Avadon: the black fortress
— Что же у вас, профессия такая — ведьма — или, значит, характер тяжелый?
— Профессия. А характер как раз у меня очень даже симпатичный.
х/ф «Старая, старая сказка»
Старая, добрая О! Гутен таг, дорогой читатель! Вы знаете, на этом самом месте, на месте рецензии, могла бы вполне комфортно гнездиться ретроспективная аналитика в честь, скажем, Icewind Dale или Baldur’s Gate, не ощущая себя при этом неловко за нарушение тщательно предусмотренного редакцией хода событий и подвержения рецензента увольнению. Хорошенько ухватившись за бычьи рога, я предлагаю немедленно проскандировать: Avadon: The Black Fortress – до икоты в перикарде ретро-каноничная «арпиджи». Настолько ретро и настолько каноничная, что вашему покорному, уже было подзабывшему, как оно пахнет, было несколько страшновато наводить курсор на священное
Start New Game
С не меньшей тяжестью в левом желудочке сопровождалось осознание того, что литеральное оживление игр пятнадцатилетней древности – это нонче модно среди маргиналов игрового зодчества. Иными словами, инди-разработчики повадились варганить то, что было популярным в позапрошлом десятилетии, и речь идёт и может идти только о ролевых, как правило, партийных играх. Короче, недавно, как вы знаете, гостил у нас прекрасный тому пример — Dungeons of Dredmor. Однако если он – это добрая стилизация, то Avadon являет собой ксерокопию. Несомненно, тоже добрую.
A:TBF – это будто бы переиздание высокого разрешения ролевой игры, вышедшей те самые пятнадцать лет назад. Без каких либо поправок всего того, что не касается числа пикселей. Это значит, если кто не догнал, что любые новшества, какие претерпел жанр за прошедшую декаду, а то и две, объект обозрения барственно и нелепо игнорирует. Это значит, что знакомство с ним равнозначно приобщению к быту старичья из лихих девяностых (для кого прилагательное «лихой», конечно же, всё равно ничего не значит). Это всё равно что в XXI веке трусить в никому неизвестный кинотеатр в том дворе на южном, демонстрирующий советские ленты в чёрно, разумеется, белом цвете. Простите за сравнение и вообще затянутую ремарку, но сказанное – истинна (как мне кажется), и она мама мия, она определённо хороша!
Здесь могла быть ваша реклама
Итак, о чём прикажете рассказывать? О сюжете? Ролевой системе? Принципы, морали?.. Банальненько а, чёрт возьми, так и поступим! На самом деле, отмечая в начале плоды трудов Black Isle Studios и BioWare, я слегка утрировал (погодите хвататься за трезубцы, послушайте!) – Avadon: The Black Fortress не настолько многогранна и глубока. В ней нет десятков классов, подклассов, подподклассов и прочей дребедени. Нет, соответственно, необозримых мириад навыков и заклинаний. Всё заметно проще, но оттого даже интереснее: глаза хотя бы, понимаешь, не разбегаются да мозг не закипает уже на одном только экране выбора расы – в общем, буквоедам понравится.
Стало быть, классическая партийная PRG? Верно, и обо всём по порядку. Spiderweb Software предлагает сдружиться с четырьмя образцовыми типажами, но сперва выбрать одного, с кого начнётся эпопея. Может, воина? Зовут Blademaster’ом. Понятно, что он любит порой как следует садануть мечом/топором/секирой, не прочь пострелять и из лука, полечиться, повысить защиту, жизненную энергию или попросту по-варварски рявкнуть, временно занизив способности негодяев к рентабельной жизнедеятельности.
Или вот Shadowwalker — прирождённый ловкач, вроде бы и воин тоже, а вроде бы и нет. Как бы и лучник, только метающий диски, но как бы и не совсем он. Короче, типичный фокусник, умеющий и то, и это, и ещё вот это. Такой средневековый Адам Дженсен. Главное, что не маг. Ну, вы поняли.
Sorcerer — чародей. Вернее, чародейка. Метает огненные шарики и не только их. Волшебным махом руки отпирает двери и сундуки. Чудодейственно вводит неприятелей в разного рода замешательства: то они застынут, то затеют хаотичную волосяницу, то и вовсе забудут, кто это такой плохой их там заколдовал. В общем, чародейка.
Shaman — та же чародейка, но… шаман. Так же способна наносить телесные увечья силой мысли, но ещё и горазда на призыв свирепового волка или огнедышащей ящерицы, а это плюс один член команды, что крайне ценно.
Ролевая система базируется на довольно-таки примитивной структуре. Как день ясно, что персонажи обладают рядом параметров, в который вкладываются очки, полученные при повышении уровня. К ним относятся перечень, состоящий из говорящих самих себя strength, dexterity, intelligence и endurance, показателей сопротивляемости и скромного набора skill’ов. Последний незаметно делится на три ветви, которые, тем более — в силу их неброскости, можно было бы тут не отмечать, но на пятом, десятом и двадцать пятом уровнях нам позволяют одну из них усиливать.
Бой. А что бой? Герои и их недруги, будучи ограниченными в дальности передвижения и количестве ударов, движутся и нападают поочерёдно. Что вы на меня так уставились? Говорю же, классическая партийная ролевая игра. Никаких инновационных фитюлек и невиданных штукенций.
О сюжете-то, сюжете расскажи!
Сюжет прекрасен. Avadon: The Black Fortress – это книга, фэнтезийный роман. Имеется в виду форма подачи. Любой встрече с чем-угодно, небывалой доселе, сопутствует художественный очерк, описание ситуации от лица литератора, куда ваши с кем-либо диалоги органично вписываются. Книга большая, чтива выше ушей, и за его декламацией пролетает львиная доля времени.
Что же до самой истории, она, естественно, повествует о том, как добро истребляет недобро. Авадон – это крепость и организация шпионов и убийц (добрых), в чьей власти находится Пакт, хранящий равновесие сил на материке. Вы – тот, кто силён, храбр и охотно решает помочь своей родине, вступив в ряды альянса. Причём не ждите замаривающих прелюдий и тестов на пригодность – голотелые оглоеды неизвестного происхождения скоропостижно обуяли всю округу, авадонцам (авадонянам?) некогда сюсюкаться с подобным вам, Глазам Авадона катастрофически не хватает Рук, и вы сразу же становитесь одной из таковых. Цель? Найти и уничтожить.
И вот мы странствуем по весьма крупному региону, карту которого можно углядеть на одном из загрузочных экранов, исследуем просторные районы степей, поселений, без конца болтаем с одними и по их велению прижимаем к ногтю других. Копаемся в сундучках, бочках, ящичках и в собственном достаточно обширном инвентаре, где одна единица товара или барахла занимает строго одну клетку. Первого в избытке, второго — ещё больше: всюду разбросаны кости, камни, горшки, ткань и ещё добрая, полагаю, тысяча наименований; всё можно подобрать, но смысл
Словом, классическая ролевая игра (уже неудобно повторять, пощадите!), богатая на содержание. Одно объективное но: скучная. С вышедшей из употребления графикой и старинным управлением-то ещё ладно, но музыка – её категорически мало. Точнее, её нет вообще! Вся игра проходит в абсолютной тишине, есть лишь звуки: щелчки, хрипы, гудения, хрусты, всхлипы, карканья и т.д. Слушать игру и наслаждаться ею ушами не удаётся, играть в силу этого же не сильно интересно, воистину занимательна лишь текстовая часть.
Тем не менее вы, надеюсь, поняли, что Avadon: The Black Fortress – ни в коем разе не плохая игра. Вердикт, вернее – совет, прост: если вы принципиально не притрагиваетесь к устаревшим программным продуктам или просто не переносите их на дух, забудьте изложенное выше или же примите к сведению; в противном случае обратите внимание, у вас появился (следует отметить, не единственный) шанс приобщиться к классике, которая по закону ею не является, но неформально – она, родненькая, и есть. В таких случаях вообще принято ставить две оценки: для поклонников и всех остальных. Первым, вне всяких сомнений, понравится, а вторым – ну, вы, ребят, как хотите.
Автор: Руслан Печников