Обзор metal gear rising: revengeance
Metal Gear Rising стартует через несколько лет спустя событий Metal Gear Solid 4: хрупкое равновесие нарушено, частные охранные предприятия разделились на несколько мелких – и воюют между собой за зоны влияния. Киберниндзя Райден устроился работать охранником премьер-министра небольшого африканского государства и, разумеется, тут же провалил задание: чиновника убили, Райден лишился правой руки (опять), а злодеи ушли безнаказанными. В погоне за виновниками, главный герой ввяжется в мировой заговор с участием глобального терроризма и продажи детей.
От тандема Platinum Games с Kojima Production изначально пахло керосином: две не самые вменяемые студии делают игру в, прямо скажем, специфической вселенной, где бисексуальный вампир – обычное дело. В итоге, исключительно японское безумие льется из каждого кадра; Bayonetta далеко позади. Чего стоит только момент с забегом по летящим ракетам (с последующим уничтожением огромного робота) и Райденом, несколько десятков минут болтающимся без правой руки – со всеми отсюда вытекающими. Metal Gear Rising вообще плюет на законы логики и принятые стандарты – несусветные вспышки насилия сменяются слегка завуалированным поеданием позвоночников; особо щепетильные зрители, конечно, закрывают глаза.
Фамильная черта всех Metal Gear Solid – получасовые ролики – здесь несколько ретуширована: да, видео идет примерно в два раза дольше, чем ожидаешь, но по сравнению с финальной заставкой Metal Gear Solid 4 – сущие копейки. Сюжет вообще, что называется, «не кодзимовский» — идеолога серии на этот раз заперли в тесные рамки продюсера; режиссером и сценаристом, видимо, был кто-то из Platinum – и это сразу видно. Нет характерной для Кодзимы смеси из философии и клоунады; нет и натужного японского пафоса. Metal Gear Rising непринужденно рассказывает историю, не отвлекаясь на сторонние вещи и укладывается – всего-то! – в несколько часов. Повороты от генеральной сюжетной ветки случаются крайне редко – да и те в основном завязаны на диалогах с командой Райдена, видимо, в противовес всему остальному, выполненной в стопроцентно каноничном для серии духе: усатый русский Boris, немецкий доктор по имени Doktor и тд и тп.
Многие гадают, зачем вообще все это затевалось – фанаты Metal Gear Solid ревнивы и не любят поползновений внешних студий к их священной корове, а Райден, наверное, самый нелегитимный персонаж из всех (за гейский внешний вид и вероломную замену Снейка во второй части); у Metal Gear Rising есть все шансы стать персоной нон-грата.
Но в этом и дело – Metal Gear Solid слишком давно варится в своем соку, слишком долго игнорировала любые платформы, кроме PlayStation, да и последняя большая игра датирована 2008 годом – в иных кругах это может послужить поводом для полного перезапуска. На носу выход пятой части, а широкая аудитория может быть не в курсе – для них и придуман Rising . Он проще и понятнее – чтобы вникнуть, не обязательно читать путаную историю сериала. Снизить порог вхождения, объяснить базовые принципы и снять ореол неизвестности – вот главные задачи проекта. Наверное, именно поэтому Metal Gear Rising сделали слешером – гораздо демократичнее, нежели стелс-экшеном.
Слешером, разумеется, отличным – этого дара у Platinum Games не отнять. Райден лихо рубит головы, размахивает катаной и бесчинствует. На первый взгляд кажется, что боевая система примитивная – два вида атак – но потом вскрываются поистине библейские откровения. Например, здесь нет отдельной клавиши уклонения. Вообще. Чтобы защититься, надо жать на кнопку нападения и дергать стик в направлении противника – тогда Райден выставит перед собой меч. Чем позже спрячетесь за катаной, тем сильнее может быть контратака. Новая система учит иначе смотреть на бой – вы не убегаете, вы хладнокровно смотрите в глаза смерти. Откровение №2 – ручное управление оружием. Переключаетесь в специальный режим и самостоятельно задаете направление удара – в таком формате меч получает способность рубить вообще все. Руки, головы, ноги, колонны, машины или покрытия – все поддается разделению на ровные кусочки. Честно говоря, никаких особых тактических изысков это не несет – декорации теряют физические свойства и все равно исчезают после отрубания; но первые несколько часов весело.
В итоге получается очень привлекательная схема: отражаете несколько атак, уходите в круговой пляс с катаной и под конец самолично сносите чью-то голову – правда, получится не с первого раза. Блокирование иногда не работает, управлять мечом неудобно, а камера, словно копируя ранние Metal Gear Solid, часто приковывает внимание к пятке Райдена – или другой, столь же значимой детали. Если с обычными противниками проблемы возникают крайне редко, то с боссами игра превращается в мучение; зато какой простор для самосовершенствования.
Периодически кажется, что вся коллаборация между двумя студиями затевалась исключительно ради постмодернистских шуток про картонную коробку и восклицательные знаки – глупость, конечно, невероятная, но серии с двадцатилетней историей можно разок и дать петуха. Главное – чтоб не вошло в привычку.