Prison tycoon: обзор
Итак, что тут у нас?.. Ага, Prison Tycoon. Ассоциативный ряд: убогость, курорты на Колыме, кикимора, на лицо ужасная, страшная внутри, бежать отсюда!, выносите.
Вообще-то менеджер тюрьмы — это звучит свежо, очень свежо. Проклятое воображение рисует всякое, но я ему привычно не верю: ошибется, подлое. Не бывает так, чтоб не ошиблось. Воображение не унимается и воображает что-то уж совсем запредельно-мифологическое, с массой аллюзий на фильмы-книги и узнаваемыми физиономиями граждан заключенных.
Чтобы содержать опасного маньяка в специальных условиях (а не дай бог вырвется — перережет пол-тюрьмы нафиг и съест вашу печень под кьянти и звон венецианских колоколов). Чтобы быть подонком и разрешать ставить медицинские опыты на особо буйных товарищах — и получать за это нехилые роялти.
Чтобы любовно посантиметрово выстраивать системы безопасности, муштровать охрану и предотвращать самые изысканные побеги. Чтобы хихикать над закрытой размазанными квадратиками сценой насильной любви вчетвером в душе. Чтобы атмосфера зоны, тюряги была настоящей, вязкой и жуткой.
Если бы за дело взялся какой-нибудь там П.Молинье, получилось бы чуть светлее, но, несомненно, интереснее, чем представлялось. Если бы взялся Д.Хассабис, получилось бы ультраразнообразно и сверхкомплексно. К сожалению, эта идея пришла в голову расслабленной команде фтыков и торчков Virtual Playground. И не получилось вообще никак.
Встречают, как известно, по одежке. Те, кто до сих пор верен этому старому доброму принципу, не уйдут в Prison Tycoon дальше экрана меню. Более терпеливые дождутся запуска собственно игры, после чего вполне обоснованно и, увы-увы, справедливо, сотрут игру к чертям собачьим, кошачьим и прочим каких только смогут разыскать.
(Конечно, начинать разбор игры с графики — последнее дело, но я хочу быть последовательным.)
Простите, но не ругаясь матом описать внешний вид игры невозможно. На одной полке с Republic: The Revolution, Tropico и свежим Stronghold 2, Prison Tycoon выглядит рабочим сталепрокатного цеха во французском бутике.
Таких уродливых игр я не встречал давно — вот как я умею мягко, цените.
В Startopia, Sims #1 или даже Theme Hospital покрытого вековой пылью и паутиной 1997 года выпуска графика лучше, несмотря на трехмерность Prison Tycoon. В которой ужасно все, вообще все — от моделей и анимации людей до всех без исключения текстур. Самая ужасная на свете камера, не позволяющая даже осмотреться как следует и, очевидно, подкупленная конкурирующей концессией. Представили себе масштаб застигшей нас врасплох катастрофы? В эпоху всеобщего усреднения и грошовой стоимости неплохих бюджетных движков, выпускать ТАКОЕ на рынок смерти подобно даже при идеальных прочих составляющих. С которыми тоже не все ладно…
Следующая проблема игры — ее неправдоподобие. То, что существуют частные тюрьмы, мы все знаем — не маленькие. То, что в них сидят заключенные, которых охраняют охранники и обслуживают повара, доктора, священники и учителя, тоже вполне объяснимо с точки зрения логики. А вот заботы каждый заключенный в PT требует ничуть не меньше, чем какая-нибудь аллоборисовна. После завтрака неплохо бы отдохнуть у телевизора или помолиться. Как, нет священника? Или хотя бы ТВ-комнаты?! Осознав это, заключенный (двухметровый негр, посаженный за грабеж на пять лет) воздевает очи к небу и начинает рыдать аллигаторовыми слезами. Испуганный постоянными сообщениями об истериках среди заключенных, игрок авральными темпами возводит здание для досуга и замирает в ожидании. Ура, лапуськи успокоились и пошли смотреть Дом-2! Культурное обогащение вызывает у заключенных желание немножко поработать. Игрок, еще не отошедший от истерик, с проворностью обезьянки-капуцина возводит завод. Заключенные, увлеченно пуская пузыри уголком рта, с рвением приступают к работе. Можно отдохнуть, теперь так будет каждый божий день: встали, поели, посмотрели/почитали/помолились, поработали. Перевоспитались, вышли из тюрьмы.
Два предложения про строительство.
Строительство — помесь Tropico и Theme Hospital, то есть сначала строим здание, а уж потом внутри здания расставляем комнаты и предметы меблировки. Скучно и долго.
Заключенные делятся на четыре класса по принципу опасности. Если самые спокойные живут в общих бараках, то каждый последующий класс требует все более прочных камер и совершенных систем наблюдения. Чем опаснее зэка, тем больше он любит подраться с себе подобными и чаще пытается сбежать. Все эти нарушения с легкостью пресекаются всесильным игроком — мы можем взять охранника за загривок и перетащить в проблемную зону. Таким же собачьим способом разнимаем и зэков.
Есть еще такие нюансы как психическое состояние (нервный зэка будет приставать ко всем встречным пока не схватит прямой в зубы) или принадлежность к банде (всего две — Blades и Skulls; рекомендуется представителей держать в разных бараках), вносящие некоторое разнообразие в процесс.
Но это ложечка второсортного меда в цистерне, танкере отборнейшего дегтя.
Всего два режима игры — Free Build и Challenge. С первым все ясно, второй тоже вполне стандартен — четырнадцать заданий с разными стартовыми и победными условиями. Оба режима довольно скучны — дело в том, что вся игровая механика становится ясной и прозрачной через час игры. Игрок выполняет все необходимые действия (строит, расставляет, ограждает и проч.) и включает максимальную скорость. Через несколько игровых месяцев он побеждает. Вот и весь игропроцесс.
Скучная, серая малобюджетная поделка. От лентяев безответственных — лентяям неразборчивым.
Но я не представляю, насколько нужно быть неразборчивым, чтобы получить хоть какое-то подобие удовольствия от этой игры.