Противостояние. 3d. перезагрузка
Как вы думаете, что объединяет сериалы «Как достать соседа?» и «Противостояние» (ну, кроме издателя)? Если затрудняетесь ответить, то подскажем – оба вышеперечисленных продукта имеют западные корни, но в результате весьма хитрых манипуляций получили русскую прописку.
Так, например, западные Neighbours from Hell уже давно не выходят, а русские «доставания» соседа появляются с завидной регулярностью. Sudden Strike уже два года как вышел в тираж, а пока его разработчики, студия Fireglow, старательно подсчитывает немногочисленную прибыль от Sudden Strike 3, у нас на прилавках то и дело появляются игры с подзаголовком «Противостояние».
Правда, надо отдать должное, отечественные разработчики не всегда эксплуатируют известное и громкое имя, но иногда всё же делают что-то свежее и интересное. «Как достать соседку?» стал практически ремейком первой части, а «Противостояние. 3D. Перезагрузка», о котором пойдёт речь ниже – настоящей свежей струёй в порядком застоявшемся сериале, который после «Принуждения к миру» потерял весь кредит доверия.
Кондуктор, нажмите на Reboot
С недавних пор практически все сюжеты, где задействован конфликт США и России, сравнивают с опусами известного писателя Тома Клэнси. Сценарию «Противостояние. 3D. Перезагрузка» также не избежать подобного сравнения, но в весьма оригинальном ключе.
Дело в том, что работники GFI где-то, видать, умудрились достать генетический материал Тома, сделать из него клона наоборот и заставили написать сценарий. В результате получилась примерно следующая диспозиция.
В совсем недалёком будущем, а именно весной 2010 года, напряжённость на Ближнем Востоке стала расти высокими темпами. Более того – с территории Таджикистана усилился поток незаконных бандформирований и значительно усилился наркотрафик. После взаимных тычков и претензий, США и Россия выдвигают свои войска и проводят маленькую, локальную, десятидневную войну. Лейтмотив соответствующий – не стоит дружить с американцами, они коварные двуличные эгоисты, Красная российская армия всех сильней и т.д.
Противостояние. 3D. Перезагрузка
Внезапный удар
На первый взгляд ничего нового в «Противостоянии 3D» не замечаешь. Каждая из слабо связанных друг с другом миссий всё так же встречает нас бодрым брифингом командования, а после загрузки нам показывают художественно построенную в колонну армию.
Иллюзии рассыпаются при первой же атаке, когда обведённое зелёной рамочкой войско посылается на укрепления врага и доблестно гибнет практически в полном составе. Почему? Потому что новое «Противостояние» гораздо больше тактика, чем стратегия.
Каждая боевая единица хороша против одного типа войск, но в бою с другим обречено на провал. Вертолёт Ми-8 отлично подходит для высадки десанта и разведки, но при первой же встрече с противовоздушным расчётом, вооружённых «Стингерами» или «Джавелинами», упадёт наземь. Т-90 с лёгкостью разберётся с укреплениями врага и бронетранспортёрами, но против ударного вертолёта с ракетами ему не устоять. Огромную роль играют укрепления – засевшая в них пехота получает внушительный бонус к защите. Не менее важны такие условия как время суток, ландшафт местности и уровень подопечных войск. Правда, в отличие от Warfare (на который «Противостояние. 3D. Перезагрузка» похож практически всем – благо движок одинаковый), солдатня не переходит из одной миссии в другую, поэтому потеря пары взводов не настолько критична.
От стратегии тут остались рудименты. Ресурсов три (боеприпасы, топливо и запчасти), но добывать их нельзя – весь их фонд передаётся с самого начала в виде автомобилей снабжения и бензовозов. Строительства нет вообще, а все подкрепления прибывают по скрипту. Правда, есть один хитрый способ пополнить свои ряды техникой, который известен ещё со времён «В тылу врага». То есть немножечко сломать вражеский танк, после чего его починить и загрузить туда свой экипаж. Правда, провернуть такой трюк гораздо сложнее, чем в игрушке от Best Way, поэтому уповать приходиться исключительно на свои силы.
Головоломка
В результате каждая операция превращается в своеобразный паззл, в котором кусочки – это ваши войска, а панно – выполненная миссия. Допустим, предстоит инфильтрация горного кишлака. Тогда самым лучшим вариантом будет медленное продвижение пехоты по улочкам и захват строений под прикрытием бронетранспортёров. Или другой случай – захват высоты, на котором замечены два вертолёта. Тогда удобнее всего выдвинуть вперёд противовоздушные расчёты под прикрытием пары отрядов спецназа ГРУ, вооружённого снайперскими винтовками.
Решать эту вычурную головоломку иногда невероятно интересно – и из-за грамотного дизайна и из-за отличного баланса. Не менее приятно видеть весь свет вооружённых сил РФ: десант, БТР-90, БМП-3, Т-90А и другие единицы пехоты и техники.
Но все же массовому пользователю многое придётся не по вкусу. Например, чрезмерная сложность. Даже последний этап самой первой миссии, в котором войскам необходимо эвакуироваться из района, проходить по правилам и изничтожать попадающегося на пути врага, практически невозможно. Пришлось пуститься на отчаянный шаг – оставить отвлекающий блокпост из пары отрядов, а все остальные (пару БМП и четыре взвода пехоты) отправить в точку эвакуации. По пути, кстати, половина ВДВ была расстреляна, а один из двух БМП выведен из строя прилетевший в бок ракетой. На войне как на войне.
Компания не героев
Так же не совсем понравится среднестатистическому игроку и графика. Причём претензии будут даже не к тому, что приближать и удалять камеру можно на сравнительно маленькую высоту, а к тому, что в игре нет красочных бабахов и пиротехники, которой подкупают западные World in Conflict. Но «Перезагрузке» оно и не надо – это суровая, реалистичная стратегия, в которой главная роль отведена тактике, а не показательному изничтожению противника. Именно поэтому в ней нету радужных вспышек, но зато присутствует натуралистичная разрушаемость: снаряды выбивают из стены куски штукатурки и кирпичей, БМП с повреждённым шасси неловко оседают, а подбитые вертолёты груздём валятся на землю.
И именно поэтому войска отвечают на приказы не пафосными слоганами, а живыми, ёмкими фразами. Слава богу, без мата, что, впрочем, логично.
«Противостояние 3D. Перезагрузка» — качественная стратегия с грамотными элементами тактики и явственным вкусом Warfare. Лучший симулятор полковника вооружённых сил Российской федерации.
Мы благодарим компанию Руссобит-М/GFI и лично Андрееву Марию за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский