White night
Мы часто разделяем весь мир на свет и тьму, на черное и белое. Но здесь, в реальном мире, нет места для добра и света. Есть только непроглядная тьма, скрывающая от нас всю тщетность нашего бытия. А если кто-то вдруг подумав, гласил, что он мог все бы изменить. Ему тотчас же напоминали, что нету в этом мире места доброму герою, а все те, кто так как он считали, давно уже мертвы, погребены под весом собственных амбиций, как минимум душевно. И рано или поздно в душе у такого доброго героя найдется толика зла и будьте уверены, она непременно захватит его с головой и начнет разрушать все, что некогда ему было дорого. Так было и у нас.
Детектив в черном цвете
Разработчики выбрали очень удачный сеттинг, как раз под стать истории и стилистике. Согласитесь, ведь нету одновременно столь знакомого и настолько неизвестного времени. Этот мир знаком всем и каждому – Великая депрессия. За окном 30-е годы прошлого века. Многие вмиг потеряли все что у них было. И им остается только скитаться по пустынным улицам в надежде на лучшее, ожидая худшего. Другие, пускаются во все тяжкие и стараются выживать как могут. А третьи, смотря на неудачи всех и каждого предпочитают просто утопить горе в стакане, бесцельно прожигая те крохи, что остались в кармане.
История одного неизвестного начинается с поездки по темным улицам Бостона, времен Великой депрессии. И пропущенный в баре стаканчик старого доброго виски не должен был предвещать беды, особенно в такое время. Но, увы, не сложилось. Из ниоткуда на дороге появляется призрачная девушка, и в попытках не сбить ее наш герой не справляется с управлением и врезается в близстоящее дерево. Кое-как собравшись с силами наш герой дошел до ближайшего особняка. И тут начинается вся история, где первоочередной задачей является спасение своей собственной жизни и разгадка тайн некогда живших в особняке жителей. Пострадавший бедняга в один момент оказывается буквально в рабстве у призрака молодой девицы. И совсем не важно, что минуту назад он попал в аварию именно по ее милости. Попутно наш неизвестный герой будет толкать очередной монолог, переполненный обилием реплик, соответствующих нуарному детективу. Что очень сильно влияет на атмосферу, упрощает погружение.
Сложно найти здесь черную кошку, хотя ее тут нет.
Во власти тьмы
Roy Orbison — Oh, Pretty Woman (from Black & White Night)
На первый взгляд игра напоминает оригинальный Resident Evil. В White Night все такие же фиксированные ракурсы камеры, такие же тесные проходы и так же тратится большое количество времени на исследование самого здания. Все это хорошо могло играть на атмосферу, если бы игра была хоррором, но на деле ждать момента, когда вас хотя бы попытаются напугать можно долго и безуспешно. Враги не нагоняют страху вообще, ибо обнаружить их труда не составит, а немалая доля загадок сводится к поиску возможности включить свет. Поскольку герой напрочь лишен возможности оббежать противника, а при встрече с ним может только угрожающе побить воздух и отбросить тапочки, нам остается только слепо повиноваться велению сценария. Что с одной стороны не дает возможности по-быстрому оббежать всех врагов и узнать тайну особняка. А с другой – после десятка пройденных, пускай и разнообразных, но живущих по схожему принципу, комнат немного начинает приедаться.
Один раз попавший в лапы тьмы на веки там же и остается, поэтому без верного соратника прожить никак нельзя. И лучшим другом главным союзником во тьме ночной для нашего героя служит коробок с дюжиной спичек. О безопасности можно только мечтать. Как только попадаете в кромешную тьму и без спичек, пиши пропало. Во-первых, из-за обитающих в непроглядной черноте призраков, которым страсть как хочется убивать. А сталкиваться с ними придется почти в каждой комнате, и единственным средством борьбы с ними является свет. Но тусклого огонька, издаваемого спичками совсем не достаточно. Вместо этого нам придется аккуратно обшаривать доступную часть комнаты в надежде найти выключатель или способа починить проводку. При том, убежать тоже не всегда просто. Особенно когда узнаешь, что спички прогорают быстрее во время бега. Так что иной раз подумаешь, а стоит ли убегать, имея в кармане только одну спичку или лучше попросту умереть и начать все с контрольной точки. Кстати о последних, чекпоинты имеют вид кресла, помеченных знаком солнца, и расставлены на вменяемом расстоянии.
Печально когда единственным средством спасения оказывается коробок спичек.
Во тьме ночной, при свете ламп
Второй же важный аспект – атмосфера. Первое, на что обращаешь внимание после запуска White Night – цвета, вернее, их отсутствие. Весь мир представлен черно-белой рисовкой, а-ля Mr. Freeman. Стилистика в White Night великолепна и выдержанна до самого конца этого у игры не отнять, при том тычущаяся в глаза с экрана рисовка не заставляет их обильно кровоточить, как это делала прошлогодняя Betrayer. Но вскоре вся эта тягучая атмосфера мрачного и пропитанного смогом нуарного детектива начинает потихоньку рушится. Игра сходу наваливает на нас множество вопросов, ответы на которые не факт, что вы найдете. Главной проблемой всего этого служит сюжет. Вернее, даже не сам сюжет, а скорее то, как его преподносят. А преподносят его исключительно в виде записок и дневников обитателей особняка. Один дневник расскажет о персонаже, помешанном на алхимии и темной магии. Второй – обычную, с виду, история о наивной девчушке, решившей приехать в большой город, дабы покорить эстраду со всеми вытекающими последствиями. Читать все это может быть довольно увлекательно, но написано все это непростым литературным английским. При этом у каждого из персонажей может быть до двадцати дневников. Что уже на этом этапе отсекает немалую часть русскоязычной аудитории. Да, под тонной макулатуры скрыты довольно интересные истории, но отталкивает от игры совсем другое. А именно то, что все это нужно искать самому посреди черно-белой гаммы и не совсем удобно расположенной камеры. Оттого пропустить очередной лист злосчастной бумаги очень и очень легко. В результате и выходит, что ответы на некоторые вопросы можно вообще не узнать. Но если внимательно вглядываться в комнаты, рассматривать висящие плакаты, портреты всевозможные тотемы и символы, служащие для какого-то ритуала. Но вся атмосфера теряется из-за примитивного геймплея. Если в Resident Evil вам приходилось натурально выживать, то выживание в White Night можно сравнить с попыткой избить человека ниткой.
*****
Как итог, White Night получился весьма спорным продуктом. Порекомендовать поиграть в него всем тем, кто любит survival нельзя. Равно как и любящим соответствующую эпоху. Попытка авторов сделать свой выживастик, на манер классических Resident Evil и Alone in the Dark, успешным назвать, к сожалению, нельзя. Игра совсем не пугает и не пытается держать нас в напряжении. Ресурсов у нас всегда предостаточно, а загадки лишены сложности, хотя и встречаются такие, где понять, что от тебя хотят весьма сложно. Но как бы то ни было, у игры присутствует великолепная стилистика и неплохая история (пускай и вы и разгадаете ее на полпути к титрам).
Автор: Александр Крикун