Neverwinter nights 2: обзор

Neverwinter Nights 2 – второй самостоятельный проект компании Obsidian Entertainment, в штате которой числятся сотрудники Black Isle Studios и Blizzard Entertainment. Первым, напомню, был Star Wars: Knights of the Old Republic 2, оказавшийся, мягко говоря, не слишком удачным. Орденоносная Bioware, создавшая первую часть хита про джедаев, помогала и в разработке продолжения, но результат оказался плачевный: слабо проработанный сюжет, бедный дизайн уровней, скучные квесты и отсталая графика совершенно испортили впечатление от геймплея. Новую попытку закрепиться на рынке RPG-игр разработчики предприняли, смастерив вторую часть еще одного детища канадских умельцев – Neverwinter Nights. Вместо космических баз теперь придется защищать подземелья, а роль злых ситхов исполнят некроманты. Однако что во вселенной Star Wars, что в Forgotten Realms, Зло не дремлет и строит планы, как бы захватить этот мир, попутно наделав всем гадостей.

Герой из болота

Разумеется, только от нас зависит, будет ли Зло остановлено или наступит местный конец света. Вполне привычный сценарий для большинства игр. Только вот на его основе иногда удается придумать историю, от которой невозможно оторваться, пока не узнаешь все до конца. К сожалению, к Neverwinter Nights 2 это не относится. Ничего кроме стандартного набора сюжетных ходов местный сторилайн предложить не может.

Взять хотя бы самое начало. Родная деревня главного героя отмечает праздник урожая; все веселятся, радуются, мэр поселения вручает награды победителям конкурсов. И вдруг откуда ни возьмись налетает орда кровожадных дварфов, убивающих всех без разбора (боюсь даже вспоминать, сколько RPG начиналось подобным образом). Как всегда спасение малой родины в ваших руках. Локация методично зачищается от врагов, и все действо венчается героической схваткой на хлебном поле. А выглядит это так: скриптовый ролик демонстрирует шеренгу из 10 монстров, вылезающих из леса. Как только весь отряд, идущий в самоубийственную атаку, будет уничтожен, вам покажут вторую такую же партию пушечного мяса, затем третью… По идее должна создаваться атмосфера неравной битвы с численно превосходящим противником, который хочет уничтожить остатки местного ополчения вместе с вами. На деле это все превращается в избиение трех десятков тупых клонов. Дальше – больше. Выясняется, что нечисть набежала не просто так, а в поисках некоего серебряного осколка. Якобы он был найден после сражения, уничтожившего деревеньку несколько лет назад. После того, как в ваших руках окажется этот шард, настанет пора отправиться в город Невервинтер. Именно там предстоит разгадать тайну древнего артефакта.

В своих интервью авторы делали основной упор на то, что во всех современных RPG сюжет строится по принципу изначальной избранности главного героя. Мол, он слишком рано получает возможность вершить судьбы мира. “Это нереалистично! А вот в нашей игре вы из простого жителя захолустной деревеньки, расположенной по соседству с болотом, будете постепенно растить настоящего Героя!” – пафосно заверяли нас в Obsidian Entertainment. Чем их детище отличается от других подобных игр на деле, понять невозможно. Осознание избранности приходит уже после того, как практически в одиночку вырезаешь всю напавшую на поселение армию, и не покидает до самой концовки.

Квесты делятся на основные (сюжетные) и необязательные. Впрочем, и те и другие одинаково скучны и вторичны. Задания могут быть самые разные: найти украденную вещь, спасти заложников, выбить деньги из должника. Однако, как правило, все сводится к драке. Разыскать квестовый предмет – это значит зачистить все подземелье или особняк и в самой дальней комнате обнаружить заветный сундук. Освободить захваченных беженцев – пожалуйста! Надо лишь перебить всех бандитов в лагере, поговорить с лидером спасенных крестьян и уничтожить новую порцию негодяев, материализовавшихся из ниоткуда. Это конечно очень реалистично.

Кстати, к вопросу о правдоподобности, – многие события в Neverwinter Nights 2 происходят в обход всякой логики. Например, на вас посреди белого дня могут напасть в центре города дварфы из той же шайки, что атаковала родное болото в начале игры. Идет яростный бой, а на расстоянии пары метров стоят и спокойно беседуют стражники, совершенно равнодушные к происходящему. Мимо проходят горожане, даже не повернув голову на звуки сражения. И идут они, надо сказать, не по своим насущным делам, а повинуясь воле простенького скрипта, который задает движение из точки А в точку Б. Распорядок дня? Имитация реальной жизни? Помилуйте, за этими модными «фичами» обращайтесь к Oblivion или Gothic 3, а у нас все по старинке!

Куда бы вы не пришли со своей партией, вас постоянно будут хотеть убить. К фразе “Я прикончу тебя!”, употребляемой в различных вариациях, привыкаешь уже ко второму часу игры. Ее говорят все кому не лень, и грозный вид четверки вооруженных до зубов героев отнюдь никого не смущает. Обидчики либо отчаянно храбры, либо беспробудно тупы. Второе предположение подтверждается непосредственно в схватке, когда противник окружает вашего воина, позволяя лучникам и магам расстреливать себя с безопасного расстояния. Другие супостаты, стоящие поодаль, будут смиренно ждать своей участи, вместо того чтобы прибежать на помощь товарищам.

В конечном итоге вся героическая история быстро приедается и начинает вызывать богатырскую зевоту. Еще не добравшись до Невервинтера, вам будет уже все равно, что там с этими серебряными осколками и почему вдруг повсюду объявились некроманты, собирающие отряды нежити. Ситуацию несколько спасают персонажи, путешествующие вместе с вами. Чего стоит хотя бы Нишка (Neeshka) – воровка-демоненок со смазливым личиком и стервозным характером. Ее постоянно унижают из-за рогов на голове, и она не остается в долгу, щедро отвешивая в сторону окружающих «комплименты». Особенно достается глуповатому дварфу Хелгару (Khelgar Ironfist), которому просто не терпится сломать кому-нибудь пару ребер. Когда разговаривают старшие, он вечно вставляет что-нибудь неуместное, и это приводит к драке. Нишке же мордобой не по душе, но не потому что она против кровопролития. Просто не хочет лишних неприятностей, к которым привыкла, скитаясь одна. Эту парочку, да и вас самих время от времени пытается наставить на путь истинный друид Элани (Elanee). Она само олицетворение добра и справедливости и от души возмущается всякий раз, когда вы поступаете плохо. Собственно, именно то, что каждый из персонажей участвует в разговоре, делает даже пустую перепалку с очередными разбойниками интересной и оживленной. Структура самих диалогов также радует, существует множество вариантов ответа, как и в первой части Neverwinter Nights. Обычно любой конфликт можно решить, используя свое красноречие (если, конечно, хорошо прокачан параметр харизмы, а также соответствующие скиллы): дипломатией, ложью, блефом или банальными угрозами. Другое дело, что после десятка практически идентичных ситуаций мирные методы надоедают и начинаешь просто уничтожать агрессоров.

Потемкинские подземелья

Всю игру не покидает ощущение ненатуральности, искусственности всего происходящего. Кажется, что окружающий мир – это и не мир вовсе, а картонные декорации, украшающие сцену. С тропки, проложенной разработчиками, нельзя сойти в лес и поохотиться на зверушек – курсор примет форму перечеркнутого круга. Лучше не отвлекайтесь и зайдите вон в ту заброшенную крепость, в 30 метрах от вас на другом конце уровня. Да-да, локации здесь не просто маленькие, а очень маленькие. И служат они какой-либо одной цели (думали можно просто пойти и поискать древние артефакты в упомянутых руинах? как бы не так – их посещение сугубо сюжетное). Я понимаю, мы избалованы многокилометровыми просторами Oblivion и насыщенностью мира Gothic, но даже в оригинальной Neverwinter Nights игровое пространство было больше!

К сожалению, местный “картон” выражается не только в этом. Вот, например, стоите вы рядом с особнячком: обычный такой двухэтажный коттедж. Но стоит только зайти внутрь, как вы к своему удивлению обнаружите разветвленную систему коридоров и комнат, больше соответствующую какому-нибудь замку. Кто там заикался о реалистичности? Внутреннее убранство помещений, впрочем, выглядит неплохо. Obsidian решила исправиться после позора со Star Wars: Knights of the Old Republic 2, и голых кубических залов мы больше не увидим. Напротив, каждая комнатка заставлена разной мебелью, стены украшены картинами, а на столах валяется множество всяких мелочей. Но все это мертвое, неинтерактивное. Максимум, что можно – обыскать некоторые сундуки и шкафы, остальные предметы исполняют декоративную функцию. Хотя, наверное, оно и к лучшему, ибо в закрытых пространствах игра начинает ужасно тормозить. В такой ситуации хочется не интерьером любоваться, а скорее выбраться наружу.

Вот на поверхности движок показывает чудеса производительности, без проблем отрисовывая милые пейзажи. Визуально все смотрится на твердую четверку. Текстуры высокого разрешения, аккуратные модели персонажей, сверкающая на солнце броня. Но когда дело доходит до сражения… Увы, красочно поставленные поединки из Neverwinter Nights остались в прошлом. Вы больше не увидите, как ваш воин подпрыгивает, уворачиваясь от выпада противника, или подставляет щит, блокируя удар. Ближний бой сводится к методичному маханию оружием, никакого парирования, боевые приемы абсолютно однообразны. Раньше создавалась иллюзия настоящей схватки, теперь и она перекочевала в разряд условностей.

С озвучкой битвы не лучше. Пара звуков типа «удар черпаком по кастрюле» – вот и все, что можно услышать в рукопашной схватке независимо от того, во что одеты бойцы и каким оружием дерутся. Плюс постоянные охи, ахи, рыки и предсмертные вопли. Если не задумываться обо всем этом, то звуковое оформление кажется вполне сносным. Только в итоге понимаешь, что нет ощущения драйва, все монотонно как-то.

А вот за диалоги можно простить многое, хотя и не все. Большая часть голосов подобрана практически идеально. Да и актеры изо всех сил стараются передать характер персонажей, их эмоции.

Музыка… она здесь есть. И в качестве фона совсем недурна, не надоедает, но больше ни на что и не претендует. Даже мелодия, звучащая в главном меню, совсем не цепляет. А ведь музыкальное сопровождение — едва ли не самая важная часть в создании нужной атмосферы! С тоской вспоминается марш Республики или тему Дарта Малака из Star Wars: Knights of the Old Republic…

Радует практически полное отсутствие багов, что становится все большей редкостью для современных проектов (камень в огород хромающей на обе ноги Gothic 3). Единственная серьезная ошибка, которую удалось найти, — проблема со шрифтом. Иногда после нескольких часов игры вместо нормального текста появляются иероглифы. Достаточно перезагрузиться и все приходит в норму. Впрочем, патч должен исправить и эти огрехи.

Итоговые комментарии:

Neverwinter Nights 2 — весьма неплохая RPG, четко следующая канонам жанра, но начисто лишенная изюминки, оригинальности. При этом она отказывается признавать геймплейные достижения последних лет, застряв где-то на уровне 2000-го года. Скучный сюжет немного скрашен проработанными персонажами и интересными диалогами. А милая графика и спецэффекты пытаются скрыть убогую анимацию. Иногда играть становится интересно, но большую часть времени вы, скорее всего, будете скучать, раздавая пинки десяткам желающих. Надежда остается лишь на мультиплеер и встроенный конструктор, с помощью которого любой желающий может создать свой уровень или даже полноценную игру. Кто знает, возможно фанатам удастся достичь того, чего в очередной раз не смогла Obsidian Entertainment.

Геймплей: старая-добрая RPG, не претендующая на оригинальность. Зачистка подземелий от монстров, выполнение простеньких квестов и интересные диалоги.

Графика: качественные текстуры, яркие спецэффекты, корявая анимация и тормозящий в помещениях движок.

Звук: отличная озвучка персонажей. Все остальное маловыразительно.

Обзор игры Neverwinter


Похожие игры…

Читайте также: