Wheelman: обзор
Ну, как? Лучше GTA 4? Стоит брать? — консультанты в сетях розничной торговли болванками уже отвечают, не дослушав вопрос до конца. Панику отставить, дорогие никобелики, не сгущались тучи над Либерти Сити — с шедевром Rockstar у Wheelman практически ничего общего, так что сравнение некорректное изначально. Об этом, к слову, говорилось не раз и не два еще задолго до отправки игры в печать.
Пресловутый Перевозчик за авторством Люка Бессона и Луи Летерье — вот что ближе всего по духу к творению Tigon Studios. Более того, даже тренировочная миссия являет собой не что иное, как сильно утрированный пересказ вступительного эпизода фильма. Отважный Майло Берик (Вин Дизель, само собой) отправляется в Барселону работать под прикрытием, демонстрирует местной воровке свои водительские навыки и моментально находит друзей в кругу испанских бандиттос. Братва, правда, косится подозрительно на американскую лысину и новоприбывшему доверять свои секреты не спешит. Сперва нежданному гостю, которому даже стараться изображать отмороженного не надо, поручают беспросветно унылую работу. Однако любое такое поручение из раза в раз оборачивается эпической погоней, горами трупов и фантастическим ущербом государству.
Если поторопиться, можно догнать край света.
Вся игра — череда разнообразных миссий, подавляющее большинство из которых всецело гоночные. Что-то угнать, догнать, доставить или даже разрушить — ничего, в общем-то, нового, вот только каждый раз все это сопровождается оригинальными предысториями и занятными диалогами по мобильному телефону. Порой приходится уютный салон автомобиля покинуть и пострелять в пешеходном режиме, но такие эпизоды случаются редко, что только к лучшему. Боевая система проста до безобразия: прислоняться и выглядывать из-за угла нельзя, разновидностей оружия мало, а рукопашного боя нет вообще — скудно. Стоит ли говорить, что заходить в помещения, прыгать-лазить и закупаться шмотками запрещено тоже.
Здесь нет сложносочиненной драмы и густой атмосферы, нет дышащего жизнью мегаполиса и прохожих, занятых своими делами. Концепция открытого мира старого образца — все вертится только вокруг героя, который преследует заранее заданную цель. Жить тут не надо, да и негде, а погулять на своих двоих не найдется повода, вообще изучать особо нечего — декорации, и только. Сама игра — она во время миссий, когда на хвосте дюжина полицейских машин. Разработчики, прекрасно это осознавая, предлагают не тратить время и при помощи карты каждый раз моментально перемещаться к точке получения задания. Линейность и, как ни парадоксально, коридорность Wheelman вызывают недоумение уже через полчаса после знакомства с ней.
Вин Дизель такой Вин Дизель.
Тут-то и важно вовремя вспомнить, что это не очередной клон Grand Theft Auto, а зажигательный экшен на колесах в полной боевой готовности. Автомобиль здесь не столько средство передвижения, сколько оружие против порядка, против соперников, против привычного образа жизни ни в чем не повинных жителей Барселоны. Единственная шкала в игре — это шкала внимания (как вариант, адреналина), которая заполняется во время лихих трюков, аварий и нарушений. Накопив необходимое количество внимания, мы можем прибегнуть к одному из спасительных финтов в пылу жаркой погони. Первый вариант — просто включить рапид и отправиться вместе с камерой в кабину автомобиля, где протагонист уже выхватил пистолет и готов прицельно прострелить бензобак или голову соперника. Второй — то же, только с лихим разворотом машины на несколько секунд. Крайне полезно, когда все преследователи позади, но неустанно обстреливают нас и всячески препятствуют успешному завершению миссии. Оказавшись с ними лицом к лицу на пару секунд, можно заметно уменьшить количество недругов, если быстро целиться и метко стрелять, после чего герой сам красиво развернет болид к прежнему курсу.
Циклон (разворот в замедлении) в действии. Да, через секунду случится именно то, о чем вы подумали.
Отдельно стоит упомянуть пару трюков, в содержимом заветной шкалы не нуждающихся. Во-первых, конечно, смена автомобиля прямо во время скоростной езды, что успешно впечатляла еще задолго до релиза с каждым показом геймплейных роликов. Не соврали: Дизель теперь настолько суров, что на скорости 200 км/ч легким движением накачанной ноги отталкивается от автомобиля и догоняет мотоцикл в свободном падении. Выглядит все это каждый раз крайне эффектно, но очень не хватает возможности аналогично перехватывать и встречные автомобили — не проблема, вроде бы, раз уж крутость вечно лысого героя зашкалила за все возможные пределы. Да и не стали отключать эту фишку для мирно припаркованных автомобилей, что только лишь забавляет, когда Майло отважно бросается и побеждает незапертую машину без водителя. Во-вторых, залихватские тараны — заметно облегчают жизнь во время особо опасных заездов. В Wheelman нет необходимости вручную воротить автомобилем, дабы вовремя и успешно бортануть преследователя. По нажатию волшебной клавиши нас резко бросает в нужную сторону вопреки всем законам физики, и подвернувшийся враг благополучно встречает столб или стену. Секрет успеха любой погони в том, чтобы постоянно нырять во все стороны, разбрасывая соперников, как игрушки. Да и нет лучше способа избежать неминуемого столкновения.
Чак Норис не нашел, что противопоставить десятиметровым прыжкам Дизеля.
Благодаря Unreal Tournament 3 и правдоподобной физике от Havok продолжительные погони не вгоняют в тоску. Отлично удались спецэффекты, высокий уровень разрушаемости и продвинутая модель повреждений у лицензированных автомобилей успешно создают иллюзию напряженного, рискованного поединка на высокой скорости. Однако движок здесь одновременно и плюс, и минус. Даже при очень неплохой оптимизации, с высокими скоростями моторчик не справляется, что частенько влечет за собой крайне неприятные сюрпризы. Деревья, машины и прохожие, да что там — целые улицы появляются из воздуха в двух десятках метров от нас, причем зачастую слишком поздно. Шансы уехать в бескрайнюю пустоту зазеркалья здесь как никогда высоки — максимальная скорость хорошего автомобиля в Wheelman заметно превосходит скорость рендеринга. Учитывая, что сама игра прямо на лету создает чекпойнты, это отнюдь не радует — есть все шансы появиться вновь уже после съезда под улицу.
Ремейк ласвентурасской миссии про допрос из GTA: SA удался на славу.
***
Wheelman не помешал бы мультиплеер, да и релиз одновременно с фильмом был бы разумным решением, но, увы, — кинокартине еще далеко до широких экранов, а Midway осталась без копейки в самый разгар разработки. При таком раскладе на лавры лучшего экшена детищу Tigon Studios метить бесполезно: в отличие от Chronicles of Riddick, их новый проект слишком уж спорный и несамостоятельный — не на чем ему жить после прохождения, а повторно одолеть те же маршруты и миссии мало кому захочется. С другой стороны, Wheelman воспринимается не иначе как гоночная аркада, которую легко освоить, она неплохо выглядит и не на шутку увлекает на первых порах — скоротать вечерок-другой в Барселоне, не растрачиваясь на авиабилеты, вполне можно. Но неплохо бы дождаться патча, который поддаст движку пинка для разгону и слегка переиначит баланс.
P.S. Кстати, русская версия игры силами Нового Диска весьма добротно переведена и озвучена. Редкий случай, когда наши местами говорят убедительнее, нежели их западные коллеги в оригинале. И, да, озвучки Дизеля это касается тоже.
Плюсы: не GTA 4; харизматичный главный герой; зрелищные погони; эффектные трюки на большой скорости.
Минусы: не GTA 4; технические недоработки, глюки движка; пешие миссии; сюжет; линейность.