Обзор xcom 2
XCOM: Enemy Uknown к огромной неожиданности как публики, так и самого издателя, оказалась одной из лучших игр 2012 года и одной из самых ярких стратегий последних лет. Вышедший спустя год аддон Enemy Within закрепил успех возрождённого из пепла легендарного сериала. Неудивительно, что на создание полноценного сиквела были брошены гораздо более весомые творческие и финансовые усилия – XCOM 2 по сравнению со своим предшественником шагнул далеко вперёд, даже если на первый взгляд его по ошибке легко принять за первую часть.
Двадцать лет под кроватью
Несмотря на многочисленные послабления по сравнению с классикой 1994 года, первая партия в XCOM: Enemy Uknown у многих, особенно начинающих игроков, заканчивалась тем, что Совет покидало слишком большое количество стран, проект противодействию инопланетной угрозе XCom закрывали, а нам объясняли, что game, дескать, over, попробуйте ещё раз. Именно такой исход и стал каноном для истории XCOM 2 – битву за Землю человечество с треском проиграло. Инопланетяне сформировали марионеточное правительство, которое назвали «Адвент», и продолжили свои тайные эксперименты над людьми, а остатки XCom, преданные Советом, ушли в партизаны. И вот, спустя двадцать лет, бывшие сослуживцы достают ваше тело из плена и вновь ставят во главу организации, теперь действующей подпольно.
Инженер Шэнь (дочь доктора из первой части), учёный доктор Тайган и старший офицер связи Бредфорд — три главных человека на «Мстителе». После Вас, Шеф.
В этом и кроется коренное отличие XCOM 2 от предшественника. Раньше в нашем распоряжении была огромная подземная база, а теперь лишь чудом украденный у инопланетян корабль «Мститель» с заваленными полуразрушенными палубами и единственным транспортником на борту. Когда-то проект тайно поддерживали крупнейшие страны мира – как финансово, так и кадрами, теперь же мы сиротливо побираемся по миру, связываясь с ячейками Сопротивления, и как дети радуемся каждому новому учёному или инженеру, осторожно расчищая наш корабль под новые комнаты и судорожно реагируя на каждую новую операцию «Адвента». Ко всем прочим проблемам добавляется ещё и счётчик прогресса проекта «Аватар», окончание которого ознаменует окончательную и бесповоротную победу инопланетян в войне – развитие «Аватара» можно задержать или даже откатить, но остановить можно лишь уничтожив главную базу пришельцев. Те, в свою очередь, постоянно проводят карательные операции против членов Сопротивления, пускают на охоту за вашей мобильной базой НЛО и постоянно строят козни, которые можно частично нивелировать партизанскими операциями. При этом в последнем случае каждый раз стоит невыносимо тяжёлый выбор, что же нам может навредить сильнее – постоянное участие криссалидов в инопланетных операциях, уменьшенный в два раза доход в следующем месяце или укреплённая броня у противников.
Орудие победы
В условиях вечного цейтнота, постоянных метаний по глобальной карте и нехватки ресурсов изучение новых технологий и создание уникального обмундирования и вооружения стало ещё более увлекательным и трудным занятием, чем в первой части. Постоянно приходится выбирать, что в данный момент кажется нужнее – плазменное вооружение или улучшенная взрывчатка, ещё один экзоскелет или экспериментальная граната, вскрытие очередного трупа или расшифровка засекреченных данных.
Уитли из Portal 2 немного подрос, вступил в ряды Advent и теперь портит кровь почище любого сектоида или мутона
Конечно, к концу игры ваши подопечные будут обязательно экипированы передовым вооружением, а возглавлять отряд будет профессиональный псионик, умеющий входить в горящие избы и контролировать разум диких коней без опасных для себя последствий – но до определённого момента жонглирование инженерами, учёными и ресурсами будет испытывать все ваши стратегические умения на прочность. Буквально пара ошибок в планировании и выборе приоритетов может закончиться тем, что вы беспросветно технологически отстанете от постоянно прогрессирующих захватчиков, что может грозить самыми неприятными последствиями.
Отряд подкрался незаметно
Но главной причиной головной боли любого командира в XCOM 2 будут тактические бои, которые по сравнению с оригиналом, казалось бы, не изменились в свой основе, но обзавелись таким количеством разнообразных нюансов, что играя на старых рефлексах, вы рискуете быстро отправить к праотцам весь подотчётный отряд.
Главное, что надо понять в XCOM 2 — мы партизаним, а не воюем на передовой. В большинстве заданий у нас есть возможность подобраться к противнику скрытно и нанести в первый же ход максимальный урон, до того как оппонент сможет занять выгодные для себя позиции.
XCOM 2 Angry Review
Оборотная сторона диверсионной деятельности – постоянный таймер, который висит во время большинства заданий. Если первый XCOM, особенно на высокой сложности, проходился цепочкой солдат в режиме «Наблюдения», то теперь ползущих от укрытия к укрытию черепах ждёт неминуемое поражение. Не успели отключить важный инопланетный ретранслятор до окончания передачи сигнала? Операция провалена. Не смогли эвакуировать VIP’а до момента исчезновения «транспортного окна»? Операция провалена. Очень скоро XCOM 2 научит вас действовать быстро, решительно и, естественно, с известной долей риска.
Ещё один повод позабыть уже заученные истины – наши противники. Путём генной инженерии коварные инопланетяне наделили даже уже известных ранее особей свежими способностями, а уж совершенно новые противники во время своего первого появления вызовут парализующий ужас, особенно если вы играете в режиме «Терминатор», где каждое принятое решение является окончательным и бесповоротным.
Эти дамочки выглядят так, как будто собираются зарелизить самый крутой рэп-альбом в истории, а не летят бить инопланетян
Вашим солдатам, правда, тоже есть, что показать инопланетным захватчикам. Разработчики основательно перетрясли классовую систему, добавив двух крайне оригинальных новичков, а также сызнова собрали каждую из двух возможных веток прокачек каждого класса. Так, на каждой операции желанным гостем будет Специалист, совмещающий в себе должность хакера и медика – при этом его можно развить как в сторону класса поддержки, так и превратив его в грозу для всей электроники противника. Другой оригинальный новичок – Рейнджер, который носит огромное мачете для ближнего боя, быстро бегает и может дольше всех оставаться невидимым для врагов. Поскольку, в отличие от первой части, здесь практически нет бесполезных скиллов, в бою хочется попробовать максимальное количество доступных вариантов.
Самая лучшая платформа
Благодаря тому, что XCOM 2 делали исключительно на PC, Firaxis смогли сосредоточить своё внимание на тех вещах, которые бы они вряд ли успели бы реализовать, разрабатывая игру одновременно для трёх современных платформ сразу. Важнейшим новшеством стал генератор карт, который был в X-Com: UFO Defense 1994 года, но который не удалось сделать в XCOM: Enemy Unknown. Конечно, идеальным его назвать сложно – как и положено любому рандомизатору он периодически чудит, да и набор шаблонов местности и зданий заложен в него сравнительно небольшой, но степень его влияния на реиграбельность трудно недооценить – ощущение постоянного дежа вю, преследовавшего весь XCOM: Enemy Uknown и Enemy Within не наступает даже после проведённых в игре 30-40 часов.
Сама игра в принципе стала краше и сочнее по сравнению с предшественником – спецэффекты, детализация, освещение и разрушаемость поднялись на качественно новый уровень, производя ощущение дорогостоящего блокбастера, а не би-муви про инопланетян. Жаль только, что в лучших традициях ПК-гейминга, над оптимизацией Firaxis озаботилась достаточно условно – в результате чего периодически даже на топовых конфигурациях происходят заметные проседания частоты кадров. Патч, правда, как говорят, уже грядёт. Надеемся, он же сможет подправить и чудеса местного генератора случайных чисел – по недоброй традиции, заложенной ещё первой частью, итоговые результаты расчётов шанса попадания по противнику могут довести до белого каления даже такого стойкого к чудесам рандома человека как игрок в Hearthstone.
Не считая старых брюзжащих олдфагов, наяривающих часами напролёт в Xenonauts, и тех, кто ожидал от цифры «2» в названии слишком уж многого, XCOM 2 придётся по вкусу абсолютно всем – от зелёных новичков до прожжённых ветеранов жанра. По накалу страстей, сложности, динамике, глубине и технологиям сиквел получился заметно ярче и краше оригинала – XCOM 2 смело можно записывать первым кандидатом на звание лучшей игры 2016 года.