Sid meier’s civilization 4: colonization: обзор
Из пяти слов, составляющих название игры, суть заключена в последнем. Имя Colonization носила старая (1994 г.) и некогда весьма популярная экономическая стратегия Сида Мейера, о которой до последнего времени помнили только самые преданные фанаты. Firaxis Games, как оказалось, тоже держала игру в памяти, а недавно выпустила ее ремейк под видом дополнения к четвертой Civilization.
Карты в Colonization совсем небольшие, отчего борьба за территорию становится еще напряженнее.
Колонизировать мы будем Америку, а это мероприятие включает в себя захват земель, богатых на редкие в Европе ресурсы, геноцид кровожадного коренного населения, конкуренцию с другими колониальными странами и, наконец, борьбу за независимость. До наступления этой самой независимости жизнь колонии будет всецело связана с европейской метрополией: туда отправляются корабли с товарами, а взамен из Старого Света привозят новых поселенцев. Отбирать будущих граждан и размещать их в городах — целиком наша задача. Рыбакам место в прибрежных поселениях, от лесорубов будет больше толку в поселках, обеспеченных лесом, ремесленников лучше поселить поближе к запасам сырья и так далее. Усложняется задача тем, что ресурсы хранятся не в абстрактной казне, а распределены по городам, поэтому приходится их регулярно развозить специальными повозками туда, где они нужны в данный момент. Особенно много проблем с пищей: на побережье один рыбак может прокормить весь город, а в глуби континента растут только ели — хоть ты их и ешь! Без еды колонисты и года в городе не просидят, сразу же убегут на новое место. Контроль за каждым юнитом и этапом производства создает сходство с другой стратегией — Stronghold. Вам придется перевоспитывать в школах каторжников, засылать миссионеров к туземцам, обустраивать ландшафт руками рабочих и творить уйму других мелких рутинных дел. Поначалу это интересно, но со временем все больше действий хочется переложить на плечи автоматического управления.
Перейдя от хозяйских хлопот к мировой политике, начинаем замечать сходства с Civilization. Всю игру мы тесним соседей городами, заключаем союзы с другими колониями и местными племенами, захватываем приглянувшиеся чужие земли, защищаемся за стенами от варваров. Знакомы нам и окно дипломатии, и принцип развития городов, и прокачка отличившихся в бою солдат. Не хватает только дерева технологий и чудес света. Им на замену придумано состязание по вербовке отцов-основателей — важных для истории Америки личностей. Поддержка каждого из них дает игроку значительные бонусы вроде повышения характеристик юнитов или бесплатных построек во всех городах. Чтобы добиться их содействия, нужно преуспеть в какой-либо части игрового процесса, например, побеждать в сражениях, строить в каждом городе соборы и рассылать по всей карте миссионеров, либо организовывать исследовательские экспедиции к далеким уголкам карты.
Каждому жителю вашей колонии нужно указать место работы и обеспечить его необходимыми ресурсами.
Процветанию колонии постоянно будет мешать глава нашей европейской родины, то поднимая налоги, то требуя деньги просто в знак дружбы и верности. Ему можно и отказать, но чем непослушнее вассал, тем большее войско следит за лояльностью колонии. Да и консервативное население к бунту не склонно. Его нужно подготовить, организовав соответствующих газет и посадив в каждом городе политика-агитатора. Когда поддержка населения достигнет 50%, можно объявить независимость и ждать прибытия войска обиженного короля. Если отобьетесь — главная цель выполнена.
Может показаться, что игру трудно освоить из-за большого количества правил. Это не так: нам в помощь предусмотрен справочник Цивилопедия, море советов и подсказок, а также широкий выбор уровня сложности. На самом простом войн нет вообще, а добрые туземцы только и делают, что дарят нам ресурсы. Совсем иначе обстоят дела на hard’e: с трудом отбиваясь от атак дикарей, пытаемся как-то наладить экономику и не дать врагам захватить наши города вместе с хранящимися там ресурсами.
Colonization позаимствовала движок четвертой Civilization, а вместе с ним яркую и богатую на детали картинку, приятную глазу анимацию и рубленые модели. Требования к железу минимальные, все выглядит здорово, оптимизация в разы лучше, чем в оригинальной Civilization 4 — большего этой игре и не нужно. Интерфейс понятный и удобный: вся информация перед глазами, управлять можно хоть мышью, хоть клавиатурой, окон статистики — тьма. Словом, технически игра реализована просто отлично.
Король всем своим видом не располагает к преданности.
***
Colonization является чем-то средним между оригинальным дополнением и самостоятельной игрой. Она удачно сочетает проверенный геймплей одной из лучших стратегий прошлого и наработки серии Civilization, а потому способна часами держать игрока у монитора.
Плюсы: удачное сочетание экономической и глобальной стратегии; симпатичная графика.
Минусы: незначительные различия доступных для игры наций; надоедающий со временем микроконтроль.