The ball: обзор
Главная поощрительная характеристика The Ball, которая сразу помогает адекватно оценить ее и не ошибиться в своих надеждах, заключается в том, что эта игра, несмотря на полученную коммерческую лицензию, отнюдь не пытается выглядеть лощеным и маститым проектом. Жанр ведь после избавления от ярлыка «любительская модификация» не поменялся. Это все такой же экшен-пазл, коим он являлся некоторое время назад. В чем-то инновационный, в чем-то захватывающий и заставляющий напрячь извилины (самую малость), в чем-то скучный. И сейчас мы все главные моменты, подходящие под эти описания, разберем.
Играем в мячик!
Как оказалось, сравнивать творение Teotl Studios с небезызвестной Portal — дурацкое занятие. Они исповедуют практически противоположные философии. Да, и там и там геймплей целиком и полностью завязан на решении головоломок с помощью подручных средств и элементов окружения. Только вот в эксперименте Valve игрок чувствовал себя подопытной крысой, которой нужно было во что бы то ни стало выбраться из лаборатории. Кубы, назойливые турели — это все мимолетные расходники, о которых забываешь практически сразу после знакомства.
С The Ball все совершенно по-другому. Тут шар — не просто дополнительный предмет, помогающий выстоять в самых непредвиденных ситуациях, решать загадки, обороняться от наступающих зомби или просто продвинуться дальше по уровню. Сферу воспринимаешь как настоящего напарника и друга, готового выручить в любую секунду и подставить свое «плечо» совершенной формы. Teotl Studios действительно удалось убедить нас, что Шар (по правде говоря, его имя действительно нужно писать только так, с большой буквы) — это некое одушевленное существо.
Вот и нас здешняя обстановочка привлекает.
Спустя всего лишь несколько десятков минут к необычному компаньону начинаешь относиться с особым трепетом и заботой. Может быть, данные чувства возникают из-за планировки уровней. На каждой локации вас обязательно хотя бы ненадолго вынудят расстаться с округлым спутником. С милым сердцу, выплавленным в такой идеальной форме, надежным, безотказным и послушным. С тем, кто всегда выручает и защищает, кто первым бросается в толпу жаждущих крови зомби, кто готов вываляться за вас в горючей смеси, позволить потом поджечь себя брошенным неподалеку факелом и протаранить неприступную стену.
Шару в The Ball отводится заслуженное место главного (после нас с вами) героя — для него спроектированы такие же кнопки, на которые нужно встать; место в вагонетке, которое нужно занять; особые дверные проемы, в которые нужно вкатиться, и многое другое. Чисто психологически сложно потом будет (где-то ближе к концу) воспринимать «мячик» лишь типичным средством для решения своих задач. Это далеко не так. Он такой же, как и археолог, о котором мы поговорим чуть позже, — просто вдобавок еще железный, большой и на редкость молчаливый. Но последнее обстоятельство — вовсе не порок.
К слову, специальное орудие управления шаром таких эмоций уже не вызывает. Это просто безотказный инструмент, припасенная псу колбаса для дрессировки, своеобразный «переводчик» личных запросов в понятные вашему приятелю команды. А их тут всего две. Правая клавиша мыши отвечает за притягивающий режим, левая — за отталкивающий. На этой простой, как все гениальное, механике Teotl Studios умудрились выстроить глубокий геймплей. Из дополнительных действий также доступна автоматическая «привязка» шара к какому-нибудь особо крупному каменному блоку: оттаскиваем последний — освобождаем себе проход. Но это мелочи. Ведь основное внимание отведено только двум элементарным действиям.
Шар все равно тебя догонит!
Надменная простота
Фантазии разработчикам действительно не занимать. Как и в случае с Portal, где основополагающей геймплея была лишь портальная пушка, стреляющая входами и выходами, у The Ball все выстроено на притягивании и отталкивании сферы. И сколько ведь всего напридумывать с этим можно! В один момент мы используем «мячик» в качестве щита, потом отдаем его на растерзание громадным магнитам, за этим следует импровизированная мини-постановка «обезумевшие обезьяны убегают от круглой и крутой смерти». Однажды у вас даже получится сделать своеобразный волейбольный «навес». Кто играл — должен знать. Данное движение происходит перед самим добиванием, когда человек перед сеткой ровно подбрасывает вверх мячик бьющему.
На самом деле, как таковых вариантов применения шара не столь много, как хочется. В основе своей загадки повторяются. Нажимаем на огромных размеров кнопки, делаем заторы для движения воды, месим мумий, проламываем стены и барахтаемся в воде. Разнообразие вносит окружающая обстановка. Мы только после прохода доброй половины сюжетной кампании поймали себя на мысли, что даже и не заметили, как суть отдельных пазлов много раз повторялась. Потому что геймдизайнеры постарались на славу. Судите сами — наблюдать за клокочущей лавой, провожать взглядом таинственные фигуры в странных одеяниях, изучать дивно расписанные стены чертогов тольтеков намного интереснее, чем следить, когда же нам вновь придется становиться на платформу или толкать с помощью штатного оружия толстенные рычаги.
Потому что вся эта обыденная мелочевка — лишь набор связующих элементов общей картины геймплея. Без подобных условностей в игре, в которой один предмет является одновременно оружием, затычкой во все отверстия и верным соратником, не обойтись.
Привет, Зомби! Выглядишь не очень.
Он такой круглый!
Каким бы ни был The Ball атмосферным и самобытным экшен-пазлом (согласитесь, не каждый день ведь катаешь артефакт по катакомбам тольтеков), наибольшие претензии у нас сформировались именно к тем факторам, которые его таким уникальным и делают. Сначала все идет более-менее упорядоченно и предельно интригующе. Вы ведь завязку сюжета не забыли из превью? Для тех, кто только что к нам присоединился, напоминаем. В центре истории — заплутавший археолог. Попав в не самый удачный день своей службы в расщелину спящего вулкана, он оказывается в дивном мире, время в котором будто бы остановилось. Ну а как еще объяснить, что там все вокруг заполнено пирамидами, храмами жрецов и росписями непонятного содержания?
Поначалу нас интригуют небольшими кат-сценами с россказнями о былых временах и заложенном невиданном сакральном смысле этого мира, спрятанного в жерле вулкана. Ну а чуть погодя роликов как-то совсем мало становится, зато загадок и дивных мест — хоть отбавляй. На то, что мы находимся в древних местах, указывают лишь размалеванные стены да громоздкого вида конструкции из дерева и камня. Разработчики предлагают заняться поиском секретов — сомнительное удовольствие. Некоторые из них, впрочем, попадаются отнюдь не в тайниках, но уделять дополнительное время для розыска неких священных загогулин, символизирующих уникальные артефакты, совсем не обязательно.
Еще большая беда с музыкальным сопровождением. Скажем откровенно — ничего выдающегося. Необходимый фон оно, конечно, создает. Но лучше включить что-нибудь драйвовое у себя в любимом плеере, и загадки разгадывать станет легче да веселее. На атмосфере, конечно, скажется не самым лучшим образом, но зато не будете с шаром чувствовать себя одинокими. Вот мы и подобрались, пожалуй, к главному минусу The Ball. Эта игра проповедует отшельническое одиночество. Прыгающие макаки, молчаливый компаньон перед носом — это немного не то. В Portal был хотя бы ободряющий голос откуда-то сверху. Здесь же — только шар, расходный материал, что брызгает кровью и ошметками плоти от наезда первого, да снующие иногда стаи букашечек под ногами.
Это что он там с моим драгоценным шариком делает?
***
Констатируем: «Мячик» получился занятной, увлекающей, но недостаточно амбициозной штукой. Да ему и не надо быть таким. Новоявленный жанр экшен-пазлов не нуждается в больших бюджетах и трехстах актерах на озвучке. Для дебютного проекта с нелегкой творческой судьбой The Ball просто великолепен. Масса интересных головоломок, уникальная атмосфера и незабываемое чувство родства и трепета по отношению к холодному, огромному, чугунному и такому идеально круглому напарнику еще долго будут теплиться в наших сердцах.
Плюсы: интересная концепция; похвальный дизайн; множество хороших головоломок и простейшая боевая система.
Минусы: средний саундтрек; уникальных пазлов хотелось бы больше.