Alpha protocol
У компании Obsidian Entertainment за почти семилетнюю историю существования сложилась весьма определённая репутация. И при этом её нельзя назвать очень уж хорошей – за калифорнийской студией весьма прочно закрепился статус подмастерьев, которые клепают сиквелы к чужим хитам (KotOR 2, Neverwinter Nights 2, теперь ещё Fallout: New Vegas). Возможностью доказать свою самостоятельность должен был стать Alpha Protocol – ролевая игра про шпионов.
Рождение собственного, а не суррогатного, ребёнка шло в муках – целые куски игры то отправлялись на доработку, то безжалостно вымарывались, то переделывались, и конца и края этому не было видно. В конце концов, издатель и разработчик плюнули на всё это и выпустили игру как есть. «Как есть» получилось весьма спорно, но зато Obsidian Ent., как в той песне Алсу, «всё придумала сама».
Массивно-эффективно.
Хотя говорить, что Alpha Protocol – целиком создана мозговым усилием Obsidian вряд ли стоит. Уж слишком много она взяла от своей ближайшей сестрицы – Mass Effect. Возьмём, к примеру, систему классов и умений. В самом начале игроку предлагают на выбор несколько стандартных типов персонажей: солдата, инженера, оперативника и внештатного агента.
Солдат – он и есть солдат. Тупая машина убийства, которая чаще шевелит пальцем, лежащем на курке, чем извилинами. Пожалуй, самый простой и при этом прямолинейный класс персонажа, которым играть не то, чтобы очень интересно.
Инженер чуть более интересен. Со временем его можно научить мастерски обращаться с дробовиком, взламывать на расстоянии турели и камеры слежения, а так же виртуозно расправляться с врагами при помощи разнообразных спецсредств.
Наконец оперативник и внештатный агент представляют собой стэлсово-дипломатическую сторону Alpha Protocol. Тайное проникновение, рукопашный бой, навыки оратора – это по их категории.
Как и в Mass Effect, по достижению нового уровня выдаётся горстка очков, которая тратится на такую же горстку навыков, причём никто не мешает солдату прокачивать навыки скрытности, а инженеру – стрельбу из автоматов. Разница лишь в том, что количество затрачиваемых очков для поднятия навыка на следующую ступень будет больше. Наконец из всё того же творения Bioware пришла система способностей, которые активируются либо сами по себе, либо в меню паузы. Скажем, у инженера есть способность на несколько секунд сделать все выстрелы из дробовика критическими, да к тому же сваливающими с ног.
Можно я это не буду видеть
Как и все современные RPG, Alpha Protocol сильно заигрывает с экшеном. Миссий, которые можно пройти, используя исключительно диалоги – от силы одна шестая от общего количества. Скрытное прохождение как минимум в половине случаев невозможно либо по факту, либо прерывается досадным недоразумением (бот внезапно обернулся, засекла камера и т.д.), либо попросту потому, что не возникает желания мучиться – далеко не у всех хватает терпения прикидываться половой тряпкой и ползать между целыми толпами врагов, вырубая их по одиночке, когда быстрее и проще всех расстрелять. Именно поэтому всё-таки большая часть игроков изберёт путь экшена, а оставшаяся так или иначе с ним столкнётся неизбежно.
Так вот, стрелялка из Alpha Protocol настолько корявая и убогая, что на первых трёх миссиях (а ещё на двух последних) желание удалить игру к чёртовой матери может с лёгкостью пересилить удовольствие и заставить игрока найти файл Uninstall. Графика времён юности Unreal Engine 3 (то есть Gears of War в версии для Xbox360) вкупе с деревянной анимацией чуть ли не уровня первого Half-Life после череды отличных шутеров и ролевых игр от BioWare Corp. обрадовать сможет лишь самых отъявленных ретроградов и ортодоксальных поклонников RPG. Пожалуй, игра сделана исключительно для них.
Старая школа
Потому что несмотря на все свои подмигивания Mass Effect и современным экшенам от третьего лица, в груди у Alpha Protocol бьётся сердце тех самых классических ролевых игр. За всей внешней атрибутикой игры (причём не самой лучшей) видятся отголоски таких ролевых шедевров как Vampire The Masquerade: Bloodlines, Baldur’s Gate и, естественно, парочка Fallout 2 и Planescape: Torment. Хотя в этом нет ничего удивительного – Obsidian Entertainment по большей части состоит из сотрудников бывшей Black Isle Studio, которые и работали над лучшей нефентезийной и самой «мирной» RPG соответственно.
Так, неискушённому игроку система диалогов в Alpha Protocol покажется калькой с Mass Effect – и правда, внешне они действительно похожи. То есть конкретных вариантов реплик тут нет, лишь общий характер действия. На панели будет написать «Шутка», «Профессионал», «Допрос» и главный герой соответственно будет либо балагурить, либо вести себя как подобает настоящему агенту, либо задавать дополнительные вопросы. Но в отличие от научно-фантастического труда канадцев, в котором выбор опций чаще всего вёл к одной из двух условных полярностей («парагон» — «ренегат»), диалоги в Alpha Protocol являются главной движущей силой сюжета.
Пожалуй, более закрученной и нелинейной игры мир не видал со времён Arcanum of Steamworks and Magick Obscura. Одна брошенная фраза может стоить жизни нескольким людям, неловко сказанное слово – хорошего отношения с очень авторитетным персонажем, несколько секунд бездействия – целой цепочке миссий. Сказать точно, сколько именно сюжетных развилок содержится в Alpha Protocol вряд ли возможно. Одних только дам сердца, готовых, при удачном стечении обстоятельств, разделить ложе с агентом Тортоном аж целых четыре штуки — обворожительная журналистка, порядочная сотрудница злой корпорации, холоднокровная оперативница с пулемётом и ответственная женщина на проводе, которая выступает куратором почти всех миссий.
Прикрепите к продвинутой системе диалогов и нелинейному сюжету огромный магазин, содержащий под конец игры за три десятка видов вооружения и, вероятно, за сотню видов апгрейдов к ним, возможность покупки оперативных данных и ведение электронной корреспонденции и поймёте, насколько обширен тот объём работ, что проделали разработчики.
Расхожая ранее фраза «за одно прохождение не осилить никак», которая уже стала чуть ли не поседела от старости и покрылась плесенью, в случае с Alpha Protocol приобретает форму «Прошёл меньше трёх раз – игру не видел».
Спасибо бета-тесту, которого не было
Рассматривая оценки, которыми одаривают Alpha Protocol западные коллеги, удивляешься насколько же всё-таки они (журналисты, бишь), пардон, зажрались. Мировая пресса холодно выводит рейтинги в районе 6.5\10 и называют AP весьма проходной вещью.
Конечно, в чём-то их можно понять. В игре много как шероховатостей вроде той же боевой системы или заметно переусложнённого управления, странных фишек (мини-игры по взлому сейфов, компьютеров и систем безопасности спорят друг с другом за звание самых идиотских мини-игр в истории жанра) и недоделок. Немало и откровенных багов. Alpha Protocol болезненно реагирует на комбинацию клавиш Alt+Tab, главгерой и противники иногда застревают в стене (с ИИ тоже есть проблемы), встречаются и простые подвисания. Серьёзных проблем нет, но ещё трёх-пяти месяцев бета-теста Alpha Protocol точно заслужил.
Но чего он точно не заслужил – так это напиханных ему «шестёрок». Разве можно поставить такую оценку игре, где большую часть диалогов можно завершить, пристрелив собеседника или разговорив его до такой степени, что он останется твоим лучшим другом?
Alpha Protocol, конечно, вряд ли можно назвать игрой мечты и посчитать достойным кандидатом на звание Игры года. Но для всех, кто соскучился по глубоким ролевым играм с проработанным и нелинейным сюжетом, но при этом не может видеть орков и гоблинов, это самый настоящий подарок. Пусть он подпорчен багами и явно требует доработки – у Obsidian Entertainment получилась действительно достойная игра.
P.S. Русская версия от 1С\Софт-клаб подоспела очень быстро и производит отличное впечатление. Конечно, местами некоторые вольности перевода могут напрячь тех, кто знаком с английским, а тех кто не знаком – скорость промотки субтитров, но в целом работу стоит назвать не иначе как отличной.
Автор: Данил Ряснянский