Raven squad: operation hidden dagger: обзор
Только недавно я говорил про тему финансового кризиса в статье об игре Code of Honor 3. Помните, может быть, там из-за обрушения рынков террористы убивают бедных, грабят богатых, воюют с элитным французским спецназом исключительно в стенах каких-нибудь зданий… В общем, нагло эксплуатируют животрепещущую тему. Видимо, в связи с прогнозами осенней «волны номер два» тема кризиса вновь поднялась во весь рост. Вот и Raven Squad: Operation Hidden Dagger стартует со слов: «Это началось спустя два года после обрушения мировых рынков». Такое начало априори наводит на невеселые мысли, но мы не будем унывать, а сделаем вид, будто кризис тут вообще ни при чем, и рассмотрим игру без этого негативного влияния.
Глупые противники бегут за укрытие. Плевать, что по пути огромная открытая площадка…
Американский спецназ!
Завязка весьма банальна (и еще очень похожа на Code of Honor 3) — в джунглях Амазонки разбился самолет с ценной информацией. Если она попадет не в те руки — всем хана. Вы должны найти документы и вернуть их, но… по пути к месту самолет с бравым спецназом сбивают. Два отряда по три человека катапультируются и падают в разных местах. Основная задача теперь — встретиться и таки найти документы. Честно говоря, никакой интриги. Игры про бравый американский спецназ и так уже надоели, а тут опять новая серия… да еще и такой банальный сюжет. Вступление заканчивается, начинается действие.
Открываем глаза — мы в джунглях. Наш отряд из трех человек очнулся около какой-то деревушки. Здесь нам по рации читают обучающий курс. Все стандартно — во врагов надо стрелять, за укрытиями прятаться. Оглядываем окрестности, изучаем поселение — игровой движок устало натягивает замыленные текстуры на землю, а ужасные спрайтовые пуленепробиваемые кусты изображают буйную растительность. Бежим к контрольной точке, экран по краям заливает шейдерное размытие. Как бы технологично, но торчащая кусками-рядами трава выдает, по меньшей мере, трехлетнюю отсталость. Общая небрежность затронула еще и звук — нажимаем на спусковой крючок один раз, а автомат предательски проигрывает кусок цикличного файла. Получается как бы два выстрела. Оскорбительная небрежность.
Шейдеры «облагораживают» корявенькую модель оружия. Если не считать выделяющихся границ спрайтов, то и растительность тоже ничего. В каком году уже не модно было крест-накрест лепить деревья?
Вот мы поубивали всех в стартовой деревне, теперь игра просит нажать на пробел, чтобы перейти в тактический режим. Что это еще за чудо такое? Ладно, жмем, дальше все равно не пройти, пока указание не выполним. Камера резко отъезжает вверх, страшноватая графика становится чуть симпатичней. Наш отряд теперь подчиняется курсору, как в классической стратегии реального времени. Противники подсвечиваются красными ромбами, цель ярко горит белым огнем, а мы величественно летаем сверху и… видим всех злоумышленников, а также ящики с оружием и медикаментами…
Чем была интересна стратегия EndWar? В ней разработчики предложили новую концепцию управления — фиксация камеры на отряде. Так командующий может увидеть только то, что видят его солдаты. Он не летает, словно призрак коммунизма, над полем боя, не раздает божьим перстом указания, он как бы тут — рядом. Поэтому важно было разведать, узнать, где затаился враг. Информация — уже половина победы. А в Raven Squad всех немытых бандитов видно сразу. Они, как дураки, прячутся за стенками, пытаются устроить мне засаду, а я подсмотрел в стратегическом режиме, что они там, и кинул гранату.
Враги вытанцовывают из-за укрытия. Почти как маленькие лебеди.
Правящая рука
На этом курс обучения закончился. Нас перестали опекать, никто не ограничивает возможности. Можно переключаться из FPS в RTS по желанию. А в режиме боевика можно выбрать того, от чьего лица мы будем убивать врагов.
В следующем задании мы встречаемся со вторым отрядом, который, по замыслу разработчиков, должен обеспечить тактико-стратегическую составляющую игры. Как? Отряды имеют разную специализацию. Синие поднаторели в грубой силе. Глава носит пулемет, а двое ведомых вооружены гранатами и ракетницей. Желтые предпочитают действовать иначе. Они вроде как штурмовики и снабжены оглушающими и дымовыми гранатами, а главарь пользуется винтовкой с оптическим прицелом. Между подразделениями можно переключаться в любой момент, даже в бою. Вселяться можно в каждого бойца, благо оружие у всех отличается (что тоже как бы разнообразие).
Задания построены так, чтобы можно было применять уникальные способности отрядов. Правда, обыграно это весьма по-идиотски. К примеру, в одной из миссий мы подрываем склад боеприпасов, а от взрыва падает дерево, которое разделяет наших бойцов. Сначала играем за синих, потом переключаемся на желтых. В конце сходимся вместе, а потом начинается новый этап.
Где-то за стеной стоят враги, но мы этого не знаем – логично.
Идея гибрида боевика и стратегии весьма интересна. Помню, в далеком уже 1998 году вышла Battlezone. Там ключевой находкой было то, что командующий — тоже человек, а не просто безликая стрелка. Поэтому вид сверху включался только после постройки командного бункера. Прошло 11 лет, но никто ничего похожего не сделал (управление роботами в «Космических Рейнджерах 2» — не в счет). В боевике такой прием вдвойне интересней, так как в этом жанре уже годы ничего не меняется. Оружие только разное придумывают да волшебные способности прикручивают.
Но одной лишь идеи — мало. Нужна еще и реализация. Хромающий из-за графики и сюжета на обе ноги Raven Squad в этом месте с размаху падает и доламывает остальные кости. Дело в том, что стратегический режим в игре… просто не востребован. Например, в одной из миссий нужно прорваться к [важной точке, которая может быть деревней, лесопилкой, рекой или еще чем угодно]. Мы привычно, по-боевиковски, двигаемся вперед. Метко отстреливаем тупых (на любом уровне сложности) противников, которые обожают бегать под пули. Тупость ИИ, видимо, компенсирует «реалистичность» стрельбы. Можно с трех метров выпустить всю обойму из любого оружия, но так ни разу и не попасть. Самая кошмарная меткость у… снайперской винтовки, которая отдаленно похожа на М4А2. Наш «Калашников», правда, тоже не лучше (у спецназа целый набор оружия из разных стран. Даже некое подобие УЗИ есть. Кризис объединяет сердца).
…В конечном итоге мы приходим на точку, миссия заканчивается. Быстро, без потерь. Теперь попробуем пройти в режиме RTS. Выделяем наши отряды, отправляем на точку. По пути приказываем стрелять по врагам. Без нашего личного участия спецназовцы тупеют, глаза у них разбегаются, а бои занимают уйму времени (хотя в итоге наши все равно побеждают). После пары схваток я таки разозлился окончательно, лично взял автомат, перестрелял всех врагов вообще без ранений. Вот, собственно, и все — закончился весь интерес стратегического режима. Если вы совладали с местным престранным разбросом, то убивать всех лично — просто и легко. Придумывать комбинации и что-то планировать — излишне. Статистика заданий до конца игры показывает отношение FPS\RTS – 99 к 1.
Но тут я включаю вид сверху – да вот же они!
Сухой остаток
Raven Squad — отличный пример, что хорошая идея не может вытянуть убогую реализацию. В итоге получилось, что и применять-то новаторский режим просто негде. А без него в игре уже нет ничего свежего и интересного — она просто очередной весьма и весьма посредственный шутер, который заранее не хватает с неба… вообще ничего не хватает. Даже любимый одним известным журналом «крепкий середнячок» будет уже отличной наградой…
Кроме того, разработчики поленились подтереть за собой пиктограммы Х-коробковских кнопок. Левого стика и R2 у меня на клавиатуре просто нет. Как и зеленых А или красных В.
Плюсы: новаторский гибрид боевика и стратегии.
Минусы: устаревший технический уровень; глупый AI; недостаточная проработка стратегического режима; следы портирования с Xbox 360.