Wargame: airland battle: обзор
Стратегическая серия Wargame от Eugen Systems олицетворяет собой некий компромисс между суровыми играми для любителей «клеить танчики» и стратегиями для широкой аудитории. Здесь нет упора на реализм, присущего классическим варгеймам (несмотря на название, игру к этому жанру причислить никак нельзя), зато в наличии неплохая картинка и простота изучения правил. Правда, принцип «easy to learn, hard to master» здесь актуален донельзя, что вкупе с отсутствием нормального «сингла» совсем не лучшим образом сказывалось на освоении стратегии новичками.
Проектов, подобных Wargame, не так уж и много. Точнее, их практически и нет, если не считать предшественницу WEE — R.U.S.E. Масштабные битвы на огромных картах, несколько игровых режимов, различная боевая техника… Как ни странно, эпичность происходящего на экране не пошла во вред картинке — она прилично выглядит и сейчас благодаря движку IRISZOOM, позволяющему одним движением колесика мыши перенестись от рассматривания отдельного солдатика к обзору всей карты с высоты птичьего полета.
Карта динамической кампании. Масштаб происходящего, мягко говоря, не впечатляет.Каждое сражение мало похоже на предыдущее, что особенно хорошо заметно по мультиплеерным зарубам. Одиночная кампания в WEE получилась совсем слабой и годилась разве что на ознакомление с основами, а вот настоящий хардкор Третьей мировой начинался уже в сетевой игре. Типичный путь новичка, решившего опробовать European Escalation заметно позже релиза, выглядит так: погонять скучную кампанию, сунуться в мультиплеер, огрести от «папок» (найти в сетевых режимах противника по силам новеньким давно уже нелегко) и отложить WEE на дальнюю полку до лучших времен.
И эти времена, пожалуй, настали. Спустя год после релиза Wargame: European Escalation и выхода четырех бесплатных DLC для нее Eugen Systems наконец-то выпускает полноценное продолжение.
Северные рубежи
Угодить решили всем — от AirLand Battle поклонники мультиплеера WEE дождались самолетиков, новых сетевых режимов и увеличения количества игроков на карте (аж до двадцати человек в одном бою), а любители «сингла» и те, кто только начинает свое знакомство с серией, теперь могут спокойно воевать с ИИ в новом режиме динамической кампании.
Местом выбран Скандинавский полуостров, ставший ареной противостояния НАТО и стран Варшавского договора. Почему именно Скандинавия — непонятно; куда логичнее (да и заметно интереснее) смотрелась бы битва за Европу на просторах Германии и Франции, где в свое время были сосредоточены основные наземные силы двух противоборствующих сторон. Жаль, но о танковом марше на Париж (или Москву — как пожелаете) и десантном броске через Ла-Манш остается только мечтать. По крайней мере пока — судя по опыту WEE, Eugen Systems вряд ли оставит своих поклонников без дополнений к любимой стратегии. Глядишь, можно будет повоевать и в центральной Европе, а не только на северных ее задворках, тем более что теперь в Wargame появились войска еще четырех стран, три из которых — европейские.
В «Арсенале» можно в подробностях изучить любого «юнита» — как внешний вид, так и характеристики.Динамическая кампания, в которую можно играть как по Сети, так и в одиночку, сперва чем-то напоминает «олдскульные» варгеймы, те самые, пошаговые, с «гексами» и несколько схематичной картинкой (вообще, графика никогда не была сильной чертой этого жанра). В AirLand Battle тоже есть глобальная карта, разделенная на провинции, «покупка» войск за очки, пошаговая отдача приказов армии и… все, сходство на этом, пожалуй, заканчивается — начинаются нововведения. Ресурсов в привычном понимании нет, но имеются два вида очков — очки боевого духа и очки доверия. Набрав определенное количество баллов боевого духа, которые начисляются за победы в тактических боях и уничтожение вражеских войск, можно заставить неприятеля капитулировать, причем начальное значение этого показателя может быть разным у каждой стороны. Второй ресурс выдают за удержание под своим контролем провинций, каждая из которых приносит несколько очков доверия. Их можно тратить на вызов подкреплений и использование специальных умений — к примеру, установка морских мин исключает действия флота в указанной локации на определенный срок, контрразведывательные мероприятия не дают вражескому спецназу проникнуть в тылы, а бомбардировка провинции уменьшает инициативу отрядов врага.
Инициатива и боевой дух отряда — параметры, относящиеся уже не ко всей стороне, а к конкретному формированию; они имеют первостепенное значение во время встречи с войсками противника. Когда в одной локации сталкиваются две противоборствующие армии, начинается тактическое сражение, начальные условия которого зависят именно от инициативы и боевого духа. Первый показатель определяет количество очков на старте боя, а второй — сколько очков преимущества надо набрать в этом столкновении для победы.
Мир вокруг не застыл в ожидании окончания очередного этапа битвы за Скандинавию. Стоит только отдать приказы своим подчиненным и нажать кнопку завершения хода, как на экране начинают появляться информационные сообщения о ситуации в регионе и событиях, что остались за краем карты, но тем не менее оказывают свое влияние на происходящее. Некоторые из таких новостных сводок несут не только информационный характер, но и предоставляют возможность выбора. Например, командование предлагает вам отправить часть ваших сил на другое поле боя, где противник начинал наступление. Согласитесь — потеряете отряд в очереди подкреплений, зато приобретете очки доверия, откажетесь — ваши войска останутся на месте, но на другом конце света союзники могут потерпеть поражение, что скажется на раскладе сил на скандинавском фронте военных действий.
Битва 10×10 в самом разгаре. Понять общую картину без вида «со спутника» невозможно.Динамическая кампания хотя и выглядит заметно привлекательнее невразумительного «сингла» из European Escalation, но все же получилась несколько блеклой. Не хватает размаха событий, эпичности происходящего — Третья мировая в самом разгаре, а мы ведем бои местного значения. Вот бы карта охватывала весь земной шар… Впрочем, это уже какая-то Hearts of Iron получается, а Wargame — игра в первую очередь про тактические сражения.
Воздух!
Главная новинка боев AirLand Battle — это, конечно, появление самолетной авиации. Раньше ВВС были представлены только вертолетами, теперь же парк авиатехники существенно вырос: истребители, штурмовики, перехватчики, фронтовые бомбардировщики — от старичка Миг-17 до знаменитого «самолета-невидимки» F-117 Nighthawk, на момент событий игры только-только вышедшего в серию. А вот стратегических бомбардировщиков и десантных самолетов нет, чего очень не хватает для воссоздания полноценной картины боя. Высадить парашютистов в тылу противника и уничтожить штабную машину, тем самым лишив супостата контроля над зоной, — самое то. Да, можно такой финт проделывать и с вертолетным десантом, но хочется больших размахов. Не получится и задавить численным превосходством в воздухе — самолеты стоят дорого, а сбивают их с легкостью, особенно если заранее не озаботиться выяснением позиций вражеской ПВО. Даже в сражениях 10×10 авиация применяется в основном для точечных ударов и больше используется при отражении танковых прорывов противника — вскрывать неприятельскую оборону с ее помощью слишком расточительно.
Остальные изменения не столь заметны. Пехота теперь умеет прятаться в зданиях, занимая целые городские кварталы; поменялся интерфейс (в лучшую сторону — теперь он гораздо информативнее); общее количество разных «юнитов» выросло до семи с половиной сотен — в основном за счет авиации и новых стран-участниц конфликта.
То же сражение вблизи — звено штурмовиков пытается сорвать вражескую атаку.***AirLand Battle получилась хорошим примером того, как надо делать дополнения. Тут, правда, издатели немного лукавят, продавая ее как полноценное продолжение European Escalation, — все-таки появление динамической кампании и нового рода войск вкупе с другими небольшими изменениями тянет только на аддон. В остальном это все та же Wargame, ставшая чуть дружелюбнее к новичкам, а «отцов» сетевого режима заставившая перетасовать проверенные «колоды» войск в поисках оптимального сочетания подразделений. Эпичные битвы стали еще эпичнее, картинка столь же красива, все так же необходимо продумывать стратегию еще на этапе планирования и уметь менять ее во время боя, а взаимодействие между союзниками и разными видами войск по-прежнему в приоритете. Что еще для счастья надо?
Плюсы: все те же, что и у WEE; новые режимы игры; появление авиации.
Минусы: изменений слишком мало для отдельной игры; режим динамической кампании получился слишком простым — ему не хватает размаха и глубины.