Sacred citadel
Казалось бы, расширять известные игровые вселенные за рамки одного жанра – отличная идея! Так и игроки получат, как говорится, «новый экспиеренс», и денежек издателю будет поболе, да и о серии конечный потребитель не забудет (что снова чревато ростом продаж и прибылей). Но только вот на деле удачные «расширения» можно по пальцам пересчитать. Warcraft, отчасти Serious Sam, а теперь вот на это звание претендует известный соперник Diablo – серия Sacred.
Взболтать, но не смешивать
С трудом пережив потерю «отцов-основателей» — студии Ascaron Entertainment – Sacred таинственно пообещала разродиться третьей частью, но после этого ушла в многозначительное молчание. То ли внутри Keen Games всё очень плохо, то ли наоборот, очень хорошо, но факт остается фактом: об истинном продолжении любимой многими серии мы сейчас не знаем практически ничего.
Для того чтобы возбудить к Sacred хоть какой-то интерес, Deep Silver сделали довольно неожиданный ход конем: анонсировали простенький beat’em’up Sacred Citadel, действие которого как раз и происходит в известной вселенной. К счастью, особых ожиданий на этот продукт никто не возлагал, что, фактически, и спасло его от бурных всплесков фанатской ненависти.
Самым ярким доказательством того, что жанр двухмерных beat’em’up-игр всё ещё живет и процветает, стал успех Shank. Приключения туговатого, но жестокого героя настолько полюбились игрокам, что получили сиквел и принесли авторам неплохую прибыль. Так что теоретически, шансы на успех у Sacred Citadel были, причем очень и очень неплохие. Но вот что-то не сложилось. Возможно авторам не хватило опыта, возможно таланта, а может и того и другого, но новая история мира Анкарии получилась блеклой и вымученной.
Приключения примитивов
… Когда-то давным-давно, в далеком-далеком королевстве жила-была одна небольшая Цитадель. Возможно, когда-то там и обучались делам ратным, но потом, искоренив всё недоброе в округе, забыли про надобность самозащиты и посвятили свою жизнь наукам, искусствам и прочим душевным прелестям. И всё бы хорошо, но однажды, глубоко внутри Пепельной Империи зародилось Зло великое, нареченное Вратоломом. И замыслило Зло это разрушить Цитадель прекрасную с помощью множества приспешников своих. Обратились тогда жители Цитадели к Героям вольным, по счастью неподалеку гостившим. И поневоле согласились те Герои помочь людям простым, во имя торжества справедливости, монеты звонкой и чести своей…
Sacred 3 — Official Announcement Trailer [EU]
Завязка действия, как и последующие события, настолько примитивна и проста, что искушенному в литературе игроку становится даже весело, от наблюдения за происходящим. А вот прочие составные части игры не так хорошо вызывают безудержное веселье. Четверо героев, доступных для одиночной кампании – сборище стереотипов. Сафирийский воин – типичный «танк» с тяжелым вооружением. Анкарианский лучник – легкий боец, специализирующийся на дальних дистанциях. Хаккарийская ведьма и волшебница-серафим – типичные ведьмы, игра за которых различается лишь набором доступных заклинаний.
В начале игры, когда в таверну к героям вламываются мерзкие приспешники тьмы, в мозгу на миг проносится мысль: а вдруг эта игра похожа на совершенно исторический Golden Axe или хотя бы на волшебный Trine? Но последующие события эти надежды закапывают глубоко в землю и ставят на их могилке аккуратный крестик. Sacred Citadel – типичный beat’em’up, каким мы его знали в девяностых-двухтысячных. Формула успеха здесь до удивительного проста: врагов помельче убиваем простыми атаками, уворачиваемся от то и дело появляющихся препятствий (вроде вагонеток, «неожиданно» проносящихся по рельсам), а к боссам забегаем за спину и бьем их всем, чем только можем. Боевая система донельзя примитивна: блок, удар, сильный удар. При этом удары можно комбинировать, собирая что-то вроде комбо, увеличивающего набранные очки. И ладно, черт с ней, с боевой системой, но авторы даже не удосуживаются порадовать нас разнообразием противников! За все четыре «эпизода» игры мы встретим всего лишь с десяток разномастных тварей (которые к середине игры уже успеют порядком достать полным отсутствием интеллекта и совершенно адским количеством).
Священный кооператив
Несколько спасает ситуацию кооперативный режим. Строгать монстров в мелкий фарш в компании троих друзей гораздо веселее, нежели проделывать всё это одному. Но в таком случае выявляется ещё один весомый недостаток – продолжительность игры составляет от силы четыре часа. Представьте, только вы разыгрались, как на экране уже мелькают финальные титры. Хорошо это? Не очень.
При этом окончательно раскритиковать игру не позволяют ровно две вещи. Первая – визуальный стиль. Псевдодвухмерная графика, яркие до рези в глазах цвета, карикатурность моделей – сказать, что выглядит Sacred Citadel симпатично, значит намеренно преуменьшить её достоинства.
Второе же — небольшое геймплейное нововведение. Между уровнями здесь можно сходить в город, где разрешается не только увеличить характеристики героя и провести денежные операции с набранным в боях шмотьем, а ещё и сделать ставки у местного букмекера! Причем ставки принимаются не на абы какие абстрактные вещи, а на ваши же собственные результаты. Думаете, что наберете 12000 очков за миссию? Прекрасно, можете поставить на это определенное количество золота. Уверены, что сможете пройти следующий уровень не умерев ни разу? Ох, вы сильно заблуждаетесь, но букмекер будет рад вашим денежкам. Банально конечно, но это небольшое нововведение очень сильно увеличивает интерес к прохождению игры: некоторое время хочется перепроходить и перепроходить уровни, улучшая результаты и нагревая наглого делягу на деньги. Жаль, интерес к игре это продлевает не слишком надолго.
Sacred Citadel оставляет крайне спорные впечатления. Вот вроде бы и ругать эту игру есть за что: как и любой классический представитель жанра, она чересчур однообразна и проста. В то же время в ней есть и сильные стороны: симпатичная графика не оставит равнодушной никого, а несколько оригинальных геймплейных находок и ролевые элементы, довольно непривычные для проекта такого рода, и вовсе выводят счет «недостатки-достоинства» в плюс. Рекомендовать эту игру всем и каждому, конечно, было бы глупо, но если вы ощущаете острую нехватку адреналина в крови и желание убивать, то Sacred Citadel легко скрасит один-два ваших вечера. А если сумеете затащить в неё ещё и пару друзей, то удовольствия она доставит и того больше.
Автор: Василий Карпушев