Goodbye deponia

Все рецензии на произведения немцев из Daedalic Entertainment, кажется, должны начинаться с хвалебной оды им же. Нетрудно собрать ряд выражений и эпитетов, которыми чаще всего пользуются игровые журналисты в отношении этой студии: «гениальные», «тащат весь жанр на себе», «надежда квестов», «прекрасные рассказчики, превращающие игру в мультфильм, но требующий непосредственного участия игрока в происходящем» И все это, конечно, верно, если смотреть на картину в целом. Но вот за такие завершения трилогий, подобные Goodbye Deponia!, я бы нещадно бил по рукам и громко ругался (конечно же любя, прошу отметить).

Кривая сюжета

На самом деле, ребята из Daedalic большие молодцы. Серьезно, первая часть трилогии о приключениях Руфуса, планете-свалке Депонии и «рае над землей» Элизиуме, была прекрасна в собственной неожиданности. Она возникла из ниоткуда и произвела фурор. Похожая на мультфильм Диснея, но не детский, а язвительный и саркастичный, в лучших традициях игр девяностых, Deponia смогла если не вернуть утраченные позиции адвенчур, то как минимум заинтересовать многих, доселе жанром не интересовавшихся. И пусть она страдала неочевидностью загадок и ещё некоторыми весьма болезненными недочетами, за бесподобную атмосферу можно было простить если не все, то многое.

Вторая часть, сделанная по принципу «больше, лучше, сильнее», была уже куда умнее, глубже и интереснее в плане истории Которая вот только ни на йоту не двигала вперед сюжетную линию, начатую в первой части. Да и лихо собственный сюжет начинался, как говорится, за здравие, а заканчивался за упокой. Впрочем, это можно было считать просто дурной традицией, закрепившейся со времен оригинала.

Я намеренно не напоминаю об историях, рассказывавшихся в этих двух частях: поклонники серии не нуждаются в повторении пройденного, а тем, кто с первыми частями не знаком, просто категорически рекомендуется с ними ознакомиться. А потом уже вернуться к третьей.

Если конечно медицинских противопоказаний нет. Ну, расшатанных нервишек там, или сердца слабого. Потому что как окончание трилогии Goodbye Deponia! являет из себя полный швах. Она не то что не завершает сюжетную линию серии, а отчасти разрушает концепцию эдакого триптиха, разрывая его на три прекрасных по-отдельности произведения. Да, авторы с каменным лицом утверждают, что такое окончание истории планировалось изначально – и это вызывает определенную долю уважения, все-таки люди умеют отстоять авторский взгляд и не собираются прогибаться под изменчивый мир, выпуская трагикомедийные DLC с пояснениями и исправлениями к концовке. Да и оно к тому же весьма соответствует духу Руфуса – такое же сумбурное, алогичное и трудное для понимания. Но с другой стороны, какого черта, мы, люди, следившие за персонажами с самого начала, должны наблюдать надпись The End, за которой отчетливо читается издевательское «Здесь могла бы быть строка «продолжение следует», но не у нас, так что додумайте концовку сами».

Нужно больше Руфусов

GOODBYE DEPONIA [HD+] #000 — Temporales Tutorial ★ Let’s Play Goodbye Deponia


Только пожалуйста, не спешите отменять покупки через техподдержку, плакать в подушку и бежать жаловаться в твиттер. Goodbye Deponia!, несмотря на все фанатские стенания абзацем выше, все ещё замечательнейший квест, который просто нужно постараться не воспринимать как окончательное и бесповоротное завершение истории.

Тогда станет заметно, что игра очень сильно выросла. Причем выросла даже не в плане графики, музыки, оформления или прочей ерунды, это-то само собой. Нет, она просто стала в разы жестче. Из-за возросшего градуса напряжения (напомню, планету собираются вот-вот взорвать) и скорости повествования все, повторюсь, все ситуации в игре воспринимаются намного ярче. И Руфус, балбес, шутник, отъявленный циник, с легкостью играющий судьбами людей и миров, вызывает целую гамму эмоций, попеременно то раздражая до зубовного скрежета, то смеша до колик в желудке. На таких контрастах построена вся новая Deponia.

Она будто бы мечется между данью той комедии абсурда и положений, какой была в самом начале, и драмой, продиктованной сюжетной линией. Возможно поэтому авторы изредка теряют чувство меры и попросту бросают игрока в гущу событий, заваливая его короткими головоломками, катсценами, срываясь с изящного и тонкого, почти Пратчеттовского, юмора, куда-то в сторону малосмешных сортирных или неоправданно жестоких тем. Но потом – БАХ!, и вдруг происходит что-то, что заставляет по-новому взглянуть на мир игры. Всплакнуть, улыбнуться очередной милой и тонкой шутке про современную игровую индустрию и играть дальше. При всем желании, долго обижаться на Депонию невозможно.

При всем при этом начинать знакомство с серий с третьей части – затея, лишенная всякого смысла. Вы попросту не сможете понять и оценить доброй половины шуток, отсылающих к предыдущим частям. А оценивать есть что: тайна происхождения главного героя, продолжение хитрых козней элезийского инспектора Клетуса, появление Тони (бывшей, напомню, девушки сами-знаете-кого) – это все лишь малая толика того, что предстоит увидеть. Несколько портит малину неоднозначная практическая реализация неплохого сюжетного твиста с «клонированием» Руфуса – все трое героев ведут себя абсолютно одинаково, но зато хотя бы зачастую находятся в разных местах мира, взвинчивая и без того немалый темп до неприличного градуса. Да и действия их частенько влияют друг на друга, что заставляет задуматься.

Характерно, что Deponia все так же старается не держать игрока за идиота. Загадки в ней традиционно сложны и увлекательны. В этой же части пикантности добавляет то, что они чередуются: за сложные многоходовые комбинации следуют простые «коридорные», и наоборот, позволяя отдохнуть и насладиться миром.

Благо, что наслаждаться есть чем. Локации сменяют друг друга так часто, как не делали этого никогда ранее, при этом ничуть не теряя в проработке и качестве рисунка. Новые персонажи не уступают в харизматичности старым, сюжетные линии стремительно начинаются и завершаются, а фоновая музыка погружает внутрь приключения. И тогда забываешь обо всем на свете, чувствуя себя в раю любителя адвенчур. Наличие и правильная работа таких моментов – высшая характеристика для проекта.

Так уж получилось, что рецензия почти наполовину состоит из перечисления недостатков. Это справедливо, учитывая, что Goodbye Deponia! не смогла стать лучшей в серии, долгожданной кульминацией, не оправдала возложенных надежд на все сто процентов. Верно и то, что вторая половина рецензии – сплошные похвалы и признания игре в любви. Ведь несмотря на некоторую неровность, это все же самый приятный, умный, красивый и увлекательный квест на рынке, сумевший и максимально приблизиться к идеалу адвенчур девяностых, и при том не потерять в доступности. Что ж, хочется верить, что Daedalic с завершением трилогии не остановятся на достигнутом и будут со временем только совершенствоваться, все поднимая и поднимая планку качества. Благо, предела совершенству, как известно, нет.

Автор: Василий Карпушев

Похожие игры…

Читайте также: