Bard’s tale, the (2005): обзор

Не рыдайте, спрячьте ножи, бейсбольные биты и обрубки биллиардных киев обратно в карман. Так надо. Да, Bard’s Tale (для краткости BT) от легендарного Брайана Фарго — не совсем та РПГ, которую вы хотели видеть. Нет, ничего общего с ни Fallout, ни с оригинальными Bard’s Tale нет. Но она по-своему хороша, просто ее плюсы лежат в другой плоскости восприятия жанра РПГ, отличной от общепринятой компьютерной.

Лучше всего BT умеет рассказывать — и при этом неслабо смешить. Это сказка, натуральная ироничная сказка в самом ее первоначальном смысле. Даже сеттинг соответствующий — все события в игре происходят где-то на островах севернее Шотландии. Плюнув на DD, Фарго черпал вдохновение в шотландских и кельтских мифах. Отсюда — специфические существа, разгуливающие по просторам, легкий британский акцент и у всех персонажей и британский же юмор (а вот это уже наносное — но ничуть не лишнее).

Дело в том, что ближайшими стилистическими родственниками Bard’s Tale являются Armed and Dangerous из соседнего жанра экшенов и зомби-пародия Shaun of the Dead, а в жанрово-беллетристическом — МИФическая серия Асприна. Не слишком ли мощно для экшен-РПГ? А ведь я еще не все назвал…

Перейдем непосредственно к телу игры. Она, игра, идет с видом сверху, в классической Stonekeep-перспективе. Управление — мышью с клавиатурой или геймпадом (игра кроссплатформенная), левый клик — атака, правый — ходьба. Чуть непривычное меню оружия/способностей, похожее на коллегу из NWN, но к нему вполне можно привыкнуть.

Грустно, но полноценной генерации персонажа нет. Дают раскидать очки по характеристикам, но вот выбора класса, расы или внешности нет — все жестко детерминировано. Человек, мужчина, бард. Если вы еще не догадались.

Элайнмента тоже нет, но по игровым диалогам и событиям можно с полной уверенностью утверждать: хаотик гуд. Да-да, спасибо разработчикам за эту милую черточку: Бард — вовсе не благородный менестрель, воспевающий чудесные подвиги героев и радеющий за справедливость. Скорее он прощелыга и авантюрист, циничный мизантроп, заботящийся лишь о тяжести своего кошелька. Ему наплевать на спасение мира от очередной напасти, если только это не сулит существенного обогащения. Очень симпатичный характер, не находите?

Сам игропроцесс весьма прост и гладок. Мы ходим по городам, полям, лесам и пещерам, разговариваем и решаем нетрудные квесты, сражаемся с врагами и собираем предметы. Вот только многие из этих элементов бессовестно упрощены.

Взять, например, отсутствие инвентаря как такового. Есть только слоты (меч, цеп, двуручное оружие, лук), в каждом из которых может быть лишь по одному предмету. Замена устаревшего экземпляра происходит автоматически и не даже спрашивает разрешения. Хорошо хоть надпись на экране выводит: ваш, мол, железный меч заменен на церемониальный. Это трудно назвать серьезными недостатком, как и то, что любые найденные предметы, отличающиеся от брони и оружия, моментально переводятся в денежном эквиваленте на текущий счет игрока — минуя таким образом стадии складирования в инвентаре и продажи. Сознательное упрощение.

Отсюда следует, что торговля односторонняя. Кроме того, у каждого продавца редко бывает больше одного-двух различающихся образцов каждого товара — ассортимент совершенно не радует своей широтой.

Туда же (в сад) отправляются полноценные диалоги, а на их место приходит забавная система вежливый-грубый. Ее смысл в том, что мы выбираем не реплику, а тон — и в зависимости от выбора

складывается дальнейший диалог (почему-то самые смачные и интересные реплики всегда под грубым вариантом ответа — это намек авторов?). Тоже, как нетрудно догадаться, упрощенка.

Бои в игре очень и очень напоминают никем не вспоминаемую, но милейшую забаву по имени Silver. По нажатию на ответственную за атаку кнопку мыши мы получаем удар, жмем несколько раз подряд — получаем комбо, зажимаем, чуть держим и отпускаем — получаем суперудар. Жмем пробел — ставим универсальный блок, защищающий от всех видов атак и даже от атакующей магии.

Дерется Бард здорово, танцует со своими мечами-цепами как заправский балерун. Враги редко налетают группами меньше трех, бьют сильно и часто — приходится вертеться, блокировать, контратаковать, снова блокировать, снова атаковать… Происходящее напоминает уменьшенную и упрощенную копию слэшера Lord Of The Rings: Return Of The King, и это хорошо.

Бард все же в первую очередь музыкант, и этот факт нашел достойное отражение в игре: при помощи волшебных мелодий он умеет вызывать себе на помощь различных существ. Есть атакующие, вспомогательные, есть магические существа — всего 16 видов. Музыкальные инструменты, необходимые для этой процедуры, различаются максимальным допустимым к вызову количеством существ.

Но больше всего радует (и смешит!) постмодернистская сущность игры, тонкой линией петляющая по миру и сюжету. Высмеивается — все, начиная от сюжетно-сценарных клише и заканичивая находимыми предметами. Например, у каждого типа существ есть свой вид… штанов! Да-да, вы найдете штаны троу, штаны друидов, сгнившие штаны (принадлежавшие зомби). Еще можно подобрать семейное фото троу и найти сувенир в форме стоунхенджа — и это далеко не полный список. А как вам такое: из убитого волка вываливаются красная панамка, письмо бабушке и корзинка для пикника! Бабушка пирожков не дождется, no shit.

Еще Бард любит пререкаться с Рассказчиком. Рассказчик тут — редкостный моралист, и на все антисоциальные поступки Барда у него готов ехидный комментарий. А Бард не прочь ответить ему взаимностью — порой разгораются уморительные споры, удивляющие NPC.

Полно песен на все случаи жизни (обязательно послушайте про пиво!).

Есть отличные ролики на движке (танцевальная дуэль между зомби и скелетами: первые практикуют дискотечный стиль, вторые — брейк-дэнс; это зрелище вы нескоро забудете). Есть шикарные персонажи, с великолепной озвучкой (шотландец McRath, прыщавый продавец в одном из городов, калеки). Есть помесь топора и электрогитары (ах, какие риффы отмачивает на нем(-ей) Бард, вызывая Behemoth…).

Есть, как становится понятно, отличный, легковесный юмор и желание развлечь. И это — лучшая и главная черта игры.

Аудиовизуально игра ничем, увы, блеснуть не может. Средненькие спецэффекты и слабые текстуры мира, но отличные модели (особенно Бард — ну просто красавчик!) — хотя вид сверху практически нивелирует и то, и другое. Звуки и музыка не блещут и не выпячиваются — такие, какие надо, но без шансов стать чем-то большим. Ах да, игра почему-то считает себя вправе тормозить на приличной конфигурации.

Багов злостного поведения замечено не было, но есть пара кривых моментов. Так, при вызове существа, Бард убирает оружие и тренькает какую-нибудь мелодию — а синхронизация его движений и этой самой мелодии не лучшая. Бывает, лютня уже убрана за спину, а мелодия еще и не началась. Что? Со звукоснимателем проблемы — задержка большая? Да, бывает.

Еще не дают нормально сохраняться — только в Save Point’ах.

А мы терпим, терпим, терпим — ради отличного юмора, интересного Рассказа и небезнадежных драк.

Обзор игры The Bard’s Tale 4: Barrows Deep


Похожие игры…

Читайте также: