Wandersong: обзор
Как только мы не спасали мир в видеоиграх: и могущественные корпорации уничтожали изнутри, и вооружались мечом для убийства жутких монстров. А вот главный герой Wandersong решает все проблемы с помощью песни. Это 10-часовое приключение, созданное почти в одиночку канадцем по имени Грег Лобанов (Greg Lobanov), нравится и запоминается именно благодаря своей оригинальности. В нём затрагиваются необычные темы, используются нестандартные механики и всё так здорово друг с другом сочетается, что после прохождения хочется лишь рекомендовать игру всем и каждому.
Проснись и пой
В роли чудаковатого барда игрок пытается предотвратить конец света. Для этого ему нужно встретиться с несколькими, скажем так, божествами и выучить особую песню. В противном случае все обитатели планеты погибнут и зародится новая жизнь, чего никому из ныне живущих не хочется. В то, что какая-то песня способна предотвратить катастрофу, почти никто не верит, но бард (чьё имя вы придумываете сами, выбирая из нескольких букв) настаивает на своём — раз уж он умеет петь, надо использовать эту способность, даже если шанс на спасение ничтожен.
Пение осуществляется движением правого стика — если к нему прикоснуться, на экране появится колесо с разными цветами, обозначающими интонации. Поначалу Wandersong кажется простеньким платформером, в котором главный герой прогоняет привидений из небольшого поселения — именно на них игрок и «тренируется» в первой главе. Чтобы победить призрака, нужно повторять за ним мелодию, состоящую из трёх нот. То есть три раза двигать стик в разные стороны, напевая песенку, — эта механика используется здесь постоянно.
Но после этого оказывается, что игра значительно масштабнее и поделена на несколько крупных эпизодов, а история о спасении мира постоянно радует неожиданными поворотами и забавными ситуациями. При этом основная идея остаётся неизменной вплоть до финала — хоть нелепо танцующий бард, на лице которого всегда сияет улыбка, и не похож на настоящего Героя, с помощью других людей ему удастся добиться успеха — им всем достаточно лишь объединиться ради общей цели.
При посещении новой локации бард не может сразу выучить фрагмент песни — ему необходимо пообщаться с окружающими, выслушать их и помочь, а взамен они его обязательно отблагодарят. И с этим связано множество трогательных эпизодов: то вам встретится закомплексованная аккордеонистка, так ни разу и не выступившая на сцене со своей матерью, то на улице в одном из городов бард познакомится с рыдающим, никому не нужным парнем, которому даже собаку приласкать не удаётся.
Стиком не всегда удаётся попасть в нужную тональность, но игра за это не наказывает.
Рано или поздно все эти люди понадобятся для доступа к фрагменту песни. В какой-то момент вы соберёте команду из самых недовольных жизнью и отправитесь с ними на фабрику, загрязняющую воздух, чтобы положить ей конец. В другом эпизоде поможете коллективу музыкантов сочинить композицию. И вы действительно будете её сочинять — на протяжении нескольких секунд предстоит двигать стик в разные стороны, создавая мелодию, которую потом удастся изменить и прослушать в живом исполнении.
Незабываемое приключение
И это — далеко не единственные моменты, когда пение пригодится барду. Нередко ему придётся прыгать по платформам и решать нетрудные головоломки, и сюрпризов Wandersong преподносит так много, что не перестаёт удивлять ни на минуту. Даже спойлерить и портить впечатление не хочется, назову лишь самые банальные примеры, вроде растущих в разные стороны стеблей и возможности изменить направление ветра с помощью музыки. При этом никакими новыми умениями герой не обзаводится — всё происходит с помощью всё того же колеса.
Но и за пределами моментов с загадками разработчики постарались сделать так, чтобы каждый новый эпизод из жизни барда был непохож на предыдущий. Поэтому в одной из глав вы путешествуете в открытом море на корабле, распевая пиратские песни со своей новоиспечённой командой, а в другом оказываетесь в городке ведьм, где в одном углу расположен магазин с мётлами, а в другом находится библиотека с горами книг о магии. Появляются даже новые механики, но лучше увидеть их самостоятельно — некоторых из них вообще не ожидаешь.
Во многом Wandersong получилась столь замечательной за счёт того, как много внимания было уделено каждому персонажу. Они все абсолютно разные и порой уморительно смешные. Главной звездой, конечно, стал бард — глуповатый, наивный, удивляющийся любой мелочи, но такой забавный, добрый и всегда оптимистичный. Компанию ему составляет Мириам — рассудительная и очень ворчливая ведьма, которая никогда не раздражает своим брюзжанием, а, наоборот, вызывает симпатию как у барда, так и у игрока. Для второстепенных героев, которых здесь больше сотни, написаны тонны диалогов — их можно игнорировать, но среди этих людей часто встречаются интересные личности. Увы, без минимального знания английского многие шутки вряд ли будут понятны.
Fan Friday!! — Wandersong
Если барду неуютно, он на время перестаёт улыбаться.
Музыка тоже удалась, и это можно сказать не только о мелодиях, но и о текстах. Иногда бард поёт без слов, и в таких случаях надо вовремя двигать стик в нужном направлении — игра даёт несколько подсказок, так что ошибиться трудно. А в некоторых случаях, когда герою надо передать другому персонажу информацию или он просто сидит около костра с другими людьми, вы точно так же выбираете интонации, но без ограничений по времени. Каждое слово бард пропевает в другой тональности, и музыка всегда подгоняется под строчки, поэтому диссонанса никогда не возникает.
Упрекнуть Wandersong можно лишь в отсутствии какой-либо сложности. Всегда корректно наклонять стик не требуется — даже за пару ошибок не накажут. В крайнем случае игроку придётся начать пение заново, но это отнимет буквально несколько секунд. То же самое с головоломками и прыжками с платформы на платформу — точки сохранения расставлены на каждом шагу, и даже если бард проваливается в пропасть, то он тут же возрождается прямо рядом с ней. Иными словами, до Celeste игре в плане хардкорности бесконечно далеко, она не об этом.
Некоторые могут придраться к визуальному стилю: при взгляде на скриншоты игра напоминает сильно упрощённую двухмерную версию Tearaway — здесь тоже всё будто вырезано из цветного картона. Но когда видишь этот забавный мир у себя на экране, понимаешь, что ни пиксель-арт, ни современное 3D сюда бы не подошли. На физиономию барда и его гримасы смотреть без смеха и умиления невозможно, равно как и на многих других персонажей. Вдобавок для каждого из сотни героев были нарисованы уникальные анимации, которые можно увидеть, спев рядом с ними какую-нибудь песенку. Жаль, что на Switch модели иногда окружены «лесенками» и прочими артефактами, особенно если они стоят на тёмном фоне, — на компьютере таких проблем нет.
И охотники за привидениями не нужны.
Осенью многие игроки увлечены блокбастерами, которые ждали на протяжении нескольких лет, и для небольших инди-игр не остаётся ни времени, ни денег. Но потратить пару вечеров на Wandersong обязательно стоит — это уникальное и умиротворяющее приключение, о котором большинство наверняка никогда не слышало и не узнало бы без подсказки. Красивая, добрая и чертовски милая история о дружбе, взаимовыручке, стремлении к невозможному и о том, что именно означает слово «герой».
Плюсы: запоминающаяся история; обаятельные главные герои и забавные второстепенные персонажи; разнообразный игровой процесс с уникальными локациями и головоломками в разных главах; замечательная музыка.
Минусы: полное отсутствие «челленджа»; небольшие проблемы с графикой на Switch.