Обзор ash of gods
Вокруг Ash of Gods: Redemption задолго до релиза сложился неприятный информационный фон по поводу многочисленных заимствований у Banner Saga – дескать, совсем российские разработчики очумели, ничего не могут своего придумать, только тырить, как же так можно.
При этом все как-то на минуточку забыли о том, что многие любимые нами вещи являются продуктом вдохновения или прямого копирования – вряд ли кто-то будет отрицать то, что фильм «Ла-Ла-Ленд» является большой старомодной данью памяти многочисленным мюзиклам прошлого века, а самая успешная песня Мадонны Hung Up построена на семпле группы ABBA.
С Ash of Gods произошла ровно такая же история – при всех своих схожих чертах и подражанию Banner Saga, игра получилась вполне самостоятельной, увлекательной, а главное – приятной. Без проблем не обошлось, но позорный ярлык «кривой русский клон Banner Saga» к ней применять совершенно не хочется.
Три дороги, три пути

Нередко местные тексты держатся на самой границе, за которой начинается грубая пошлость
Больше всего параллелей с Banner Saga у Ash of Gods можно поискать в сюжете. Как и в творении канадцев из Stoic, в здешнем фентезийно-средневековом мире наступает апокалипсис, который здесь называют Жатвой. Чудовищное проклятие и немногословные мрачные воины, Жнецы грозят гибелью всему живому, а посему главным героям, отцу с дочерью и их соратникам остаётся только бежать в поисках безопасного места. Кроме завязки и центральных персонажей найдутся референсы во всём – и в ситуациях, и в некоторых героях и даже сценарных поворотах – но ничего страшного в этом нет.
Дело в том, что повествование в Ash of Gods гораздо более размашистое и глобальное, чем в Banner Saga. Пока Рук и Але то есть, Торн Бренин и его дочь Гледа бегут от Жатвы, им навстречу двигается ещё две процессии, которые играют немаловажную роль в истории. С одной стороны в компании знойных воительниц и искателей приключений путешествует наёмный убийца Ло Фенг, который оказывается втянут в череду политических интриг на фоне постепенно увядающего мира. По пятам за Торном следует таинственный древний воин, маг и лекарь Хопер Рули, один из последних живых свидетелей прежней Жатвы, случившейся семь сотен лет назад.
За масштаб и правильный пафос игре частично прощаешь то, за что мы сильно ругали Ash of Gods в превью – литературную перегруженность и пляшущую стилистику диалогов. Да, герои здесь по-прежнему изъясняются очень пространным слогом, который может в одном и том же разговоре варьироваться от высокопарного фентезийного до подзаборно-чернушного, а сам текст избыточен именами, терминами, привязкой к географии и местной политике, которая по большей части остаётся за кадром. Но это, на удивление, почти не портит впечатление от комплексного приключения целого сонма постоянно пересекающихся персонажей.

Типичный пример избыточного и перегруженного текста — тут всего лишь говорится о соперничестве двух королевств
При этом вокруг путешествий разных героев построены не только сценарные, но и геймплейные особенности – так именно Хопер является местным индикатором сложности и от его решения поддаваться проклятию Жатвы или нет, зависит, будет ли его миссия трудной, либо он свалит это бремя на прочих путешественников.
А тяжесть и ответственность на Ло Фенге и Торне Бренине и без того лежит немалая – каждая пройденная миля во время Жатвы тратит ценные стриксы, магические камни, которые сдерживают проклятие, висящее над всеми путешественниками. Нет стриксов – герои получают дополнительные ранения, слабнут в характеристиках и начинают падать в бою с одного удара. До патчей стриксы таяли с поразительной быстротой, отчего паре второстепенных героев пришлось устроить в дороге печальные похороны, которые могли бы случиться с кем угодно.
Я в броне!
На контрасте трёх различных групп построены и бои, которые кажутся калькой с Banner Saga лишь поначалу. Местная боевая система, в которой герои обладают здоровьем и энергией, построена по иным правилам, нежели Banner Saga – герои в удары могут вкладывать не только энергию, но и здоровье, а очерёдность хода определяется не инициативой, а выбором самого игрока. Это, правда, порождает некоторый дисбаланс, в котором одинокий здоровый враг может запросто зарубить парочку ваших подранков, просто потому что он будет ходить после каждого вашего персонажа, которые могут брести к нему с другого конца поле брани, но потом ты учишься использовать эту особенность себе во благо.

Иногда на поле брани остаётся только один боец — и это крайне досадно
Отечественная rogue-like RPG новелла, которую мы заслужили! ● Ash of Gods: Redemption [Preview]
Главный же плюс боёв заключается в том, что за каждую из трёх групп сражения разительно отличаются друг от друга. Группа Ло Фенга полагается на невероятные возможности наёмного убийцы, который может в одиночку «втанковать» в себя всех противников, пока прочие члены группы будут разбирать обступивших его врагов. Торн Бренин и его соратники – наиболее универсальная и разнообразная армия в Ash of Gods, благо в её составе найдётся и лучник, и ассасин, и лекарь, каждый со своим набором приёмов и навыков. Хопер Рули же воюет в гордом одиночестве, но даже поглощённый проклятием, он способен раскладывать врагов с поразительной лёгкостью.
Когда сил героев недостаточно, пригождаются в бою магические карты, кусочки которых иногда остаются после сражений или покупаются у торговцев. Особой практической пользы от них нет, да и сам элемент ККИ добавлен в Ash of Gods скорее для галочки, но иногда эти штуковины уберегали важных персонажей от лишних ранений.
Союзмультфильм
Отдельным поводом для гордости Ash of Gods является её визуальный стиль – да, во многом он стилистически напоминает Banner Saga, особенно когда дело касается элементов визуальной новеллы и боевых эпизодов, где были использованы те же технологии, что были в распоряжении канадцев из Stoic. Тем не менее, нельзя не отдать должное художникам Aurum Dust — фоны, окружение и герои нарисованы ярко, детально и весьма талантливо.

По Ash of Gods можно было бы снять полноценный полнометражный мультфильм
Бриллиантом же всей Ash of Gods: Redemption является саундтрек, написанный польским композитором Адамом Скорупой. Пронзительный вокал, волнительные струнные, томительные и грузные духовые – всё это одновременно и напоминает другие работы композитора (мелодия из главного меню кажется вообще приехала из «Ведьмака»), и является вещью самобытной и идеально подходящей к мрачной атмосфере игры. Кстати, оценить это можете и лично вы – первым четырём оставившим комментарий к этому обзору мы и Aurum Dust подарим цифровую копию саундтрека на Bandcamp.
Несмотря на шероховатости в литературной части, некоторые спорные игровые механики и иногда слишком уж очевидные и прямые заимствования Banner Saga у Ash of Gods не отнять главного – это интригующее, большое и увлекательное приключение, на которое стоит обратить внимание.