Ufo: extraterrestrials: обзор

UFO: Extraterrestrials – очень странная игра. Она нагло копирует своего прародителя, вышедшего аж 13 лет назад, причем настолько нагло, что ее даже римейком трудно назвать. И тем не менее – затягивает! Гениальная идея походовой стратегии про инопланетян с примесью научных исследований и технологического прогресса все так же актуальна, как и в 1994 году. Жаль только, что возвращение легенды омрачено грубоватым исполнением.

Злобные блюдца

В первый час игры разобраться новичку в том, что творится вокруг — невозможно. Из вступительного ролика становится понятно следующее: космический патруль землян наткнулся на флот пришельцев, которые явились из гиперпространства отнюдь не с миссией мира. Сразу после этого нас выбрасывают на глобальную карту планеты Эсперанца. Ни объяснений, ни подсказок, ни каких бы то ни было указаний, что надо делать. Такое наплевательское отношение к игроку, мягко говоря, шокирует.

Очень быстро выясняется, что любое действие познается исключительно методом тыка, поскольку контекстная информация практически отсутствует. Привыкли, что по одному клику мыши предоставляются полные данные о любой вещи или здании? А мы пойдем своим путем, и засунем все описания и цифры в так называемую “Уфопедию”. Захотелось сравнить урон лазерного пистолета и винтовки – лезьте в этот справочник, делая кучу лишних кликов. И так во всем, начиная от ручных гранат, и кончая целыми отсеками базы. Поэтому первое время вы будете отважно противостоять не иноземным захватчикам, а недружелюбному интерфейсу. Похоже, именно эти алиены его и разработали.

Худо-бедно разобравшись с управлением, можно приступать непосредственно к войне, однако следом за первым шоком тут же следует новое потрясение. Штурмовой отряд, посланный на место крушения сбитой тарелки, мажет с двух шагов и бесславно гибнет от рук (лап, клешней?) пары-тройки пришельцев. Кажется, что в спецназ нашей организации, созданной специально для борьбы с иноземной агрессией, набрали не элитных бойцов, а зеленых новобранцев, только вчера доставленных с призывного пункта. Такими салагами не то что вражескую базу – простенький корабль-разведчик не зачистишь. Поминая чью-то матушку, готовишься снести сие недоразумение с поверхности винчестера. Как вдруг…

Перед лицом неизбежной расправы Extraterrestrials стахановскими темпами начинает раскрывать свой потенциал. Оказывается, если очень аккуратно руководить солдатами во время сражения, то они с лихвой компенсируют недостаток личных навыков командной игрой. Пока все отделение его прикрывает, боец отправляется проверить, что за дверьми. Удостоверившись, что там все чисто, штурмовики осторожно занимают позиции внутри сбитого корабля и дальше шаг за шагом, как самый настоящий спецназ, аккуратно исследуют все комнаты. Разбившись на двойки, они разбредаются в разных направлениях по внушительных размеров карте (на наземной базе это вообще огромнейшие лабиринты), отлавливая спрятавшихся пришельцев. Условные ходы по квадратикам вдруг превращаются в атмосфернейший фантастический боевик, когда каждую минуту ждешь нападения и не дожидаешься, а затем в самый неожиданный момент из пропущенной комнаты выползает червяк с бластером и расстреливает беспечных ротозеев.

Несколько позже наши подопечные, набрав опыта и взяв в руки пушки покруче, становятся настоящими терминаторами. Однако пришельцы тоже развиваются, поэтому не ждите легкой прогулки на последующих этапах игры. За такой геймплей поневоле прощаешь десятки условностей, доходящих иногда до клинического идиотизма. Откуда на корабле из другой галактики взялись ноутбуки, умывальники, полки с книгами и белые халаты, не могут внятно ответить на допросах даже пленные алиены. Даром что червяки с инсектоидами — чистить в раковине зубы по утрам хотят и они.

Секреты чужих

Однако тактика не единственная вкусность. Чем еще всегда славилась серия X-COM? Конечно же, своими исследованиями внеземных технологий, позволявших разрабатывать эффективные средства противодействия. Изучили трупы – узнали к какому оружию наиболее уязвим противник; собрали трофейную амуницию – придумали на его основе свои собственные образцы, а также средства защиты. Чем дальше мы продвигаемся по дереву науки, тем интереснее, а что же придумают изобретатели в лаборатории в следующий раз. Однако производство новейших моделей влетает в копеечку, поэтому часто остается только глотать слюни, не имея возможности обеспечить пехотинцев надежными бронекостюмами или мощными винтовками.

Оглушенные пришельцы доставляются на базу, где их можно допросить и выведать слабые места различных особей, а также цель визита чужих на Эсперанцу. Ценной информацией располагают лишь командиры, поэтому при штурме с ними надо обращаться наиболее бережно и ласково глушить свето-шумовыми гранатами.

Скорость научных исследований сильно снижает их высокая стоимость, поскольку содержание многочисленного штата ученых проедает в бюджете организации черную дыру, засасывающую все больше и больше средств. Чтобы иметь возможность быстро развиваться дальше, нужно заручиться поддержкой других стран. Именно их гранты служат основным источником дохода, не считая торговли инопланетными побрякушками. Чем больше блюдец рухнет с небес, тем крупнее гранты. Плюс надо неусыпно следить, чтобы захватчики вконец не распоясались и не оккупировали одну или несколько территорий, ибо в таком случае быстро наступит экономический крах. Не жалейте денег на дополнительные базы в других государствах, так как они добавят их гражданам уверенности в своей безопасности, что в свою очередь положительно скажется на вашем денежном балансе.

Внешне это все выглядит более чем аскетично: изометрия, минимум текстур и детализации, плоские взрывы и совершенно одинаковые модели солдат со страшненькими портретами. Поначалу такой минимализм удручает, но чем дальше, тем больше понимаешь, что главное здесь не графика, а игровой процесс. И пусть UFO: Extraterrestrials не светят миллионные продажи и мировая известность, но зато он несет с собой частичку славного прошлого, когда качество компьютерных игр еще не определялось числом нулей в бюджете.

Итоговые комментарии

Старый добрый UFO, который даже внешне почти не изменился. Для ветеранов это отличная возможность вспомнить былые времена, а у новичков появляется уникальный шанс приобщиться к культовой серии.

Геймплей: пошаговая тактика и исследование внеземных технологий.

Графика: архаичная изометрия.

Звук: однообразные сэмплы выстрелов и взрывов, отсутствие голосов и надоедливая музыка.

Надолго ли?: принимать небольшими дозами как средство от ностальгии.

Обзор игры UFO: Extraterrestrials — Последняя надежда (Сравнение с X-Com 1. UFO Defence)


Похожие игры…

Читайте также: