Pixeljunk monsters 2: обзор
В какой-то момент могло показаться, что студия Q-Games переживает тёмные времена. На протяжении долгих лет она выпускала нишевые, но любимые в узких кругах аркады — и вдруг решила посвятить аж пять лет созданию экспериментальной The Tomorrow Children. Ещё во время бета-тестирования игры было ясно, что у команды получается что-то невразумительное и очень странное, и аудитория не прониклась — уже через 10 месяцев после запуска проекта было объявлено о закрытии серверов.
К счастью, ничего страшного не случилось, и Q-Games вернулась к тому, что умеет лучше всего, — к созданию разнообразных игр серии PixelJunk. Хотя лично я был бы рад продолжению PixelJunk Shooter, релиз PixelJunk Monsters 2 пропускать мне тоже не хотелось. Всё-таки в жанре tower defense за пределами мобильных платформ нынче выступают немногие, а иногда очень хочется сыграть во что-то подобное без микротранзакций и всплывающих окон с рекламой.
Защита невинных
Суть в сиквеле та же, что и в предшественнице. На лес Тики напали злобные монстры, и беззащитные чиби могут в мгновение ока погибнуть, если отважный вождь Тикимен им не поможет. Взяв на себя управление им, вы отправитесь в несколько регионов и завершите 15 уровней, в каждом из которых необходимо защитить чиби, стоящих столбами у входа в свой дом. Если монстр подлетит к постройке и хотя бы прикоснётся к толпе жителей, вы потеряете одну из 20 «жизней» и ухудшите результат.
Что же делать для защиты подопечных? Вариант лишь один — расставлять у края дороги, по которой ходят чудища, оборонительные башни. Тикимен владеет магией, позволяющей ему превращать любое дерево в оружие, как он это делал и в первой части. Вот только с переходом в 3D количество деревьев значительно увеличилось, а потому возведение постройки на месте одного дерева приводит к уничтожению нескольких стоящих рядом с ним.
Поэтому игрок не только экономит золото, используемое для покупки сооружений, но и должен следить за количеством деревьев в потенциально активных зонах. Не все башни одинаково полезны — они поделены на три категории, и если одна из них пригодится в борьбе с любыми монстрами, то остальные используются либо против летающих чудищ, либо против бегающих. Постройки, которые относятся к воздушной обороне, будут стоять без дела, даже если мимо них пробежит десяток пауков. А мортира не станет закидывать ядрами летучих мышей и прочую крылатую нечисть. Всегда стоит иметь в запасе деньги хотя бы на одну баллисту — её стрелы могут лететь в любых противников, и, если кто-то из них пробежит мимо всех башен и с минуты на минуту убьёт чиби, спасти положение всё же удастся.
В основном деньги выпадают из поверженных противников, а в спокойные моменты можно попробовать встряхнуть все деревья вокруг себя в надежде, что с них свалится ещё немного монет. Некоторые постройки вдобавок требуют драгоценные камни — получать их нужно теми же способами: уничтожая монстров и выискивая их в листве. Обычно сооружения, для которых нужны обе валюты, оказываются самыми сильными, но если золото вы тратите исключительно на башни, то камням находятся и другие варианты применения.
С такой обороной монстрам вряд ли удастся пройти.
Самый важный из них — улучшение оборонительных сооружений. Все ваши баллисты, мортиры, пушки и большие ульи обладают шкалами опыта, которые заполняются при добивании врагов. Ускорить процесс можно камнями либо встав около любой из башен, не нажимая никакие кнопки, — в таком случае Тикимен начнёт исполнять танец и усилит постройки. К сожалению, в PixelJunk Monsters 2 нет подробного списка улучшений — если пушка прокачалась до второго уровня, вы не всегда будете понимать, чем она теперь отличается от обычной. Но иногда изменения очевидны — к примеру, пулемёты для убийства летающих монстров по достижении четвёртого уровня стреляют без пауз, что делает их очень опасными.
Если прокачка с первого до второго уровня занимает считаные секунды, то с четвёртого до пятого (максимального) опыта потребуется очень много. Особенно если учитывать, что к тому моменту около этой башни будет стоять ещё десяток и все они нуждаются в усовершенствовании. А условия в разных регионах отличаются: уже во втором из монстров вообще перестанут выпадать монеты (благо не навсегда), а на более поздних этапах начнут появляться чудища, которых сначала нужно сбивать башнями противовоздушной обороны, закидывая после этого ядрами из мортиры.
Есть и ещё одна тонкость — все уровни поделены на несколько этапов, и после каждого вы получаете бонусное золото в зависимости от того, сколько денег лежит в инвентаре. Если потратили всё до копейки, то копейки и подарят. Это вынуждает игрока с умом подходить к своим финансам — не расставлять на первых этапах больше башен, чем требуется. И больше всего в PixelJunk Monsters 2 удивляет здорово сбалансированная сложность: когда ощущаешь нехватку золота, это лишь твоя вина — не получил вовремя дополнительные монеты и неравномерно распределил башни по всем дорожкам.
Вид от первого лица абсолютно бесполезен — разве что скриншоты поснимать.
PixelJunk Monsters 2 — Demo Gameplay (Nintendo Switch)
Трудности обороны
Одним из главных недостатков сиквела называют невозможность окинуть взором сразу весь уровень. Вы не можете отдалить камеру, зато двигать её с помощью стика никто не запрещает, и, на мой взгляд, этого вполне достаточно. Если враги находятся за пределами экрана, об этом вовремя сообщат, да и пропущенные монетки и драгоценные камни тоже будут напоминать о себе до исчезновения. Проблемы могут возникнуть лишь на более высоком уровне сложности — у каждой миссии их три, и на втором и третьем монстры ходят совсем не теми путями, что на первом.
Немного раздражает необходимость переигрывать миссию с самого начала в случае провала. Дело в том, что для доступа в новую локацию вам надо собрать несколько радуг, а выдаются они за идеальное завершение уровней на любой сложности. Для идеального прохождения нужно спасти всех чиби — как только к ним подходит монстр, можно сразу нажимать на паузу и перезапускать миссию. И когда это происходит на 10-й или 14-й волне, проигрывать чертовски обидно — не столько из-за своей нерасторопности, сколько из-за необходимости повторять все предшествующие этапы обороны.
С другой стороны, методом проб и ошибок со временем вы начнёте ещё эффективнее расставлять башни и с умом подходить к их улучшению, а заодно запомните, какие монстры по каким дорожкам гуляют или летают. Никакой случайной генерации здесь нет — какой была девятая волна в прошлый раз, такой она и будет при перезапуске. С учётом разнообразных условий, непохожих друг на друга карт и отсутствия большого запаса монет проходить уровни мне не надоедало, но всё же жаль, что их не добавили чуточку больше.
Огорчает и посредственная система прогресса — время от времени вам будут выдавать особую валюту за постройку и улучшение определённого количества башен, сотни и тысячи убитых противников и многое другое. И тратить эти деньги можно лишь на маски для главного героя да на щит за его спиной. Так как игрока в плане покупок ни в чём не ограничивают, он может сразу выбрать понравившиеся вещи и забыть об этом магазине навсегда. В итоге валюта так и будет копиться до бесконечности, если «ачивка» за приобретение всех предметов вас не интересует.
Без танцев сделать башни сильнее будет очень трудно.
Но играть в PixelJunk Monsters 2 всё равно интересно. И смотреть на неё приятно — кудесники из Q-Games знают толк в стильной картинке, так что мир у них получился яркий и уютный. Сиквел не привнёс ничего нового ни в жанр, ни в серию (если не считать нововведением переход в 3D), но в то же время в нём достаточно глубины, чтобы было не жалко провести за ним нескольких приятных вечеров. А повышенные уровни сложности станут испытанием даже для давних поклонников tower defense, хоть те и будут злиться из-за необходимости начинать уровень заново после фатальной ошибки.
Плюсы: хорошая игра во многими забытом жанре tower defense; увлекательный процесс строительства и укрепления башен; сбалансированная сложность; приятная графика.
Минусы: мало уровней; миссии бывают очень долгие, и проигрывать под самый конец всегда немного обидно; бестолковые косметические предметы.