Anna
Ярко-зеленая лужайка, небесно-голубая река, уже давно не сдвигающая с места водяное колесо, заросшее илом и тиной. Жаркое обеденное солнце светло-желтыми лучами освещает стены старой, заброшенной как уже не один десяток лет, старой каменной лесопилки. Заколоченные окна её не пропускают свет внутрь, а единственная входная дверь заперта сложным механизмом. Где я? Кажется, это всего лишь кошмар Анна? Знакомое имя, да, я помню её. Точно, я должен разобраться с этим местом
Обманчивые впечатления
Именно такой, мирной и светлой и немного грустной сценой встречает игрока Anna – игровой дебют итальянской студии Dreampainters. Но будьте осторожны, не введите себя в заблуждение — таким светом и радостью веет только от первой локации игры, в остальное же время это добротный квест-хоррор от первого лица в стиле Amnesia: The Dark Descent или Penumbra: Overture Episode One. И в отличие от многих сегодняшних ужастиков, достаточно страшный, чтобы прилично напугать вас.
Сюжет, как вы уже наверняка поняли, в игре довольно запутанный. Главный герой, профессор университета, уважаемый человек, находит очень странные фотографии, с изображенной на них старой лесопилкой. И все бы хорошо, но после этой находки мужчину начинают мучать постоянные «явления» этого дома в ночных кошмарах. Кроме зловещей в своей неизведанности лесопилки, герой постоянно слышит голос некой Анны, вроде бы когда-то там жившей и все говорящей о каком-то «признании в любви». И вот, в один прекрасный день, главный герой с частичной потерей памяти приходит в себя именно на этой лужайке. Странно? Весьма. Вполне логично, что он решает разузнать, наконец, тайны этого места. Вот только для этого сначала нужно пройти через наглухо запертую дверь.
Главная проблема Анны в слишком уж неочевидных загадках. Нет, серьезно, есть игры, в которых очень сложные головоломки, но, тем не менее, логически вытекающие одна из другой. Обладая исходным набором данных и хоть какими-то зачатками логического мышления, эти задачки можно щелкать как орешки. Здесь же совершенно, даже диаметрально противоположная ситуация. Загадки нелогичны, сложны и неочевидны, как содержимое жилета Анатолия Вассермана. Более того, если при переходе с локации на локацию вы не возьмете какой-то нужный, но хорошо запрятанный, предмет, то, вероятно, очень скоро застопоритесь в прохождении, ведь здесь в полной мере работает закон Архимеда: если где-то что-то не убывает, то в другом месте оно никогда и не появится. Даже стартовую головоломку решить без подсказок весьма сложно – нужно очень кропотливо перерывать местность и, прямо как в старых pointclick адвенчурах, пробовать буквально все комбинации предметов.
Кирпичная фабрика «Аннушка»
Хорошо, запутанный сюжет добавляет каплю мучительной неизвестности в атмосферу Anna. Но кроме него не прибавляет спокойствия и одна крайне оригинальная идея разработчиков – рандомизированные ужасы, воплощенные здесь на твердую десятку. Никто, даже сами авторы, не знают, когда вам случится испугаться в следующий раз. Все честно и предельно серьезно: никаких скриптов, чистая случайность — при повторном прохождении это очень заметно. Отчасти поэтому всем, у кого слабое сердце, играть в Анну не рекомендуется.
FROZEN | Let It Go Sing-along | Official Disney UK
Авторы прекрасно знают, как напугать среднестатистического игрока. Дрожащие тени от ламп, складывающиеся в причудливые силуэты, ожившие тени людей, с каждым неосторожным движением профессора приближающиеся и увеличивающиеся в количестве, недосказанности, игра голоса актрисы, озвучивающей Анну (её постоянные измышления вслух удваивают саспенс и напряжение) – все это нехило действует на мозг. Чем дальше, тем больше нервничаешь, оглядываешься и боишься. И вроде умом понимаешь, что действие происходит средь бела дня в маленьком доме, но то, как авторы использовали недостатки и преимущества пространства, вызывает неподдельное восхищение. Честь и хвала разработчикам, что длится игра лишь три часа — дольше выдерживать подобную атмосферу было бы очень сложно и, многие бы стали попросту бросать прохождение, не дойдя до конца.
Некоторые вопросы вызывает интерфейс игры и её управление. К первому претензия ровно одна – в версии, по которой писался обзор, игра никак не реагировала на кнопку Escape, что приводило к невозможности прервать сеанс должным образом, не давало проверить сохранения и изменить настройки. Впрочем, этот баг уже наверняка исправили. Вторая претензия гораздо важнее, да и поправить её патчами не представляется возможным, так как её источник зашит глубоко в коде движка. В довершение композиции из совершенно не интуитивно назначенных клавиш управления и камеры, чувствительной пуще трепетной лани, у Anna ещё и до крайностей глупая физика окружения. А в играх, заигрывающих с поведением тел а-ля Amnesia, такие недочеты ощутимо бьют по атмосфере и итоговой оценке проекта.
Сам недостаток заключается, опять же, в никакой интуитивности окружения на уровнях. Понять, что конкретно эти доски можно таскать и перекидывать с места на место, а вот те нельзя, непросто. А в решении головоломок то и дело нужно раскидывать целые завалы, чтобы добраться до нужного предмета. И как прикажете различать наделенные физикой предметы от приклеенных суперклеем к полу? Только исконно народным методом тыка, а так в играх уже давно делать не принято.
Художники по мечтам.
К чему точно придираться не хочется, так это к внешнему виду Анны. Unity Engine в умелых руках итальянских разработчиков хоть и со скрипом, но выдает чудную картинку. Главное не вглядываться слишком внимательно в текстурки и модели, иначе магия очарования очень быстро разрушится, оставив после себя не слишком технологичную траву, клонированную, будто из одного образца, угловатые модели и тени, страдающие от недостатка сглаживания. Но, повторимся, если не вглядываться в картинку особо пристально, она покажется очень красивой (в темных же помещениях заметить недостатки движка вообще практически невозможно). Радует и оптимизация – игра не тормозит и выдает стабильные 60 кадров в секунду даже не на самых мощных компьютерах.
Отдельной похвалы Dreampainters нужно удостоить за озвучку игры. Более сотни заранее записанных звуковых эффектов, волшебно подходящие голоса актеров – все это вкупе и составляет такую незабываемую атмосферу нервозности, неудобства и постоянного страха. Прекрасно поработали и авторы саундтрека к Anna – яркие и светлые мелодии, со сменой локаций до мурашек по коже естественно преобразуются в депрессивный и пугающий голос старой лесопилки.
Реальные итальянские легенды, положенные в основу сюжета Anna, сформировали вкупе с качественным звуком и симпатичной графикой, один из самых интересных хоррор-дебютов, что только знала игровая индустрия за полвека своего существования. Не могут существенно омрачить впечатления даже странное управление, физика и бессмысленные головоломки, ведь главное в Анне – оригинальные идеи и ощущение качественного ужастика. Впрочем, если вы не готовы мириться с определенными сложностями – этот проект вряд ли придется вам по нраву. Тем же, кто уважает инди-хорроры, самые горячие рекомендации.
Автор: Василий Карпушев