Simon the sorcerer 4: chaos happens: обзор
Simon the Sorcerer 4: Chaos Happens, она же – «Simon the Sorcerer 4: Заколдованный Мир». Почему не перевели первую часть названия – вопрос отдельный, будем считать, что из уважения к серии. Ведь уважать есть за что: первые две части «Саймона» (выпущенные по меркам IT-эволюции уже очень давно, в 1993-м и 95-м, соответственно) были прекрасными образцами классического квеста. Отличительные особенности серии – прекрасно прописанный сюжет и юмор, очень специфический юмор. В это надо играть. Чтобы в полной мере понять все тонкости четвёртой итерации, стоит отыскать и пройти эти раритеты.
Предвижу вопрос – а почему не первые три? Просто Simon the Sorcerer 3(D) вышел на редкость неотёсанным. В прямом смысле. Сделанный на волне повального увлечения «трёхмерностью», он не обладал никакими достоинствами, но блистал чудовищным графическим движком, нелепыми моделями персонажей и всей прочей сопутствующей атрибутикой. Над раскрашенными каменными статуями, почему-то занявшими место персонажей, смеялись опытные игровые журналисты, не говоря уж о простых покупателях. Тем оставалось только плакать. Никакие достоинства сюжета (а были ли они?) не смогли заставить поклонников серии играть в это. Что ж, о мёртвых или хорошо, или ничего — продолжу рассказ о четвёртой части.
С StS4 всё обстоит куда лучше, если не на порядки, то в разы как минимум. Разработчики нарисовали трёхмерные модели персонажей, но пререндеренные задники и стандартный для квестов «point-and-click» возвращают нас во времена первого «Саймона», естественно с поправкой на качество рисовки. Игра позаимствовала всё лучшее у своих предшественников, при этом прошедший уже технологический бум её не задел. Системные требования не хотят нас шокировать, а графика соответствует времени выпуска. Да, с внешностью у игры всё в порядке, и судьба третьей части ей уже точно не грозит. К счастью, ведь начинка тут весьма привлекательна.
Начинка – это сюжет, конечно. Описывать предыдущие приключения Саймона в волшебном мире бессмысленно, слишком много места это потребует. Но, несмотря на смену разработчика, сторилайн остался в целости и сохранности. Редкость для игровой индустрии с её любовью к приквелам, сайд-стори и альтернативным пересказам.
Саймон – подросток из нашего мира, внезапно оказавшийся в мире фэнтезийном. Там совершенно другие законы, работает магия, и вообще всё совсем не так. Поневоле станешь агрессивным нахалом, когда это единственный способ выжить. Здесь незачем помогать всем и каждому, на этой помощи далеко не уедешь, если ты не какой-нибудь воин Света. Вместо этого придётся идти по головам и использовать все возможности. А тут вдруг досада – вся отвратительная репутация, накопленная предыдущими приключениями, летит в тартарары. Кто-то разгуливает по миру, нацепив личину главгероя и, негодяй, причиняет добро. Непорядок! Немедленно мчимся всё исправлять.
Нет, конечно, сюжет заключается далеко не только в этом. Но раскрывать его было бы нечестно, по меньшей мере. В некоторых местах попахивает плесенью и автоплагиатом, но только самую малость. Вполне можно простить, хотя бы для того, чтобы погрузиться в эту безумную вселенную.
Настало время немного поворчать. Делать это буду по поводу соотношения количества и качества. Так вот, при всём богатстве сюжета здесь всё-таки тесновато. Самую малость, но достаточно чтоб почувствовать. Тесно не столько в плане возможностей, сколько в чисто физическом смысле – мало места. Хотя мерить квест количеством экранов всё же нелогично. Просто придраться больше было не к чему.
Терри Пратчетт – идейный родственник сценаристов серии. Всё творящееся на экране смахивает на «Плоский мир», хотя масштабы, конечно, скромнее. Вам никого не напоминает этот нелепый парень в колпаке и мантии? Ну, разве что надписи «валшебнег» на шляпе не хватает для полноты сходства. Но вот неуклюжесть в сочетании с удачливостью – один в один как у Ринсвинда. Окружающий мир тоже заряжен нужной степенью безумия. Ссылки-пародии на наш мир и другие вселенные – книжные и игровые – здесь чуть ли не на каждом сантиметре экрана. Ждут своих первооткрывателей.
А главное – воспринимать всё это как единое целое. Тогда от игры останется впечатление, как от хорошей книги. Именно такими и должны быть классические адвенчуры. Вместо того чтобы вцепляться в игрока мёртвой хваткой, как это делают экшены или ролёвки, она ненавязчиво предлагает вернуться в любой удобный момент. И ведь возвращаешься.
***
Simon the Sorcerer 4 – поистине новая надежда для серии. Поклонники уже давно забыли об этой вселенной, уйдя в другие миры, но «Саймон» всё-таки воскрес. Пусть и с другим названием в графе «разработчик». Как показывает жизнь – хорошие игры всегда стремятся ожить через много лет, хотя и не всегда это происходит удачно. С StS4 всё в порядке, и это не может не радовать, впрочем, это не первый случай удачного возрождения в последнее время. Главное, чтобы не был и последним.
Плюсы: богатое наследие предыдущих частей; хороший сюжет; удачная графика.
Минусы: отсутствие простора.