Monday starts on saturday: обзор
Есть множество способов безболезненно создать игру. Сделать квадриквел сиквела римейка, например. Или взять в качестве основы для сюжета знаменитое произведение и попаразитировать на нем, сколько душе угодно.
Если бы братья Стругацкие все еще имели право голоса, наверное, у них остались бы только два слова в адрес разработчиков бесчисленных игроизаций — За что?!. Действительно, что плохого успели сделать великие отечественные фантасты творцам, с позволения сказать, проектов?
И потом, ведь книги Стругацких — такие яркие, такие сюжетные, тут и придумывать ничего не надо — просто бери и рисуй персонажей. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Вторым же разработчики, как правило, себя не утруждают. Игроделы из Rootfix Entertainment, очевидно, решили повторить бесславный путь множества предшественников. На этот раз печальная участь постигла роман Понедельник начинается в субботу.
Диалог с Наиной Киевной, хозяйкой Изнакурнож.
Понедельник начинается… и заканчивается
Говорить о сюжете в контексте данной адвенчуры не приходится в принципе. Ибо авторы игры с маниакальным упорством следуют первоисточнику. За что им, с одной стороны, спасибо. А с другой стороны — скучно получилось необычайно.
Книга Стругацких — очаровательная, искрометная, пропитанная тонким юмором и множеством аллюзий, кажется весьма динамичной в процессе чтения. Но, в качестве основы для игры, по крайней мере, в том виде, в котором ее представила студия Rootfix Entertainment, роман не подходит совершенно. Совершенно непонятно, зачем нужно в адвенчуре вести повествование от первого лица, заменяя все красочные и динамичные сцены репортажным комментарием нашего героя — программиста Саши Привалова. Вряд ли можно было придумать менее удачное сценарное решение, чем слепое следование всем малейшим сюжетным поворотам книги при абсолютном отсутствии каких бы то ни было зрелищных картин.
Щука. Не путать с Золотой рыбкой.
Впрочем, геймплей ничуть не уступает драматургическому решению по степени угловатости и нелепости. С одной стороны, нас мучают длинными диалогами и монологами, дословно воспроизводящими текст романа, явно ориентируясь на людей, незнакомых с оригиналом. С другой, все загадки настолько тесно связаны с ходом сюжета в книге, что вычислить логически, что следует сделать — нереально в принципе. При этом качество самих головоломок находится на уровне ниже плинтуса и сводится к одному-двум действиям на целую сцену, перегруженную разговорами.
Например, когда старушка Наина Киевна собирается стелить постель нашему герою, она просит Привалова выйти во двор. Любой геймер, привыкший к адвенчурному ходу событий, начнет рыскать по двору и обшаривать окрестности в поисках предметов или других активных точек. А нетушки! Все, что следует сделать персонажу — зайти обратно в избушку — и действие поползет по ухабам дальше.
Мы, батеньки, зубом цыкать будем
Поистине ужасает качество роликов с невозможной анимацией и совершенно одинаковой мимикой персонажей вне зависимости от произносимого текста или интонации. Очень много несинхрона: озвучка явно не соответствует визуальному ряду. Да и степень выразительности актерской игры тех, кто находится за кадром, кажется явно несовместимой с диалогами. Потому, что тексты написаны гениально, а проговорены со старательностью учеников вечерней школы дикторов-аматоров, не особо разбирающихся в том, что и зачем они озвучивают. Отсюда — неверные интонации и лишние паузы.
По главной площади шагая…
Дабы завершить обзор звуковой картины, отметим ни к селу, ни к городу пришитую музыку, столь безликую и низкопробную, что лучше бы ее не было совсем. Пожалуй, этот элемент игры является, если не безусловным лидером среди раздражающих факторов, то, во всяком случае, находится довольно близко к пальме первенства.
О графике в Понедельник начинается в субботу мало сказать — скромная. Убогая — вот самое верное слово для всей визуальной части игры. Нас ожидают двухмерные мультяшные пейзажи, полное отсутствие какой бы то ни было анимации, неспособность персонажа передвигаться в темпе, более быстром, чем архичерепаший, дисбаланс различных элементов одного и того же пейзажа — по цвету, текстуре. В общем — полный набор низкобюджетных прелестей, который авторы не потрудились упаковать в самобытный стиль, обычно спасающий даже небогатые студии разработчиков от позора.
Музей, однако.
***
Трудно понять, на что и на кого рассчитывали в Rootfix Entertainment, когда творили этот шедевр игрового искусства. Поклонники Стругацких, скорее всего, покинут адвенчуру буквально на второй сцене. Те, кто не читал книги — даже на первой. Потому что единственная ценность во всем проекте — текст. Который, безусловно, лучше смотрится и приятнее читается в романе, чем в низкопробном квесте.
Плюсы: текст хороший.
Минусы: все остальное.