Tahira: echoes of the astral: обзор
Как известно, практически каждую значимую игру рано или поздно разбирают на цитаты и начинают клонировать. Даже такую непростую в исполнении, авторскую, как The Banner Saga. Первой ласточкой тут стала Tahira: Echoes of the Astral Empire. Впрочем, её авторы, студия Whale Hammer Games, в чём-то даже сумели переплюнуть «Сагу»…
Такие виды сразу вызывают в памяти сами-понимаете-какую игру.
Принцесса спасает сама
Сходств, конечно, много. Начиная с истории разработки. Tahira: Echoes of the Astral Empire тоже делала небольшая студия, состоящая из трёх человек (у них, правда, не было за плечами опыта работы над Star Wars: The Old Republic) и вышедшая на Kickstarter. Собрали авторы «всего» 68 тысяч долларов. И также сделали ставку на стильную рисованную картинку и проникновенную музыку, которую выпустили отдельным изданием. Местами даже кажется, что их игра сделана на том же движке, что и творение Stoic.
Очевидны и сюжетные параллели. В The Banner Saga мы вели по глобальной карте лишившийся своего дома клан, пытаясь спастись от приближающегося Рагнарёка и его предвестников. В Tahira: Echoes of the Astral Empire последняя принцесса разрушенного восточного королевства ведёт по глобальной карте своих оставшихся солдат и соратников, спасаясь от всеразрушающего наступления некоей Астральной Империи. И они тоже ищут новый дом. При этом в чертах врагов вполне угадывается Римская империя, а родина принцессы ассоциируется с Персией, даром что действие Tahira происходит на какой-то другой планете, где есть не только меч, но и магия.
Точно так же в процессе продвижения по карте принцесса может встретиться с людьми, которым нужна помощь, например с пьяненьким торговцем. Если согласиться починить его повозку, то потом выяснится, что вы потеряли время и не успели спасти мирных жителей в ближайшей деревне. В перерывах между ратными делами принцесса общается со своими соратниками, число которых постепенно возрастает, и узнаёт об их прошлом.
А зачем им кузнец?
Наконец, очень похожа и боевая система. Она, естественно, пошаговая и также делает большую ставку на грамотное расположение бойцов и грамотное же их перемещение. Если атаковать в окружении союзников, обошедших врагов с флангов, то получите бонус к атаке. Если же попытаться пройти рядом с противником, то тот автоматически атакует вас. Расположение «юнитов» на одной линии чревато — есть атаки, наносящие урон как раз по прямой.
Это ещё не самая эпичная драка!
Узнаваемы и классы. У вас в подчинении есть, условно, классические воины-гвардейцы, не быстрые, но стойкие. Есть, наоборот, быстрые, но худосочные когти, способные далеко перемещаться, атаковать несколько раз за ход и проводить серию жестоких кинжальных ударов. Когти чем-то напоминают ниндзя, а вот местные кузнецы по своим боевым свойствам похожи на дварфов — крепкие, умеют сшибать с ног и бить оружием по земле, нанося урон сразу нескольким врагам. Разница лишь в том, что в качестве гномов тут выступают накачанные женщины с косой и очаровательной улыбкой.
Роль мага, способного творить чудеса не только в бою, но и в сюжетных сценах, досталась самой принцессе — периодически она видит странные сны, общается с мёртвым отцом и разучивает новые магические приёмы. А вот гигантов и рогатых варлов в Tahira не завезли.
Tahira: Echoes of the Astral Empire Обзор Инди / Клон Банер Саги?
Некоторые элементы боевой механики так и вовсе почти прямые цитаты из The Banner Saga. На использование особых умений (а среди них есть и те, что отталкивают противника на клетку назад) тратятся специальные очки — Willpower, которые восстанавливаются за каждое убийство врага. Разница в том, что в Tahira нет общей копилки такой энергии: плюс к Willpower получит только убивший.
Наконец, как и в The Banner Saga, у каждого бойца есть два ключевых параметра — броня и здоровье. И если сначала сточить броню, то потом есть шанс одним критическим ударом убить оппонента. Правда, вы не можете выбирать, бить по защите или по здоровью, — стандартные атаки, как правило, наносят небольшой урон броне, поэтому приходится расходовать Willpower на особые приёмы.
Жестоких сцен, как и в The Banner Saga, здесь хватает.
То же, да не то
Несмотря на очевидную схожесть с The Banner Saga, во многих вещах Tahira ей всё же проигрывает. Картинку тут нельзя назвать столь же выдающейся с художественной точки зрения. Интересных встреч на глобальной карте и ситуаций морального выбора очень мало — их практически не замечаешь. Тем более что у нас нет никаких важных для прохождения ресурсов вроде пищи или очков славы, которые были бы разменной монетой в морально-нравственных дилеммах. Нет и полноценной «прокачки» бойцов — они получают ранги (ветеран, чемпион и так далее), автоматически улучшая основные характеристики.
Сюжет, при всём своём драматизме (отца убили, страну разграбили — теперь ты в армии!), так не цепляет, он более банальный. К тому же без тотального морального выбора нет того эмоционального накала и надрыва. Строчки из анонса о том, что принцесса-де развивает отношения со своими соратниками, так и остались строчками из анонса.
Героиня общается со своей лошадью, отпускает шуточки по поводу седины лидера когтей, тот флиртует то с ней, то со своей старой любовью, предводительницей женщин-кузнецов… Ну да, забавно, но не более того. Зачастую бесконечные диалоги хочется просто пролистывать — смысловой нагрузки они толком не несут, разве что работают на атмосферу (если она вам, конечно, близка).
В особенно масштабных сражениях на карте есть точки, где ваши бойцы могут восстановить уровень своей защиты.
The Tactic Saga
А вот где Tahira: Echoes of the Astral Empire точно удалась, так это в сражениях. Они тут куда более масштабные, чем в обеих частях The Banner Saga. Одновременно на ратном поле может находиться чуть ли не сотня «юнитов», а вам приходится управлять максимум двадцатью бойцами сразу. Есть даже почти полноценные штурмы/оборона городов с использованием осадных лестниц, которые вы можете сбрасывать вниз. Плюс очень интересная механика засад, которые нужно устраивать так, чтобы враг не раскрыл их раньше времени.
Соответственно, почти каждое сражение проходит в несколько этапов, и бойцы переходят в них именно в том состоянии, которое получили на предыдущем, — если растратили всю энергию на умения, то в новой фазе драки она автоматически не восполнится. При этом постоянно нужно выполнять какие-то задания — защищать важные точки, спасать пленных, освобождать соратников. И обязательно стеречь важных персонажей, потеря которых автоматически ведёт к поражению. А противники между тем окружают, заходят с флангов, к ним прибывают подкрепления…
При таких масштабах и задачах на первый план выходит грамотное позиционное планирование — приходится действовать сразу в нескольких направлениях, разбивать отряд на группы, отряжать кого-то защищать тылы, кого-то прятать в засаде, а других посылать в атаку и так далее. Порой даже кажется, что авторы переборщили с масштабом и сложностью боёв, — драки идут одна за другой, передыха нет, а вскоре вы уже мечтаете о новой порции пустопорожних диалогов принцессы со своей лошадью и седовласыми соратниками. Специально для таких «слабаков» предусмотрена возможность пропустить особенно эпические битвы.
Грамотно расставить бойцов и отправить их в засаду перед сражением — залог успеха!
Естественно, менее опытные разработчики, не имея такого же количества денег, собранных через Kickstarter, не смогли сделать такую же глубокую, многоплановую и увлекательную с точки зрения сюжета игру, как The Banner Saga. Они сосредоточились на масштабных и сложных тактических сражениях. И уж в этом-то точно не прогадали — истинные ценители пошаговой тактики получат от Tahira: Echoes of the Astral Empire полноценный и очень серьёзный вызов.
Плюсы: сложные и масштабные, по-настоящему эпические сражения; интересный, но не выдающийся сюжет; приятная картинка и атмосферная музыка.
Минусы: игра пытается быть похожей на The Banner Saga, но во многом ей проигрывает; чрезмерное количество пустопорожних разговоров и описаний; нет полноценной «прокачки»; нет системы ресурсов; мало классов бойцов.