это история отдельная. И получите вы ее тоже отдельно. Игроки сразу же заподозрили разработчиков в надувательстве. Мол, одну стратегию дважды продать хотят. Но время шло, известий о Napoleon: Total War появлялось все больше, и все яснее становилось, что новый проект будет уже иным. Но каким именно? Сегодня мы об этом и поговорим. Благо нам в руки попала пресс-версия, в которой была доступна одна полноценная кампания и несколько исторических битв.
Ну что, готовы взять под командование тысячи оловянных солдатиков?
Другая Total War
В полной версии будут три кампании: Итальянская (1796-1797), Египетская (1798) и Европейская (1805-1812). В пресс-версии открыта только первая. И когда мы ее запустили, то, признаться, сильно удивились.
Давайте коротко вспомним, что такое серия Total War. Во-первых, это размах. Практически весь мир доступен игроку: плыви куда хочешь, захватывай — что можешь. Вздумается римлянам в Африке слонов погонять — построят флот, обмажут свиней маслом и айда припоминать подвиги Ганнибала. Во-вторых, это полная свобода. Кто нам что прикажет? Сенат? Да плевать на него, если одного взмаха нашего меча хватит, чтобы тысячи легионеров пошли на штурм. Папа Римский? Но кто священней для солдата — старик в Ватикане или генерал, который держит в руках жизнь каждого бойца?
Карта не очень большая, но для сюжетной кампании этого достаточно.
В Total War нам всегда позволяли делать что вздумается и где вздумается. Это традиция. И вот мы запускаем первую кампанию в Napoleon: Total War и получаем… Крохотный лоскуток, оторванный от платья мира. Перед нами Италия с несколькими государствами рядом. Никакой целой Европы и уж тем более Азии с Америкой. Да и только мы успеваем шаг ступить, как барышня сбоку экрана начинает рассказывать, куда нам идти и что делать. Вот, мол, вам Наполеон, дойдите с ним до такого-то города, а по дороге возьмите еще эти. Политика? О нет, это вам не нужно. Если, конечно, припрет — объявите кому-нибудь войну. Но только быстро ее и закончите. Нечего тут баловать.
Смотришь на это и переспрашиваешь себя: «А я точно Total War запустил?»Поскольку выход Napoleon: Total War уже близок, поклонники проекта осаждают англоязычный форум разработчиков и спорят там, какая армия во времена Наполеона была сильнейшей. И сейчас активно идет дискуссия, что русские войска — самые слабые, хилые и бездарные. А уж генералы и вовсе страшные неумехи. И проиграли французы только потому, что была жутко холодная зима, Москва горела, а продовольствие закончилось. Ну и самый главный удар нанесли… вши. Да, именно вши. Они, мол, вызвали тиф, который убил 400 000 солдат (из 650 000 погибших в русской кампании). Вот так вот. Надеемся, что разработчики все-таки за основу возьмут настоящие исторические данные, а не такие вот фантазии.
Больше население вырезать нельзя. Гуманизм позволяет полководцам устраивать только разбой и грабеж.
Приключения полководца
Но потом быстро все понимаешь. Shogun, Rome, Empire рассказывали об эпохах и о том, что в них происходило. В Napoleon же разработчики решили показать подвиги одной великой личности. Некогда в Creative Assembly уже занимались подобным, когда выпустили Rome: Total War — Alexander, но тогда нас, как и всегда в серии, просто оставили один на один со всем миром. А в новом проекте решили приготовить несколько сюжетных кампаний. Почему бы и нет?
Сразу после начала нам дают одну провинцию и двух генералов. Один из которых — еще молодой Наполеон. Мы находимся в самом дальнем уголке карты, а наша главная задача — дойти до противоположного и по пути захватить несколько ключевых городов. На эту миссию отводится всего два года, но поскольку здесь практически нет политики, экономики, исследований и прочих «тормозящих» войну штук из Total War, мы сразу бросаемся в атаку и буквально с первых же ходов начинаем экспансию.
Анимация, как и всегда в Total War, хороша. Еще бы солдаты не становились в очередь во время боя…
Невольно вспоминается King Arthur: The Role-playing Wargame. Во многом эти стратегии должны были быть похожи: сюжетная линия, четкое движение вперед. По идее, если разработчики действительно хотели раскрыть образ Наполеона или хотя бы как-то интересно показать его, то можно было бы добавить несколько связанных с его личностью (а не деяниями) миссий. Ну, или вообще хоть что-то, что сделало бы игру более сюжетной.
Помните, в «Короле Артуре» нам порой читать приходилось дольше, чем сражаться? Здесь же основное — задание, а всякие разъяснялки-пояснялки играют второстепенную роль. Мы просто идем вперед и сражаемся. Затем вновь сражаемся и идем вперед, порой набирая рекрутов в разоренных городах и ожидая пополнения из стартовой локации.
Вот такая милая картинка появляется перед каждой битвой. Причем диспозиция на бумаге каждый раз отражает действительное положение вещей.
Проверка боем
Но недостаток сюжетный компенсируется здесь изобилием военным. Все-таки тактические сражения — это самое главное в Total War. И Napoleon исключением не станет.
На дворе уже почти что начало XIX века. Огнестрельное оружие вытесняет все остальное. Больше нет пик, с шашкой наголо солдаты бегут только в крайнем случае. Бои становятся более медитативными, выжидательными, хотя размах сражений только растет.
Отряды медленно, под барабанный бой и крики командующего выстраиваются друг напротив друга. Кто-то частично укрывается за деревьями, кто-то героически стоит в чистом поле и подставляет свою грудь несущемуся с огромной скоростью свинцу. Барабанная дробь меняет ритм, первые щелкающие выстрелы — и пороховое облако поднимается вверх. За одним залпом идет второй, потом третий и уж после того, как кавалерия вгрызается во фланг врагу, мушкетеры бросают ружья, достают шпаги и несутся на врага.
Враг засел очень умело. В тыл не ударишь, фланги закрывает река.
Штурмовать крепости больше не приходится (во всяком случае, в первой кампании не пришлось), теперь города ничем не защищены и обороняющаяся армия просто прячется в домах, а нам надо ее оттуда выкуривать или выбивать. Тактика «приказать пушкам стрелять, а самому пойти пить чай», в принципе, работает. И если очень хочется, то так можно и побеждать. Но это не очень-то и весело.
Впрочем, первая кампания вообще не очень трудная, а потому лишь на максимальной сложности может порадовать стратегов непосильными задачами. Чаще же нас просто больше и мы легко растаптываем врага. Можно даже пренебречь всей военной мыслью конца XVIII века и тупо пускать наших солдат со шпагами и штыками на стреляющего противника. А уж как тут один отряд кавалерии выкашивает по три-четыре группы пехотинцев…
Дождь делает картинку более сочной.
Но это, вероятно, будет еще правиться, ведь сейчас как раз идет работа над балансом. Так что после релиза, возможно, кое-что и изменится. Но даже пресс-версия играется довольно интересно. На финальной стадии кампании, когда врагов вокруг захваченных земель становится много, и необходимо делить армии, не позволяя противникам разгуливать в округе, приходится и на глобальной карте претворять в жизнь разные стратегические решения.
Что же касается отличий битв от Empire, то основные — в том, что стало больше огнестрельного оружия, и оно все сильнее совершенствуется, хоть в первой кампании это не так сильно заметно. Вероятно, в третьей, где будет представлен период нападения на Россию, сражаться станет еще интереснее.
В общем-то, это все, что можно сказать о пресс-версии. Исторические сражения изменились мало. То есть сама их структура примерно такая же, как была еще в Rome: Total War. Сначала небольшое предисловие, историческая справка, а потом нам уже приходится решать те же задачи, что стояли и перед великими полководцами.
Дипломатия, в принципе, есть, но она очень уж условная.
А что на горизонте?
Будет ли Napoleon: Total War лишь сюжетной игрой? Скорее всего, нет. Ибо Европейская кампания позволит взять под руководство и противников французов. В том числе и Россию. И вы лично сможете сжечь Москву и устроить свое Бородинское сражение. Также в этой кампании станет свободнее глобальный режим, появятся технологии, развитие и прочие радости жизни.
Ну и еще нам обещают довольно интересный сетевой режим, в котором вы сможете проходить третью кампанию вместе с товарищем. Берете два государства и вдвоем, например, мешаете Наполеону.
А можно будет играть одному, но при этом, когда вы нападаете на какого-нибудь врага, то включаете автопоиск реального соперника. То есть тактическим сражением уже будет руководить не AI, а какой-нибудь человек, находящийя в сети. Ну и сами вы тоже можете брать под командование чужие армии, если кто-то захочет сразиться с настоящим противников.
На долгие осады в Napoleon: Total War времени нет. Можем для приличия подержать город в клешнях пару ходов, а потом надо штурмовать.
***
Napoleon: Total War — это все-таки дополнение. Глобальное, но дополнение. Мы продолжаем смотреть на время, которое нам показывали в Empire, но немного под другим углом. Не зря же эта эпоха называется наполеоновской…