The path: обзор
До релиза мрачной indie-игры The Path осталось немногим больше двух недель — сейчас разработчики (два человека — Auriea Harvey и Michael Samyn) активно тестируют проект и обрабатывают его напильничком для качественной работы. Мы же, заполучив практически готовую версию, решили рассказать об этом странном, но чарующем творении.
Факт не подтвержден точно, однако существует мнение, что сказки Братьев Гримм несколько переработаны и изначально содержали куда больше насилия, чем можно найти в детских книжках. Например, в одном из изложений сказки Спящая красавица принц будил суженую ОТНЮДЬ не поцелуем…
Хоть открытки с этим скриншотом печатай. Между прочим, экран разрисовывается постоянно.
Официальный сайт проекта описывает The Path как short horror game. Мол, будем немножечко пугать — красными, в частности, шапочками из всем известной сказки: пошла девочка сквозь лес к бабушке, встретила злого волка, но кушать он ее не захотел, устроил засаду прямо в целевом строении, хитро переодевшись. Когда девочка задала множество вопросов на тему размера ушей и зубов, истинная сущность вскрылась, однако было поздно. Бабушка и девочка оказались в желудке у волка, а спас их оттуда отважный лесник.
После первых двадцати минут, проведенных в The Path, начинаешь понимать, что если где и сказка — то именно про серого. В мультипликации его изображают иронично и буквально — вот, мол, съел бедняжку. Однако бедняжку, как личность, описывали мало, и теорий о том, что она, дескать, под руководством собственных тайных желаний сама к нему пошла, не выдвигали до сих пор. Что ж, Tale of Tales раскрыли тему не просто полностью, а с избытком.
Это… Как?
Одна из первых мыслей после запуска игры
Комната. Шесть красных шапочек — не стандартных девчонок в башмачках и с корзинкой, а личностей. Одна возит машинкой по полу, другая ласково гладит кролика. Чуть поодаль стоит милая барышня — по телефону болтает. О, кто за столом-то так скрючивается? Мадемуазель? Наводим курсор на опечалившуюся даму и понимаем, что клише здесь не в чести — половину экрана застилает собой портрет, говорящий больше любого досье с паролями и явками. А ведь подконтрольной шапочке Ruby есть отчего горевать. На ноге у нее четыре странные механические палки, впивающиеся в колено.
Готическая дама Ruby, незнакомец и Прима в мягкой пачке.
Лес. Где-то позади шумный-шумный город с небоскребами из стекла и бетона, повседневной суетой и полированным асфальтом. Цивилизованная дорога здесь обрывается, уходя в грунт: вряд ли чиновникам выгодно прокладывать шоссе к дому бабушки. В инвентаре — обязательное лукошко, там бутылка вина и немного угощений. Руби неловко чередует травмированную ногу и здоровую, шагая по тропинке. Анимация то ли motion capture, то ли филигранная ручная — не понять. Но девочку жаль. Когда мы заставляем ее бежать — жаль вдвойне.
Собственно, чего слушаться возникшего на мониторе текста и оставаться на тропинке? Ведь на сайте рекламировали бесконечный лес со всякими сюрпризами и искушениями для шапочек, он в двух болезненных для Руби шагах.
Невинная прогулка
Вот тут-то и становится страшно. Во-первых, слишком тихо. Во-вторых — это действительно лес. Кроны деревьев скрывают солнечный свет, картинка тусклая и навевает хандру. Без карты можно заблудиться. Никаких указателей, тонн аптечек под ногами и пистолета в кобуре. Собственно, здесь даже шкалы выносливости нет, а противники — если их можно так назвать — действуют иначе.Всего в The Path 7 играбельных персонажей — из них шапочек только 6, седьмой же, секретный, становится доступен после прохождения игры. Каждую ведет в лес что-то свое.
Robin — самая младшая. Очень наивна и озорна, что позволяет ей в полном спокойствии гулять по кладбищу, не пугаться каждого шороха и мечтать о встрече с настоящим волком.
Rose — практически эталон невинности. Она радуется каждому дуновению ветерка, каждому лучику солнца, а потому также не боится Бесконечного Леса.
Ginger — любительница приключений. Найдя в лесу автоматный патрон, она ищет способ взорвать его, подобранную жестянку нарекает пиратским сокровищем, а завидев цветы на поле, бросается собирать пышный букет. Ей лес кажется огромной игровой площадкой.
Ruby — сама мрачность, хотя на это есть причины. Каждый шаг дается ей с болью, поскольку левую ногу Руби обвивает странная механическая конструкция. Она мечтает затянуться сигаретой, поскольку часто слышала из телевизора о том, что курение якобы сокращает жизнь.
Carmen — образ, что называется, по Фрейду. Ей всего семнадцать лет, что, однако, не мешает ей вовсю примерять модные шляпки, откровенно одеваться и мечтать о внимательных взглядах мужчин. Ну а раз уж в лесу пашет симпатичный (хоть и только в кепке) лесоруб, почему бы не выпить с ним капельку пива?
Scarlet — самая серьезная из всех шапочек. Она постоянно о чем-то думает, носит приличную, невычурную одежду. Но даже серьезная натура может порой поддаться искушениям Бесконечного Леса.В The Path упиваешься таинственностью, вспоминая детские походы к промзонам, — каждая железка или нестандартной формы ямка в земле рождали интерес вперемешку с волнением. Вот мы находим побитую стену, а рядом с ней — баллончик с краской. Кнопки подобрать здесь тоже нет — шапочку нужно оставить в покое, и в зависимости от характера она либо проявляет интерес, либо игнорирует находку. В нашем случае Руби рисует баллончиком странную рожицу, отпускает мрачный комментарий и добавляет воспоминание в инвентарь (в The Path не нужно использовать предметы). При этом лес каждый раз генерируется заново, не позволяя заучить географию местности.
Блуждая по лесу, Руби находит детскую площадку. Металлические конструкции проржавели насквозь, карусель натужно скрипит, но здесь светлее, а на сохранившейся скамейке сидит симпатичный мужчина. Это, кстати, и есть волк, способный исполнить давнюю мечту Руби: покурить. Она присаживается рядом, затягивается предложенной сигаретой, а экран темнеет… Вот она, точка невозвращения. Спустя две секунды девочка придет в себя растрепанная, под дождем и лежащая в странной позе возле дома бабушки.
Этот полупрозрачный силуэт — вполне нормальное зрелище для игры.
Свою ошибку она осознает только попав внутрь. Короткий променад по темному и неуютному помещению превращается в настоящий сюрприз, когда один из коридоров меняют на длиннющий ряд из металлических шкафов, труб и пола. Заканчивается прогулка трагически: в каком-то странном и явно сакральном для шапочки зале она падает на землю. Неужели тот встречный красавец?
А затем — экран дебрифинга. То есть табличка, где считают собранные вещи, воспоминания, посещенные места и пройденный километраж. Главный пункт называется Wolf encountered: от него зависит, засчитают ли нам пройденную дорогу как успешную. Когда видишь ироничную надпись success!, вопрос всплывает сам собой: а был ли выбор?
Оказывается, был. Надо просто слушаться надписи и не ходить в лес. А даже если и зайти, то попросить встреченную девочку в белом платье вывести обратно к дороге, не беспокоя волка по пустякам. Как говорят разработчики — сам игрок уже принимает решение о таком повороте в жизни шапочки, и финал зависит от этого решения. Не сядь она на скамейку, то дом был бы уютным и чистым. И бабушка получила бы вино и угощения. Единственная деталь, которая меняется от этого явно и по правилам игры — вышеупомянутый экран, где напишут failed!.
Подобные решения о шапочках принимаются пять-шесть раз. К тому времени The Path не откроет новых элементов, не изменит стиль игрового процесса, однако геймер уже будет чувствовать себя намного увереннее. Например, он узнает, что в игре есть указатели — это галлюцинации героинь, регулярно возникающие на экране. И что карта есть — просто она показывается бегло и через каждые сто пройденных метров. А для коллекционеров по всему лесу разбросано больше сотни блестящих штуковин, которые шапочки на бегу не различат — одно из немногих стандартных решений, позволяющее вдоволь побродить меж деревьев. Таким образом, вся игра рискует тянуться хоть 12 часов — с short разработчики явно пошутили.
А если оставаться на пути, то девочкам ничего не угрожает. И игру можно пройти за пару часов…
***
Наконец, в The Path есть сюжет. Отдельные друг от друга истории таят в себе какую-то странную интригу, которую до самой развязки нелегко сформулировать до четкого вопроса. Уже после прохождения разработчики дарят уставшему игроку ту самую деталь, вспышку, складывающую все воедино, объясняющую ироничный экран дебрифинга и столь драматичные перемены после встреч с волком. Потрясение держится пару минут, а потом приходишь в себя, довольно киваешь и нажимаешь на quit в главном меню.
Чтобы крыша не поехала.
Плюсы: безумная атмосфера, напоминающая об American McGee’s Alice; свежая идея; мрачная музыка.
Минусы: при игре неизбежен вопрос че происходит?.