Обзор civilization 5: gods & kings

Пятая часть «Цивилизации» была всем хороша, кроме одного обидного изъяна: не было религии и нормальной дипломатической модели. При том, что во всех предыдущих версиях симулятора завоеваний, указанные вещи были — излишне будет говорить, что прецедент сильно расстроил фан-базу «Цивилизации», а пресса даже снизила за это баллы.

Теперь, спустя два года, Firaxis снизошли: свежий DLC (хотя, какой это DLC — полноценный аддон) позволяет игрокам и насадить веру в черт знает кого, и эпично поссориться с ближайшим соседом. Строго говоря, такие возможности должны быть сразу включены в финальную версию игры, либо — прицепиться с ближайшим микродополнением. Но никак не через два года после релиза.

Опиум народа

Религиозная система взята с предыдущих частей Civilization, но разбавлена некоторыми нюансами. Теперь, пополняя копилку очков веры (аналог очков культуры и производства), вы комплектуете необходимый ряд богов, затем заводите пророка, который, своим влиянием (святой, видимо, читает лекции в центре города) вырабатывает готовность населения к поклонению высшим силам. Тогда уже можно выбирать: помимо христианства и ислама доступны — буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, индуизм, сикхизм, синтоизм и тенгрианство. Очень жаль, что нет поклонения Бутерброду, или, хотя бы, золотому Тельцу — я бы непременно взял на вооружение. Также, ни одна религия не может быть задействована двумя народностями одновременно; такая вот толерантность у Firaxis.

Разумеется, все это не для красоты — хорошо развитая религиозная система существенно приближает сладостный миг победы. Можно получать различные приятные бонусы, под красивым предлогом «искоренения неверных» выжигать целые поселения и всячески развлекаться. Несмотря на широкий арсенал верований, разницы между ними особой нет — к православным христианам относятся так же, как и к ортодоксальным сикхиистам. Некоторые дают дополнительных очков веры, некоторые производят чуть более успешных агитаторов — вся разница. Еще можно выбирать подвид религии — но тут сугубо вопрос редких бонусов и эстетических предпочтений. После того, как население окончательно уверовало в насаждаемый вами комплекс этических и моральных ценностей, можно приступить к экспансии — она дает бонусы городам, чьи религиозные установки схожи с вашей. Еще можно открывать редкие знания предков: они позволяют сделать эффективных миссионеров, увеличивают эффективность городов и гонят прочь еретиков. Наконец, за очки веры можно покупать войска — то есть, вера, в прямом смысле может спасти, если казна пуста, а к подступам столицы подбираются неверные; хорошая метафора.

Feel like ninja

Помимо религии, аддон добавляет и шпионаж, дословно срисованный с серии Total War. Возможность запустить диверсанта во вражеское село открывается не сразу и не во всех сценариях, но когда, наконец, откроется — сильно кренит баланс сил. Шпиона можно отправить в город недружелюбной (и дружелюбной тоже) цивилизации или высадить в нейтральный полис-государство. Разведчик сразу же приступит за работу: расскажет подробные сведения об исследуемом городе, узнает про планы и при удачном стечении обстоятельств украдет технологию. В нейтральном городе еще может привести к власти нужную вам партию [здесь была политическая шутка], фактически, заставив его население безотчетно любить вашу державу. И никаких денег не надо.Не сказать, что Firaxis добавила что-то сверхнеординарное — обычные банальные нововведения; к тому же, не лишенные недостатка. Нельзя, например, повысить эффективность разведки — больше одного агента в город никак не пошлешь.

На этом все — больше Firaxis ничего не придумала. Одна старинная идея, которая должна быть с самого начала и полумертвый шпионаж. За два года. Нет, конечно же есть новые фракции — и ничего страшного, что они ничем не отличаются от старых — кроме названий и парочки новых юнитов; такие добавки, по-хорошему, должны выходить в Steam раз в месяц ценой по одному доллару штука, а не. Хотя нет, вру — есть прекрасный сценарий, выполненный в стилистике стимпанка. Боевые гусеничные машины утюжат ветряные мельницы, паровой двигатель поднимает в воздух цеппелины, а вместо растолстевших физиономий советников мельтешат интеллигентные лица с моноклем и трубкой.

Но на этом — точно все. Оптимизация осталась прежней — то есть, далекой от идеала. Искусственный интеллект по-прежнему любит немотивированно брать под опеку города-государства и отказываться даже от самых щедрых предложений; прийти к согласию в дипломатическом споре — невозможно, гораздо проще элементарно стянуть все войска к противнику и вести беседы через стрелы и лязг мечей. Непонятно, чем занимались разработчики эти два года, но за такой срок можно было придумать что-то более умное, чем пришивание старых пуговиц к куртке, которая давно застегивается на молнию. Поймите правильно: исходная «Цивилизация» — великолепна. Несмотря на недостатки, она до сих пор очень хороша — и если человек, незнакомый с серией, запустит Gods Kings — ему откроется новый удивительный мир. Но фанатам серии просто не на что смотреть — все новинки аддона (кроме стимпанка, ладно) они уже видели — не в пятой части, так в других.

Civilization V Gods & Kings. Обзор новых цивилизаций


Похожие игры…

Читайте также: