Oddworld: new ‘n’ tasty!
В последнее время мы видим все больше и больше переизданий игр, ставших легендами чуть ли не с самого их выхода. Главной проблемой переизданий, которыми нас осыпают уже третий год подряд, является то, что они не привносят вообще ничего. Зачастую красующаяся приписка HD не имеет вообще никакого отношения к конечному продукту. Но речь сейчас пойдет не о переизданиях, а о ремейках. Для полноты нужно понимать, чем переиздание отличается от ремейка. А отличаются они многим. Если от первого требуется только подтянуть текстурки, обеспечить совместимость с современными операционными системами и подогнать пропорции 16:9, хотя некоторые даже этого сделать не удосуживаются. То со вторыми история совсем другая. Ремейки могут дословно копировать оригинал, иногда изменять некоторые элементы, даже движок может быть другой, но главное, что должен доносить ремейк до игрока – это передача атмосферы, сюжета и проблем, затронутых в сюжете (если такие имеются). Именно о ремейке игры, ставшей культовой в некоторых кругах сейчас и пойдет речь. А хороший он или нет, смотрите ниже по тексту.
Круши, кромсай, спасай
На одной мрачной планете, где рабство процветает жил да был один, с виду обычный, раб из расы мудокенов. Жил он в рабстве и горя не знал, хотя нет, все же знал, и звали его Эйб. По стечению обстоятельств и воли судеб наш герой становится свидетелем не сильно приятного совещания глав компании. Из чего он узнал о грядущем кризисе предприятия по переработке мяса, на котором он, собственно, и работал. Предприятие терпело страшные убытки, да и сырья не хватало, и дабы вернуть популярность выпускаемым продуктам главы компании решили запустить новую линейку продуктов – мудокены на палочке. Которые готовились из мудокенов – расы, к которй и принадлежит наш герой. Познав столь пугающую реальность Эйб принял самое логичное решение – бежать, и естественно это вскоре вскрылось и за несчастным мудокеном выслали карательные бригады. От которых мы и должны будем скрываться и бегать. Будучи всего лишь рабом наш протагонист лишен всяческих данных, так необходимых в ситуации, когда на хвосте у тебя целая орава вооруженных до зубов охранников. По этой причине приходится полагаться только на свою смекалку и изворотливость.
Внимание, разыскивается мудокен.
Итак, перед нами, по сути, платформер со всеми его механиками – бегаем, лазаем, решаем головоломки и продумываем тактики для прохода той или иной ситуации. В Oddworld: New ‘n’ Tasty ждать каких-то откровений и нового слова в жанре не стоит вовсе. Но здесь в игру вступают интересные особенности, предоставленные спецификой самого мира. Наш бежавший герой, используя вуду-колдунство, способен вторгаться в чертоги разума местных охранников и подчинять их волю себе, сам при этом становится уязвимым. Фишка полезная, поскольку наш герой безоружен, а охранники, напротив. Посему можно захватить разум несчастного и пойти убить другого охранника, а затем прервать молитву (так называется местная магия), которого никто не переживает, тем самым усеивая своим богатым внутренним миром все потолки и стены. Но использовать магию повсеместно было бы чересчур читерски, по этой причине на ее каст требуется определенное время. А что бы жизнь медом не казалась, по всей базе разбросаны глушилки, которые при прочтении молитвы больно бьют электрическим разрядом. Так что перед каждым кастом молитвы пару раз подумаешь, достанет глушилка или нет. Пускай их можно взрывать бомбами, но их еще попробуй найди.
Помимо непосредственного спасения своей тушки Эйб, пообщавшись с шаманами на воле, решил поиграть в супергероя и спасти всех своих соплеменников из рабства и неминуемого превращения в деликатес на палочке. Для этого их нужно отговаривать уйти с места работы и проводить к порталу, который открывается все тем же колдунством. Но вот провести наших друзей к свободе не такая простая задача, поскольку у них напрочь отсутствует какая-либо тяга к жизни в целом, и к самосохранению в частности. Мудокены подобно безумным леммингам тупо повинуются нашим приказам, которых всего два: «следуй» и «жди». И им абсолютно фиолетово на то, что над ними дамокловым мечом висит дисковая пила. Оттого следить нужно не только за передвижением самого Эйба, но и просчитывать тайминги всяких ловушек и скорость движения своей колонны, дабы наши не совсем сообразительные друзья не сделали лишний шаг навстречу смерти. Сложности добавляет и сам поиск наших соплеменников. Порой они спрятаны в таких дебрях, что диву даешься. За обычной, на первый взгляд, бочкой может скрываться люк в немалую зону. А чтобы вы не запутались и не начали искать несуществующих друзей, вам с некой периодичностью встречается табло с вашей статистикой, где указано сколько: сколько спасено, сколько умерло и сколько вам только предстоит спасти (или погубить). Да, касательно «погубить», периодически вам встречаются рычаги, управляющие всякими ловушками, в которые можно заманить врага. Но важно понимать, что порой эти рычаги могут погубить как вас, так и ваших друзей. А что бы был стимул для спасения соплеменников разработчики завязали количество спасенных вами мудокенов не только на рейтинг, но и финал всего приключения.
Да я прям как Моисей.
Все так же, но иначе
А что касается нововведений и изменений, то их очень мало. Все уровни и персонажи переехали в трехмерное пространство и великолепная графическая составляющая, позволяющая рассмотреть всякие наскальные рисунки, а враги вызывают резкую неприязнь позволила углубится в этот мир – это раз. Немного изменили загадки и ракурсы в роликах – это два. Возможность водить с собой целую орду мудокенов, количество которых также возросло, а не по одному, как это было раньше – это три. Игра перестала разделятся на экраны и теперь все уровни являются цельным куском, без загрузок по ходу – это четыре. Последнее нововведение довольно неплохо увеличило динамику самой игры, но разработчики не потрудились переиначить само управление. Оттого большая инерция Эйба всячески мешает остановится в нужным момент, в следствии чего герой не редко оказывается насажен на пику или разрублен дисковой пилой, но к этому можно привыкнуть. В остальном разработчики бережно перенесли все то, что мы когда-то могли лицезреть на рельсы нового движка, при этом ничего не вырезав и не переиначив на свой лад. Там, где когда-то были люки, запрятанные двери и тому подобное остались на своих местах. А главное, игра со времен 1997 нисколько не устарела, и даже стала глотком свежего воздуха в засилье проектов про захватывание вышек, new game experience, если так уж хотите вы тоже получите.
*******
В конечном итоге мы имеем бодрый и добротный ремейк, в котором разработчики не стали придумывать заново колесо, которое и так неплохо работало. Вместо этого они взяли все из оригинала и просто перенесли на новый движок, добавили графона и немного упростили механику, а кое где наоборот. Игра как была великолепной 18 лет назад так осталась ею и по сей день.
Автор: Александр Крикун