Vvvvvv
Скажите, насколько близко вы знакомы с ёжиком Соником, водопроводчиком и специалистом по спасению принцесс Марио, бионическим коммандос Натаном Спенсером, земляным червём Джимом и дровосеком Прыгуном? Было ли ваше знакомство с ними близким или, вероятно, поверхностным? А может быть вы с ними вообще не знакомы? Тогда, пожалуй, иметь дело с VVVVVV вряд ли стоит.
А вот всем остальным это просто жизненно необходимо. Потому как под этим странным названием скрывается практически гениальный ретро-платформер в лучших традициях 80-90ых годов ушедшего столетия.
Шесть отчаянных ребят
Так почему же игра называется таким странным буквосочетанием? Ответ достаточно прост – это первые буквы имён центральных персонажей истории – Виридиан, Виолет, Вителарий, Вермиллион, Вердигрис и Виктория.
Что за история? Ой, да пустяк. Летели как-то шесть человечков на космическом корабле, и вдруг случилась какая-то авария. Всё бы было не так плохо, кабы не пострадал телепорт, который разбросал всю команду по разным уровням огромной космической станции. Естественно, что всю кашу придётся расхлёбывать капитану корабля, синенькому человечку Виридиану.
Почему? Банальным был бы ответ: «По статусу положено». На самом деле Виридиан – единственный из всей команды, кто обладает способностью менять гравитацию. Один миг – и герой уже спокойно гуляет по потолку, находясь в положении вверх ногами. Ещё секунда – и он снова принимает традиционное положение в пространстве.
Ladies and gentlemen, we are floating into space
ANGRIEST I’VE EVER BEEN | VVVVVV
На одной этой идее и построен абсолютно весь VVVVVV. Главный герой прыгает от потолка к полу, всё дальше и дальше перемещаясь по уровням и старательно собирая команду. Поначалу всё выглядит достаточно просто – нужна всего лишь некоторая ловкость пальцев. Но потом к ней подключается меткость, зоркость, реакция и где-то даже интуиция. Без них игру просто не пройти.
Потому как на одних локациях появляются барьеры, которые произвольно меняют положение персонажа, заставляя того летать как пинг-понговый мяч. На других практически все стены прямо-таки забиты кольями. На третьих повсюду шныряют огромные разноцветные тела, прикосновение к которым чревато гибелью героя.
К слову о ней. Умирать в VVVVVV придётся часто, много и со вкусом. За три или четыре часа, которые необходимы на прохождение основного режима игры (не считая забегов на время и бонусных уровней) среднестатистический Виридиан в руках даже умудрённого опытом игрока умрёт не менее трёх сотен раз. Причём львиная доля смертей придётся буквально на последние пятнадцать минут игры. Слава богу, что в отличие от тех игр, на которые ориентировался разработчик, VVVVVV достаточно лояльно относится к смерти главного героя – точки, откуда можно продолжать игру дальше, расположены достаточно часто, чтобы окончательно не вывести из себя разъярённого игрока.
Тридцать лет спустя
Впрочем, именно радость со смесью бессильной злобой (хотя со вторым в VVVVVV явный перебор) и должен вызывать классический платформер. В этом смысле VVVVVV каноничен не только по игровой механике, но и по стилистике.
Нарочито яркие, практически кислотные цвета. Плоская, двухмерная и абсолютно схематичная картинка. Изометрия, намёки на трёхмерность? Пфе, глупая шутка, если говорить про игру, в которой главный герой состоит из трёх десятков голубых пикселей. Именно поэтому «восьмёрка» за графику стоит исключительно за стилизацию.
За неё же стоит любить и местный звук. Чарующие писки и поскрипывания снова отправляют в далёкое детство, а саундтрек (chiptune, 8-бит, всё как положено) вырывает из глубин подсознания чарующие воспоминания о спасении принцессы Персик и заставляет раз за разом с упорством достойным лучшего применения играть дальше, превозмогая бесконечную череду смертей.
И, между прочим, за всё вот это счастье – превосходную ретро-механику, удивительно точно скопированную стилистику платформеров эры рассвета таких игровых систем как ZX Spectrum и Atari 2600 и отличную восьмибитную музыку на Steam просят всего 4,99$. Вполне адекватно.
VVVVVV, кроме завышенной сложности, не имеет абсолютно никаких недостатков. Это выверенный с точки зрения баланса, стиля и звукового сопровождения платформер, на который абсолютно нестыдно потратить один-два свободных вечера.
Автор: Данил Ряснянский