I am alive

Пост-апокалипсис – редкий гость в игровой индустрии. Из-за сложности и не самой высокой популярности сеттинга, с ходу в голову приходит лишь культовая серия Fallout, да несколько середняков в духе Last Days of Gaya. Да и в тех действия разворачивается спустя приличное время после катастрофы, будь то ядерная война или природные катаклизмы планетарного масштаба. Но никто еще не решался показать падение «цивилизации» из первых рук. Поэтому I am Alive в чем-то можно даже назвать первопроходцем.

Тернистый путь

Изначальная концепция заметно отличалась от того, что мы имеем в итоге. По оригинальной задумке нам отводилась роль клерка из Чикаго. Однажды в самый обычный рабочий день планету стали сотрясать землетрясений ужасающей разрушительно силы. Буквально за несколько часов город обратился в руины, и нам предстояло всеми правдами и неправдами выживать в творящемся аду, попутно стараясь спасать попавших в беду незнакомцев. Или не спасать, а живиться их припасами.

Однако после череды переносов, отмены и последующего возрождения проекта в сетях PSN и Xbox Live Arcade, I am Alive заметно изменилась. Время действие сместилось с «первых часов катастрофы» на «год спустя», а реальный Чикаго променяли на вымышленный Хэвентон. Да и в целом проект перестал позиционироваться как AAA-тайтл, а стал скорее экспериментом с новым для разработчика сеттингом. Экспериментом с огромным потенциалом, который так и не был реализован, к сожалению.

Главный герой, Адам Коллинс, возвращается в родной город в надежде отыскать семью в беспорядочном хаосе. Быстро добравшись до старого дома, он, разумеется, никого не находит, но зато встречает маленькую девочку Мэй. Чудо, как в одичалом мире на улицах выжило столь невинное дитя. Ведь каждое хоть сколько-нибудь пригодное для существования место облюбовали по большей части бандиты-стервятники, которые готовы на все ради бутылки воды. Наш храбрый Альтер эго решил помочь бедняжке добраться до безопасного места, попутно ища подсказки о местонахождении родных.

Выжить и остаться человеком

Дорога предстоит не простая, хоть и короткая: на полное исследование мира уйдет порядка пяти часов, а паровозом по сюжету можно промчаться и за все три. Но зато это время будет весьма насыщенным. I am Alive, по сути, делится на три части с точки зрения геймплея: чуть ли не симулятор скалолазания по развалинам, напряженные стычки с одичалыми ворами и убийцами, а так же неспешное исследование окружения на предмет необходимых для выживания вещей. Разработчикам удалось каждый из элементов наделить самобытными особенностями, которые ранее нигде не встречались, а так же умело сплести их между собой.

will.i.am — #thatPOWER ft. Justin Bieber


После вступительного ролика на память вашему покорному слуге сразу же пришла Silent Hill 2. Главный герой оказывается на входе в родной город, где надеется увидеть жену, хотя шансы на это, объективно, крайне малы. Вместо тумана вся окрестность покрыта плотны облаком пыли, из-за которого все, что дальше вытянутой руки, кажется размытым, а больше, чем метров на пятьдесят, видеть не получается. В руках схематичная карта с пометками от руки, вокруг ни единой живой души, а впереди первое испытание – разрушенный мост.

В I am Alive много времени уделено акробатике и, в отличие от того же Assassin’s Creed, она не сводится к нажатию одной кнопки с выбором направления движения. Адам – простой человек и не в состоянии за пару секунд вскарабкаться на крышу дома, не сбив даже при этом дыхания. Важнейшим фактором, наряду с банальным «здоровьем», является еще и выносливость. Карабкаясь по лестницам, трубам и карнизам, она постепенно, причем достаточно быстро, начинает стремиться к нулевой отметке. Как только это случится, начнет истощаться «общий максимальный запас», до которого стамина восстанавливается автоматически. Быстро клацая мышкой, можно ввести героя в состояние «последнего рывка», дабы успеть добраться до спасительной твердой поверхности. Не успеете — прощайтесь с жизнью и единичкой «возврата к чекпоинту». Да, дорогие читатели, количество загрузок у ближайшей точки сохранения ограничено, и единственный способ пополнить запас – помогать нуждающимся. Или придется проходить заново целый эпизод. Впрочем, до такого редко доходит при аккуратной игре.

Спасение пострадавших принесет не только дополнительную попытку после смерти, но и прочие приятные полезности. Каждый выживший с вашей помощью поведает герою дополнительные сведения о происходящих в Хэвентоне бедах после катастрофы и возможном местонахождении семьи. А иногда и делится полезными вещами. К примеру, кроме как в качестве благодарности, другим способом получить дробовик нельзя. С оружием в игре вообще очень напряженно.

Арсенал, помимо упомянутой выше пушки, включает в себя пистолет и лук. Стрел для последнего на всю игру тоже пара-тройка, и лишь для верного девятимиллиметрового можно разжиться хоть небольшим запасом боеприпасов. Ну, то есть если в кармане больше трех патронов, вы уже счастливчик. Хотя даже если удалось накопить амуниции, не стоит ее растрачивать в первой же стычке. В I am Alive вы можете просто угрожать неприятелю, даже если обойма пуста как бюджет государственного учреждения. Да и вообще не стоит сразу же выставлять огнестрел на обозрение. Каждое столкновение – своеобразная головоломка. Мало кто решается атаковать сразу же. Многие сперва неспешно окружают Адама, толкают и всячески нарываются. В этот момент можно неожиданно прирезать самого наглого верным мачете, а уж затем размахивать пушкой. А дальше можно действовать на свое усмотрение: скинуть неприятелей в пропасть, потратить драгоценные патроны или попытаться уйти. Но помните, что времени у вас немного. Со временем враги начнут думать, что вам «слабо» убить и пойдут в атаку.

Несбывшиеся мечты

То, что разработчики представили на суд игрока – работает как надо и дарит новые ощущения. Нигде раньше нельзя было расправиться с горсткой бандитов с одной пулей, пущенной в нужное время и нужного злодея. Да и акробатика реализована куда интересней, чем в большинстве проектов с паркуром. Но потенциал был заметно больше. I am Alive вышел слишком линейным и очень уж «камерным». Город в итоге состоит из пары улочек, а редкий выбор, вроде «украсть припасы у выживших или нет», в результате отражается лишь сухой циферкой в рейтинге после финала. Ubisoft Shanghai смогла придумать интересные ситуации, но крайне редко получилось грамотно их обыграть.

Видно, что после всех тяжб на пути к релизу, доделывали игру на коленке. Как говорится, «слепили из того, что было», оставив при этом обрезанный ближний бой, зачатки элементов скрытого прохождения и повисший в воздухе финал. Многочисленные технические огрехи пытались скрыть столпами пыли, черно-белым фильтром изображения и тоннами блюра. С одной стороны, картинка в итоге вышла атмосферной, крайне достоверно передающей разрушенный мир. Некоторые пейзажи рухнувших небоскребов захватывают дух. Но скудность окружения никуда не девается, а порой происходящее превращается в серую кашу, в которой невозможно разобрать творящееся на экране.

* * *

В итоге проект присоединился к целому сонму игр, прогнувшихся под весом собственных амбиций. Если бы I am Alive изначально разрабатывалась с такой концепцией, какой она предстала перед нами, оценка могла быть значительно выше. Но «переделка с нуля» после наверняка большого потраченного бюджета превратила проект лишь в занимательный эксперимент: трогательная и очень личностная история в купе с интересными задумками соседствует с огромным количеством недоделок, «замыленной» картинкой и оборванной концовкой.

Автор: Денис Щенников

Похожие игры…

Читайте также: