The legend of zelda: majora’s mask 3d: обзор
Проверка временем — самая важная из всех. Если какое-то «старье» переиздают — значит, оно кому-то нужно. Кому же нужна новая старая The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D, мы сейчас и выясним.
Торговец, который и посылает героя на опасное задание, не так прост, как кажется.
Маска, я тебя знаю
Итак, оригиналу уже пятнадцать лет. Выйдя на консоли Nintendo 64 в качестве прямого продолжения Ocarina of Time, которую многие издания признали лучшей видеоигрой в истории, эта часть стала самой депрессивно-пугающей в сериале и завоевала определенный культовый статус. Депрессивность получилась из-за уникального мира и некоторых его особенностей.
Вечный герой «зельдианы», эльфообразный парнишка Линк, в этот раз попал из привычного королевства Хайрул в параллельное измерение под названием Термина. Страна живет в ожидании апокалипсиса — в небе нависла огромная ухмыляющаяся луна, собирающаяся через трое суток свалиться на землю и прикончить все живое. Вдобавок Линк с самого начала теряет свою волшебную окарину и даже человеческий облик. Гадость подстраивает одержимый древней маской Маджоры мелкий воришка по имени Скалл Кид. Он превращает протагониста в существо растительного происхождения — Деку, ворует лошадь и музыкальный инструмент и скрывается из виду. В таком печальном состоянии парнишка встречает загадочного торговца, который просит помочь ему с возвращением маски, чьим именем и названа игра. Отказаться не получится.
Маски в мире предапокалипсиса выполняют важную роль — прячут внутри себя могущественных духов. Получив одну из них, наш эльф сможет принять обличие мощного горного жителя из племени Горонов, не боящегося огня и способного поднимать тяжеленные камни. В виде поросли Деку можно пользоваться разбросанными повсюду крупными розовыми цветками как катапультами и парить, сбрасывая на врагов взрывоопасные семена. Однако большая часть найденных в пути реликвий не изменит внешность героя, а только позволит выполнять какое-либо действие и решить таким образом вставшую на пути проблему.
Основной же трудностью для героя станет… луна. Семьдесят два часа в мире Термины — это всего лишь чуть больше одного реального часа. За такой мизерный срок пробежать все поля и долины просто нереально. К счастью, у Линка есть окарина времени, сыграв нужную мелодию на которой он вернется к рассвету первого дня. Правда, при этом потеряются все ключевые предметы, необходимые для продвижения дальше, но ведь мы уже будем знать, как их добыть! А подмогой в скоростном передвижении по миру станут расставленные в ключевых местах статуи сов, которые после шести верных нот смогут перенести вас к любой другой контрольной точке.
По доброте душевной Линк помогает даже своим противникам из Ocarina of Time.
Окружение при этом живет своей жизнью. Не очень насыщенной — все-таки у Nintendo 64 в свое время было не так много оперативной памяти. Но в зависимости от того, в какое время какого из трех дней игрок подберется к заданию, могут поменяться его условия: ключевой персонаж будет ждать в другом месте, проход к определенной локации окажется закрыт, поменяется положение предметов. Это немного усложняет уже, казалось бы, понятную после первой неудачи дорогу к цели, но так становится интереснее.
День сурка
А неудач придется пережить довольно много. Ведь Majora’s Mask 3D — не современная коридорная «бродилка», где вас ведут за ручку и четко указывают, куда надо направиться. Тут надо думать, что и как сделать, чтобы хоть чуть-чуть продвинуться вперед, какую вещь использовать или к чьей помощи прибегнуть. Классическая формула «Зельды» конца 90-х, доведенная в Ocarina of Time до совершенства, унаследована очень точно и почти без упрощений. Из послаблений имеются лишь расширенный журнал событий (в нем можно посмотреть все важные встречи и вспомнить ключевые задачи) да дополнительные обелиски для сохранений, которых тут в разы больше, чем в оригинале. Тем не менее любой пропущенный разговор, любой необшаренный уголок может означать пропуск важной вещицы, а она способна как минимум здорово облегчить прохождение, а как максимум будет для него обязательна.
Постоянные возвращения назад во времени делают из игры вариацию на тему «Дня сурка» или «Грани будущего», заставляют выстраивать цепочку своих действий вплоть до конкретных часов и постоянно торопиться, вместо того чтобы спокойно исследовать окружающий мир. Злобное светило на небе в конце третьего дня грозно нависает, напоминая, что осталось совсем немного, и мы в лице Линка бежим, бежим, бежим вперед, чтобы успеть к цели. И пусть это создает напряженную, неуютную атмосферу, но от наличия неумолимого таймера теряется какая-то толика фирменной магии. Ведь все остальные части саги о Зельде, даже не менее грустная Twilight Princess, — про увлекательное путешествие в огромном мире, который хочется исследовать, узнавать и которым хочется восхищаться. Край волшебных масок же пугает.
Нас сопровождает маленькая фея-светлячок, всегда готовая дать совет по борьбе с врагами.
Подземелья без драконов
Как и в прежних эпизодах приключения, нам предстоит курсировать между разнотипными зонами, каждую из которых населяет свое племя, и подземельями.
В первых в основном нужно решать проблемы местного населения. Например, у тех же Деку похитили принцессу и держат — правильно — в подземелье, только вот добраться до него можно будет лишь выучив специальную мелодию. В дальнейшем для открытия новых зон понадобятся не только песни, но и предметы и маски. Поклонникам The Legend of Zelda со стажем это все очень знакомо.
Подземелья же — самая соль действа. Они наполнены монстрами и головоломками разной степени сложности. Их организация всегда вызывает восхищение. Почти каждая комната — шикарное геймдизайнерское решение даже спустя полтора десятилетия, а в связке друг с другом они представляют собой настоящее пособие для создания умной адвенчуры. Битвы с противниками мало отличаются от той же Ocarina of Time. В любом из обличий Линк может навестись на врага, чтобы не выпускать его из виду, и использовать атаку или защиту, а также применять предметы. Все действия очень грамотно развешаны по кнопкам и сенсорному экрану, так что никаких сложностей не возникнет даже у новичков.
Финал любого подземелья — это, конечно же, «босс». Вот здесь Majora’s Mask немного уступает другим эпизодам саги. Злодеев маловато, они не отличаются большой оригинальностью, каких-то умопомрачительных тактик тут выстраивать не надо: главное — умело применять правильные маски. Пожалуй, лишь две битвы — с гигантскими червями и механизированным быком — заслуживают места в списке лучших сражений сериала. Плюс вторая из них заметно подтянута в ремейке.
Большинство других изменений, за исключением графики, — косметические и малозаметные. Поменялись места расположения некоторых важных персонажей и вещей, кое-что стало чуть проще — говорим спасибо нижнему дисплею и дополнительным кнопкам. Но в целом это точно та же игра, способная вызвать ностальгию не только чарующими мелодиями композитора Кодзи Кондо (Koji Kondo).
Если говорить про графику, то здесь впору отвесить авторам поклон. По меркам 3DS все выглядит замечательно. Модели потеряли присущую ранее угловатость, стали детализированнее. С окружением чуть похуже — оно не столь насыщенно, но это явное следствие того, что на Nintendo 64 нельзя уместить в кадре многое, а любая новая деталь может помешать глубоко продуманной логике здешнего мира.
Феи из фонтанов также в деле — теперь они помогают масками.
Еще одно эпическое приключение из прошлого вернулось и уютно чувствует себя в современности. «Маска Маджоры» хотя и завязана на времени, но живет вне его. Игра прекрасно сохранилась, и любой, кто сумеет привыкнуть к достаточно высокому уровню сложности и необходимости постоянно принимать важные решения, проведет в тревожном мире Термины не один десяток увлекательных часов.
Плюсы: неувядающий классический геймплей «Зельды»; обновленная графика превосходного качества; внушительная продолжительность; необычная атмосфера; интересные эксперименты со временем и масками; душевный саундтрек.
Минусы: для кого-то необходимость много думать станет препятствием; нет русского языка.