Ютландское сражение. битва всех времён

Ютландское сражение. битва всех времён

В наше время Первая мировая война представляется «делом давно минувших дней». Дата её окончания не стала международным праздником, а её ключевые события смогут вспомнить далеко не все. Одно из таких событий произошло ровно сто лет назад.

31 мая 1916 года развернулась величайшая морская битва в истории человечества — Ютландское сражение. В ней участвовали силы флотов Британской империи и Германии, в общей сложности 250 кораблей, более сорока из которых — линкоры и линейные крейсеры. Ни до, ни после Ютланда не случалось морских битв подобного масштаба. Безусловно, для каждого командира корабля и для нас, разработчиков World of Warships, это событие имеет особое значение.

Напомним, что с 30 мая до 1 июня по случаю памятной годовщины в игре вы можете проходить специальное испытание, которое позволяет заработать вдвое больше опыта для вашего командира.

Испытание «Ютландское сражение»

Ютландское сражение. битва всех времён

В бою уничтожьте крейсер Германии.

Награда: +100% к опыту командира за бой.

Доступные корабли: все корабли IV–X уровней.

Доступные режимы: случайные, ранговые или командные бои.

Испытание можно проходить многократно.

Это не единственная возможность значительно ускорить прокачку в ближайшие дни. Только с 31 мая по 2 июня в Премиум магазине вас ждёт особое предложение.

Пакет «Ютландское сражение: коллекционный набор».

В продаже с 31 мая по 2 июня.

В составе:

100 флажных сигналов Equal Speed Charlie London (+50% к опыту за бой);

уникальный памятный флаг Ютландского сражения.

Этот флаг прекрасно дополнит внешний облик любого из ваших кораблей, и обязательно привлечёт внимание других игроков, возможно даже, к истории флота.

Теперь же вспомним, как это было.

Исходные позиции

Ютландское сражение. битва всех времён

В конце весны 1916 года морское противостояние между Британской империей и Германией окончательно зашло в тупик. Безраздельно властвуя на море, британский Гранд-Флит нисколько не стремился навязывать германским силам генеральное сражение, а лишь пресекал любые их попытки прорвать дальнюю морскую блокаду. Несмотря на пассивность такой тактики, экономическая изоляция истощала Германию, и необходимость прорыва становилась все более острой.

Адмирал Рейнхард Шеер, заступивший на должность командующего флотом Открытого моря в январе 1916 года, решился раскачать патовую ситуацию. Его план состоял в том, чтобы относительно небольшим отрядом линейных крейсеров выманить Гранд-Флит с защищённых баз, а затем уничтожить его по частям.

Первый этап операции прошёл для германского флота довольно неудачно. Соединение подводных лодок не сумело собрать ценных разведданных и «потрепать» Гранд-Флит, а британцы, напротив, перехватили сообщение о выходе в море германского флота и подготовились к возможному сражению. Основываясь на данных радиоперехвата, английский флот двумя эскадрами направился к предполагаемому месту расположения германских сил. Первую из них составлял авангард из шести линейных крейсеров, лёгких крейсеров и миноносцев адмирала Битти в сопровождении четырёх дредноутов Эван-Томаса. Большая часть остального Гранд-Флита под началом адмирала Джеллико вышла к месту предполагаемого рандеву из Скапа-Флоу.

Первый залп

Ютландское сражение. битва всех времён

31 мая, около 14:00, в точке к западу от побережья Ютландии соединение Битти встретило эскадру адмирала Хиппера из пяти линейных крейсеров и нескольких миноносцев сопровождения, которая, как позже выяснили англичане, шла в авангарде основных сил флота Открытого моря. Видя явное численное превосходство, британские корабли пошли на сближение и открыли по противнику огонь. В ответ на это Хиппер, действуя согласно первоначальному плану, повернул свою эскадру на юг, чтобы вывести противника на основную часть германского флота.

Несмотря на численный перевес, артиллерийская дуэль во время преследования складывалась неудачно для английских кораблей. Давало о себе знать не только удручающе низкое качество боеприпасов, но и небрежность и даже грубые ошибки в управлении эскадрой. Возникла путаница в распределении целей и управлении огнём, а из-за проблем со связью многие приказы передавались с серьёзной задержкой. Именно из-за этого линкоры Эван-Томаса не успели вовремя сменить курс вслед за уходящими на юго-восток германскими кораблями и вступили в бой с большим опозданием.

Уже довольно скоро корабли Хиппера сумели пристреляться, и начались первые попадания: в короткий срок были подбиты и потоплены линейные крейсеры HMS Indefatigable и HMS Queen Mary. В ответ на это Битти пустил в атаку свои миноносцы, которые пошли на сближение с эскадрой Хиппера и вступили в скоротечный, но безрезультатный бой с германскими эсминцами.

Около 16:30 к месту сражения подтянулись корабли адмирала Шеера. Неожиданно для себя наткнувшись на превосходящие силы противника, Битти развернул английскую эскадру и двинулся по направлению к основной части Гранд-Флита. И вновь из-за перебоев со связью линейные корабли Эван-Томаса начали манёвр с большим опозданием и на повороте последовательно попали под мощный обстрел германских сил.

Второй этап

Ютландское сражение. битва всех времён

Во время дальнейшего преследования в ходе артиллерийской дуэли англичане потеряли линейный крейсер HMS Invincible и броненосный крейсер HMS Defence, а германский флот — лёгкий крейсер Wiesbaden. В 18:20 произошло столкновение главных сил противников. Корабли адмирала Джеллико быстро включились в бой и сосредоточили огонь на линкорах Шеера, которые вели преследование во главе германской армады. Баланс сил вновь резко изменился: адмирал Шеер не ожидал встречи с основными силами Гранд-Флита и, выполнив под прикрытием дымовых завес «боевой разворот», попытался оторваться от британцев.

Рассчитывая пройти за кормой английских линкоров и прорваться к базам, Шеер вскоре вновь повернул эскадру и двинулся курсом на восток, но уже около 19:00 произошёл новый боевой контакт. После скоротечной стычки, которая для германских сил обернулась серьёзными повреждениями линейных крейсеров Von der Tann, Seydlitz и других тяжёлых кораблей, флот Открытого моря снова попытался уйти от сил противника. В наступивших сумерках соединению Шеера удалось оторваться от преследовавшего его флота англичан.

Взяв курс на юго-восток, флот Открытого моря двинулся по кратчайшему пути к своим базам. Хотя каждая из сторон крайне смутно представляла себе расположение сил противника, около 22:00 маршруты флотов пересеклись и в бой вступили лёгкие крейсеры обеих эскадр, а часом позже германский флот начал скоротечное сражение с английскими эсминцами, которые шли в хвосте Гранд-Флита. К счастью для адмирала Шеера, британский флот не был готов к ночному бою. Запутавшись в противоречивых разведданных, Джеллико не понял, что флот Открытого моря проскользнул за кормой его кораблей. Преследование германского флота продолжалось всю оставшуюся ночь. Прекратить погоню адмирал Джеллико решился лишь к утру 1 июня, получив из Адмиралтейства радиограмму о том, что флот Открытого моря, по-видимому, вернулся в родную гавань.

Исход боя

О результатах этого грандиозного и ни с чем не сравнимого по размаху сражения сложно судить однозначно. Хотя Гранд-Флит понёс серьёзные потери, по тоннажу почти вдвое превышавшие германские, флот Открытого моря не сумел выполнить свою главную задачу — прорвать экономическую блокаду. До самого конца войны германские корабли уже не отваживались отходить далеко от своих баз. Но и англичанам формальная победа далась высокой ценой. Британская общественность была крайне разочарована высокими потерями среди своего флота, который долгие годы слыл безупречной и непобедимой военной машиной. Престиж всего Адмиралтейства оказался надолго подорван, и восстановить пошатнувшуюся репутацию британскому флоту удалось лишь к началу Второй мировой.

Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение


Похожие игры…

Читайте также: