Dawn of discovery
Человеку всегда нравилось смотреть на цифры. Особенно на числа большие, огромные, а лучше, если постоянно растущие. Сначала предметом обмена в мире были финики, и он готов был днями лазить по деревьям, лишь бы насобирать их побольше. А затем складывал их в кучу и, даже не умея еще толком считать, просто пялился и радовался, что их так много.
На смену фруктам пришли деньги, и человек уже работал денно и нощно, дабы положить в карман пачку бумажек потолще. Он доставал их из банки/чулка/унитазного бачка/другого места для заначки и разглядывал, изучал рисунки, с благоговением пересчитывал, складывал в стопку и таким образом набирался авторитета в своих глазах. Еще бы, ведь у кого бумажек больше, тот и круче!
Игры очень умело используют эту людскую страсть. Одни человеки с упоением носятся по просторам MMORPG, качают персонажей до заоблачных высот, часами колдуют над характеристиками, покупают вещички «+5 к силе», заворожено набивают очередную сотню в счетчике убитых мобов, пачками выносят молодежь в PvP, спекулируют на аукционах и накапливают, накапливают, накапливают десятки, сотни, тысячи, миллионы монеток.
А другие делают то же самое, но не в случае одного персонажа, а в масштабах целого селения, города или страны. Они подолгу развивают производство, упражняются с налоговым прессом, постоянно сравнивают кредит с дебетом и тоже собирают, складируют хрустящую бумагу. Вот для таких замечательных людей и существуют экономические стратегии вроде The Settlers. Сегодняшняя Anno 1404 в частности.
Город прихотей
Светило жаркое солнце, играя бликами на волнах ласкового моря. По воде медленно плыл корабль, скрипя мачтами и опуская то одни, то другие паруса. Судно приближалось к довольно большому острову, на котором паслись дикие лани, в лесах было полно разного зверья, из пещер торчали медвежьи носы, по побережьям сновали деловитого вида крабы, а воздух еще только готовился почувствовать все тяготы такой страшной штуки, как цивилизация и, как следствие, — атмосферного загрязнения.
По мере того, как земля становилась все ближе, на судне нарастал галдеж, пассажиры отчаянно о чем-то спорили, собирали пожитки и готовились ступить на твердую почву будущего города-рая.
Anno 1404 Venice — Ep.01 : Oldie But Goldie!
Первой мыслью, посетившей поселенцев на суше, была мысль о доме. Из чего его строить? Из дерева? Но досок-то нет. Ну что же, хватаем с судна всё слабо приколоченное и сооружаем лесорубу лачугу, чтобы у того было где складировать древесину. Получив нужное, работяга схватился за топор, и устремился уничтожать годами взращиваемую матушкой природой флору необитаемого острова.
Но лесоруб тоже не осёл, на голодный желудок работать не будет. Дабы этот наглец угомонился, соорудим рыбацкую хижину на берегу моря, чтобы мужчина с удочкой и сетью снабжал рыбой лесоруба и другие голодные рты.
Кажется, все. Топор свистит, деревья ломаются, строгаются в доски и уволакиваются в контору. Пора строить первый дом. Пара кликов мышью – и небольшая, с низкими потолками и маленькими щелками окон лачуга занимает место прямо напротив хибары капризного доскострогателя. Чтобы не расслаблялся. А то он явно потолстел на казенных харчах.
Жильем прихоти колонизаторов не закончились, прямо с порога они завопили о недостатке общения и даже пригрозили покинуть селение, если их просьбу не удовлетворят. Как вы отсюда уедете, глупцы? Вплавь?
Так и быть, соорудим вам рыночную площадь, где можно так мило побеседовать с лавочником о подъеме цен на бензин и индийскую сталь, затариваясь у того латвийской петрушкой. На площади действительно кипит жизнь: торговцы орут о свежей клубнике и расширении ассортимента гвоздей, народ галдит и оживленно торгуется, желая получить скидку на зубной порошок. Сюда сходятся все жильцы селения и, кажется, проводят здесь большую часть жизни. Но догадка эта быстро рассыпается в пыль.
Как только население разрастается хоть до сколько-нибудь приличных размеров, возникают новые потребности. После рыночной площади им подавай часовню, чтобы молиться богу о спасении популяций императорских пингвинов и малых подковоносов. Получив и это, народонаселение развивается из ранга селян в горожан, которым уже, будь добр, поднеси полотняные свиты в качестве одежды (они что, раньше голые ходили?) и таверну, чтобы напиваться, а затем орать песни про паровоз и кондуктора на всю округу. Из горожан люди стают патрициями, а этим уже чуть ли не супермаркет с кинотеатром сооруди.
В экономической стратегии, и уж тем более в Anno 1404 , вы – вовсе не центр вселенной и начальник всего и вся. Главные – они, постоянно куда-то спешащие, что-то обсуждающие, спорящие и кричащие. Те, которые кушают рыбу, пью сидр, одевают полотняные рубахи, ходят в церковь, глушат эль и вываливаются потом из таверны, еле стоя на ногах и опасно покачиваясь при ходьбе.
Игрок – никто, слуга на работе у потенциального электората, голосующего не бессмысленной галочкой в избирательном бюллетене, а твердой монетой. Если население будет недовольно, оно начнет выезжать с острова, налоговые поступления сократятся, повергая вас в состояние, близкое к дефолту. Вот уж тогда очень быстро доходит, что мэр – не абстрактная фигура, взирающая на город с высоты Эйфелевой башни, а главный архитектор, инженер, менеджер высшего звена и заведующая колхозным складом в одном лице. Иначе никак.
Шелка, индиго, два ковра
Сюжетная составляющая в Anno 1404 присутствует и очень часто дает о себе знать. Начинается все с того, что нас просят помочь в снаряжении Воинства Христова для крестового похода. Вроде бы, для экономической стратегии завязка более чем подходящая, но не все так просто.
Подозрение зарождается главы со второй, когда непосредственный начальник чуть ли не кроет матом, брезгливо реагируя на все действия: «И ты думаешь, с таким флотом мы захватим Иерусалим? Да это корыто хоть бы отчалило!», «Ну наконец-то камень приехал, не прошло и полувека!». Чуть позже появляется и кардинал, руководящий подготовкой к войне, в то время как император, захворав тяжкий недугом, не вылезает из постели. И еще один повод засомневаться!
Сюжетная канва успешно выполняет, несмотря на общую ненавязчивость, свое главное предназначение – именно история будет подстегивать вас развивать селение дальше и дальше, открывать все новые предприятия, продлевать производственные цепочки, увеличивать количество народонаселения, производить новые товары Игроку тонко и ненавязчиво намекают, что нужно делать, а он радостно все выполняет, любуясь результатами своей губернаторской деятельности и думая, будто он сам до этого додумался. Глупец.
И любоваться действительно есть чем. С высоты полета журавля очень удобно развивать селение, но ведь оттуда ничего не видно! А внизу-то кипит самая натуральная жизнь большого и развитого (или маленького и чахлого, зависит от усердия) городка, наблюдать которую можно, вероятно, вечно. Вот рыбак поплыл на своей утлой лодчонке в море, достал удочку, размотал сеть, хорошенько выгнулся и с размаху закинул в воду крючок с нерадивым червяком. Через пару мгновений в лодке уже прыгала рыбешка, а удочка уходила в пучину за новой добычей.
А вот из таверны выполз пьянчужка, порядочно набравшийся по поводу неизвестного даже ему самому праздника. Его шатало из стороны в сторону как «Черную жемчужину» во время качки, а изо рта непросыхающего горожанина доносились пошлые песенки.
Рядом только что достроили часовню, к которой тут же двинулся народ и начал бить поклоны. На окнах Божьего храма видны искусно расписанные витражи с библейскими сценами, а под куполом блестит позолотой колокол. Недалеко отсюда рабочие разбили яблочный сад, который сразу же начал давать плоды, рабочие принялись делать вино
Anno 1404 очень, потрясающе красива. Ее волшебство состоит не столько в пряничных домах или там текстурах запредельного разрешения, а в движении. Бурление жизни средневекового города завораживает настолько, что даже то, что происходит за окном, уже не кажется таким правдоподобным, как будни селения на экране.
Но это вы еще не видели здешних восточных селений! Города края гейш, шелка и повального увлечения Starcraft и World of Warcraft явно введены в игру для разнообразия и органично вписаны в сюжет. Фактически, о них логично было бы сделать отдельную игру с заголовком вроде Anno 1404: Orient, но нет, все есть в оригинале.
Восток полностью отличен от селений западного образца. Вместо рыбы здесь едят финики, пьют козье молоко, а не яблочный сидр, вместо дров используют глину, а молиться ходят, логично, в мечеть вместо церкви. Но главное отличие в красках. Восточные селения пестрят, пылают на солнце, здания переливаются невообразимыми цветами, отчего приглушенная европейская гамма кажется печальной и бесчувственной.
War is changing?
По какой-то нелепой случайности большинство экономических стратегий никак не может обойтись без войны. С одной стороны, это еще сильней расширяет производственные цепочки, с другой – ну на черта насилие и разрушение в таком пряничном, теплом и чуть ли не созидательном мирке?
Разве что для контраста. Ведь когда смотришь, как вражеские оккупанты захватывают одну канатную фабрику за другой и разрушают плоды многочасовых стараний, хочется это безобразие выключить и никогда сюда не возвращаться.
Но ведь это можно предотвратить! Сражаться в Anno 1404 весело, приятно и легко: войска строятся сразу лагерями, сторожевыми башнями и крепостными стенами можно огородиться хоть в два ряда, военные корабли отправить прочесывать воды вокруг острова. А затем сесть и трястись над сохранением хозяйства, да!
Именно когда сооружаешь оборону, начинаешь удивляться, насколько в Anno все удобно. Постройка любого здания находится на расстоянии пары кликов, в панели уведомлений появляются сообщения о достижениях, квестах и сбоях производства, к ним можно вернуться в любое время.
Статистика организована просто, понятно и не повергает в ступор от одного только взгляда. Ну а до чего классно организованы торговые маршруты! Один раз настроив все перевозки, можно о них забыть и возвращаться только изредка. Ни тебе геморроя со снабжением каждого корабля, ни недостач, ни пропажи денег, ничего.
Да чего уж там, даже наши локализаторы постарались. Вся речь аккуратно переведена и озвучена, пускай актеры эти не выбывают из игр уже лет пять. Ляпов в текстах очень мало, и их не очень-то хочется замечать. Отлично.
Совершенно непонятно только, за что Anno 1404 ругать. Хорошенько побросавшись мозгами, я додумался только до одного – здесь нет ничего нового. Все это мы наблюдали, наблюдаем уже лет двадцать и, несомненно, продолжим это делать в ближайшие пятьдесят. Старое отполировано до блеска, новое украли по пути.
Возможно, нам просто хочется любить иные игры. Прорывные, инновационные, рвущие привычные представления в клочья. Но когда на экране копошатся горожане в кожаных штанах, а рыбак пихает очередного карася в ведро, в голове крутятся совсем другие мысли: «Чтобы построить военный корабль нужно оружие, для оружия нужно железо, для железа нужны уголь и руда, для угля нужны деревья».
Автор: Александр Макарович