Patrician 4
В прошлом году немецкие разработчики из Kalypso Media лишний раз доказали игрокам, что издаваемые ими экономические симуляторы могут быть не хуже других. Их Tropico 3 пусть и являл собой переосмысление первой части серии, но обладал некоторыми важными деталями, привлекавшими внимание к проекту. Теперь немцы продолжают выступать на том же поле, на сей раз продолжая другую серию – Patrician.
Купля-продажа
Изначально права на издание игр принадлежали Ascaron, но были благополучно выкуплены Kalypso Media. Patrician IV стала первой игрой серии, вышедшей из-под пера новых разработчиков из Gaming Minds Studios и выпущенной другим издателем. Как оказалось, перекраивать геймплей или перезапускать серию они не собирались – это все такая же неспешная, но умная экономическая стратегия. И пусть первая часть вышла чуть менее двадцати лет назад, а третья – около восьми, отходить от проверенной годами формулы немцы не считают нужным.
Но и новых игроков Patrician IV не отпугивает – как раз наоборот, игра старается как можно ближе держать к себе новоиспеченного торговца. Начало в городке Любек, когда в распоряжении игрока всего один корабль и пара несложных заданий, идеально подходит для того, чтобы потренироваться перед более трудными поручениями.
Понимание устройства местной экономики придет почти сразу. Внимательно изучаем, для чего необходимы основные городские здания, затем кликаем на корабль и погружаем некоторые товары. Несложно догадаться, что следующим пунктом будет продажа дерева/соли/конопли/чего-то другого соседнему городу. Важно помнить: далеко не каждый город может обеспечить жителей необходимым количеством того или иного товара. В том числе и Любек.
Этот город, расположенный на севере Германии, принято считать крупнейшим торговым центром Ганзейского союза, образованного для защиты торговцев от пиратов и феодалов. Для благополучия бюргеров и более-менее стабильной и прибыльной торговли необходимо стать главой Ганзы. Однако до этого придется идти очень и очень долго, постепенно налаживая отношения с соседними городами.
К примеру, если игрок будет поставлять в какой-то город товар, производство которого в нем невозможно или проблемно, уважение возрастет. По достижении определенного уровня и достаточного количества денег впору задуматься об открытии представительств в соседних городах. В таком случае появится возможность производить товары прямо на месте. Таким образом, будет расти ваша слава, а значит и связи с муниципалитетом.
Patrician 4 -Playthrough Part — 2
Но ни в коем случае нельзя забывать о таких людях, как суверены. Не выполните то, что они требуют – ожидайте набегов и опустошения кошелька. Не помогут никакие оборонительные сооружения. К счастью, никаких сложностей не возникнет – все, что требуется, чаще всего делается во благо негоцианта.
Чего действительно стоит опасаться – так это пиратов. К несчастью, перемещения кораблей по карте автоматизированы, а игрок может повлиять лишь на некоторые детали. А потому увернуться от наступающей армады или даже от одного корабля флибустьеров не удастся. Однако в бою вы можете либо пустить все на самотек и позволить компьютеру самому расправиться с врагами, либо поспособствовать победе. От второго варианта будет больше пользы – искусственный интеллект не может победить без больших потерь. А вот игрок может расправиться с легкостью.
Как по маслу
В остальном бояться нечего. Поняв, что многих игроков в Patrician III отпугнула огромная сложность (возросшая по сравнению с прошлыми частями), Gaming Minds Studios пошли по пути упрощения. Больше нет необходимости тщательно вычислять, сколько денег потратить или какое количество товара экспортировать – в тонких и точных расчетах игра не нуждается. Наоборот – она подсказывает, какую цену поставить, чтобы не прогореть или не показаться скупым. С одной стороны, это очень хорошо для разработчиков – отсутствие хардкорности может привлечь новых, не знакомых с серией, игроков.
Но с другой – это влечет за собой упрощение и многих других деталей игры, что фанатов серии (а их не меньше, чем у, к примеру, Anno или Tropico) не обрадует. Хочется заработать больше уважения? Пожертвования церкви, выполнение требований суверенов и своевременные поставки необходимых товаров. Больше ничего не требуется – уже совсем скоро шкала репутации начнет постепенно заполняться. К счастью, бывалым негоциантам можно выбрать уровень сложности и добавить штормы и прочие прелести жизни торговца, одновременно лишившись подсказок.
Изменилось также и поведение конкурентов. Если вы помните, в Patrician III и более ранних частях серии они жутко мешали налаживанию торговых связей: то быстрее игрока скупят дешевые товары, то напакостят, уничтожив наполненные склады. Здесь же все значительно проще – разработчики явно подумали, что у игрока и так много проблем, надо снизить желания конкурентов. В итоге создается впечатление, что все только хотят видеть вас на месте главного негоцианта и пропускают вперед.
Вот и получается – после нескольких несложных телодвижений мы без проблем становимся главным негоциантом в Ганзейском союзе и все. Цель выполнена, других задач нет, заняться нечем. Даже мультиплеер отсутствует – а ведь с такими упрощениями он бы привлек в онлайн немало людей, да и интерес не пропадал так быстро. Зато графику сделали трехмерной, вот только была ли в этом необходимость? Да, все эти домики и корабли выглядят симпатично, камеру можно повернуть и так далее – но важно ли это в экономической стратегии? Конечно нет.
***
Главная ошибка немцев – в желании угодить игрокам. Ради привлечения новой аудитории они пошли на самое страшное, что может быть – упрощение экономической системы. К счастью, это не самое фатальное, что могло произойти с серией – удержать баланс и не скатиться в пресловутую «казуальность» им удалось, а это главное. Никто не в обиде, а играть по-прежнему интересно, хотя хардкорные поклонники симуляторов могут и заскучать. Для полного счастья не хватает лишь мультиплеера, и вряд ли Gaming Minds Studios будут его разрабатывать для Patrician IV. А потому будем ждать новых анонсов – студия доказала, что умеет создавать неплохие экономические симуляторы.
Автор: Алексей Лихачев