Обзор call of juarez: bound in blood

Вторая часть Call of Juarez выходила под привкус неизбежного противостояния с Red Dead Redemption: обе игры были редкого жанра про «прерии-индейцы-ковбои» и борьба между скромным польским шутером и сверхдорогим английским экшеном приковывала к себе внимание, будто магнитом.

И хотя, со временем стало понятно, что детище поляков не в состоянии тягаться с английским тяжеловесом, про Call of Juarez: Bound in Blood решительно нельзя сказать ничего плохого — это замечательная игра в колоритном сеттинге с динамичным сценарием и разнообразной механикой.

Two little heroes

Рэй и Томас Маккол — люди, чьи моральные ценности идут в разрез с общепринятыми: они, без лишних сантиментов, убивают шерифа, воюют на стороне рабовладельцев, и, не обращая внимания на увещевания своего младшего брата Уильяма, казнят раскаявшегося бандита. Но даже у таких негодяев есть мечта — светлая и добрая — привести в порядок фамильный дом, где братья провели детство, и где под холодной землей лежит их мать; однако незавидное финансовое положение Макколов, разбивает иллюзии в прах — братья лихорадочно думают, где бы достать наличные.

Как нас учат советские фильмы, на диком Западе ровно два метода обогащения: либо револьвер в лицо и «деньги в мешок, каналья!», либо случайная встреча с прекрасным незнакомцем (в данном случае прекрасный незнакомец похож на пьяного бродягу — польский юмор выдает себя в самых неожиданных местах) и последующий бартер, дающий карту сокровищ. Судьба, избавив братьев от ограбления, преподносит второй вариант: легенда про проклятое золото ацтеков; но, возможно, вариант с револьвером в лицо был бы удачнее. Погнавшись за металлом, Рэй и Томас, из преданных друг другу родственников, превратятся в озлобленных собак, готовых перегрызть друг другу глотки ради нескольких монет и одной (но эффектной) проститутки. Начиная, как вулканы спящие, они будут просыпаться, пускать дым, пока, наконец, не взорвутся и не выбросят тонны горящей лавы — пострадает, естественно, третья сторона.

Если приглядеться, можно заметить, что месседж, выстукиваемый паном сценаристом через бесконечные «son of the bitch» на самом деле незатейлив: женщины — частенько зло, за деньги счастья не купишь, дороже родственников ничего нет и проч. Не то чтобы такая откровенная демонстрация понятных человеческих ценностей работала плохо — по соседству вообще лежат игры, где три корейца захватывают США, и ничего — но лобовой дидактизм, проводимый поляками с предельно самоуверенным видом немного смущает — это как если взрослый человек будет убедительно вам аргументировать, что воровать серебряные ложечки нехорошо — вы будете соглашаться и кивать, а он с все нарастающим жаром доказывать свою теорию.

К тому же, сценарий явно не ложится в игровой медиаформат: ролики идут нечасто и по пятнадцать секунд — в результате банально не вывозят всю эпическую историю грехопадения, которая в головах сценаристов, безусловно, была.

Kill him, brother

Однако, немощность Call of Juarez в сюжетном плане, с головой (а то и двумя) отыгрывается в плане геймплейном: шутер с элементами открытого мира, да еще и с разными концовками — это очень удачный точный шаг влево; не революция, а именно отход в сторону, некоторая авансовая свежесть.

Перед каждой главой дается выбор: извольте ли вы играть за сквернословящего Рэя, или за его брата Томаса. Впоследствии выбор обязательно аукнется: матерщинник в черной кирасе не умеет лазить по скалам (а они на Диком Западе все равно, что тополиный пух в июле) и частенько чувствует себя беспомощным котенком, наблюдая за тем как управляемый AI Томас, ловко сбираясь на лассо, поднимается на выступы. Зато на ровных поверхностях уже электронных напарник будет наблюдать за тем, как вы ловко валите неприятелей с двух рук, швыряя динамиты. И пусть поглядывает: у него-то лук, да дурацкие ножи!

Помимо этих приятных различий, братья еще по разному выполняют slow-mo: если Рэю надо всего лишь пометить точки и через секунду он туда будет стрелять, то Томасу, чтобы кого-нибудь уложить, надо на манер стрельбы из кольта неистово вращать взад-вперед мышкой. Впрочем, убивать врагов интересно любым персонажем: небритые ковбои натурально реагируют на полученные пули, хромают, валятся на спину, теряют шляпы и обильно кровоточат.

Ко второй части,Techland избавилась от насаждения прямолинейного тира и в Bound in Blood разнообразно сконструировала уровни. Все локации (кроме первой) такое двухполосное шоссе — вы можете пройтись по улице с пулеметом на перевес или аккуратно прокрасться через темные уголки салунов и банков; но если рискнете свернуть в сторону — получите линейкой по пальцам. Чтобы вы не скучали, поляки меняют декорации с пулеметной скоростью: пыльный городок, красивейший лес, бескрайная пустыня; задники крутятся, как в калейдоскопе, позволяя игроку оценить все пейзажные прелести Дикого Запада. Сценки, разыгрываемые в этих декорациях, достойны лучших советских рассказов про индейцев: за несколько минут вы успеваете погонять на повозке, спасти пленника, убить шерифа и осушить плотину; блеск взрывов, выстрелов и погонь ослепляет, будто несущийся спорткар. Впрочем, за всю игру он дважды останавливается — за дело берется open world.

Представьте: на стене оружейного магазинчика висят три листовки. Задания простые: убить грабителя, защитить железную дорогу или помочь жителю защититься от тех же грабителей — за каждое задание дается честная сотня. Долларов. Польстившись, и взяв задание (потому что, во-первых, за деньги можно купить новое оружие, и, во-вторых, правило Джека Лондона «больше денег, больше жизни» еще никто не отменял) мы садимся на лошадь и в путь. Однако, до конечного пункта мало кто доедет — медитативная, открыточная красота Дикого Запада, заставляет пришпорить лошадь и несколько минут пялится на кровавый закат, не замечая глупой ухмылки на лице. Только в open world, когда рядом не бегают сумасшедшие индейцы, когда не грохочат корабельные орудия, когда не слышен стук копыт, можно оценить истинную красоту игры. Только в open world, есть время полюбоваться закатом, бескрайними пустынными просторами, колышущимися по ветру травками, а вместо канонады выстрелов послушать мелодичную, очень атмосферную мелодию. Chrome Engine не елозит у вас перед глазами высокополигональными людьми и не взрывается букетом спецэффектов при любом удобном случае: во всем этом даже можно разглядеть метафору человеческих отношений с природой и социумом — отдаваясь второму они неизменно забывают про первое, вспоминая лишь, когда все признаки людского мира их покидают. А ведь, как нам завещал еще Вергилий, главные радости жизни — буколические.

Call of Juarez Bound in Blood Прохождение Часть 1


Call of Juarez: Bound in Blood был лебединой песней компании Techland — следующая часть сериала оказалась неосознанной постмодернистской чепухой, а амбициозный Dead Island звезд с неба не хватал и на переворот в жанре «зомби-апокалипсиса» никак не тянул. По косвенным признакам есть вероятность, что четвертая часть Call of Juarez будет проходить в каноничном сеттинге, и хотелось бы надеяться — так получилось, что у поляков пока только одна заслуга перед обществом: изрядная встряска вестерна и создание цементнообразующего импульса к разработке Red Dead Redemption — что, в итоге, поляков и погубило.

Похожие игры…

Читайте также: