Saw 2: flesh and blood: обзор
Если бегло окинуть взглядом историю американского хоррора за последние 30-40 лет, то без труда можно выявить следующую закономерность: каким бы успешным ни был фильм на старте, почти всегда в процессе изнуряющей сиквелизации сериал неотвратимо обезличивается, а ближе к концу и вовсе превращается в натуральную самопародию. Разумеется, Голливуд про своих главных «дойных коров» так просто не забывает и в каждую последующую пятилетку нет-нет да и устраивает какое-нибудь «большое возвращение» — переснимет, продолжит, а то и вовсе перезапустит некогда культовый франчайз.
Режиссер Майкл Бэй — главный идеолог всего этого сомнительного мероприятия — уже спродюсировал ремейки «Техасской резни бензопилой», «Пятницы, 13», «Кошмара на улице Вязов» и еще ряда других картин калибром поменьше. Известно, что в одну реку дважды не войдешь, и создатели это прекрасно осознавали, а потому и не пытались угодить буквально всем, пересказав трудно воспринимаемую теперь уже классику ужасов с оглядкой на современного зрителя. Правда, до каких-то совсем уж радикальных изменений дело не дошло, разве что и без того удручающий IQ жертв человека-в-хоккейной-маске вдруг упал до совершенно кретинских значений, а Фредди Крюгер, некогда работавший сторожем на старой бойлерной, неожиданно для всех устроился садовником-педофилом в дошкольное образовательное учреждение.
По всей видимости, так уж сошлись звезды, что появление самого рентабельного и «долгоиграющего» слэшера всех времен — «Пилы» — выпало на середину первого десятилетия двухтысячных — эпоху Великого жанрового застоя, когда хоррор с годами все больше трансформируется в маргинальное развлечение.
Естественно, игроиндустрия мимо такого праздника жизни пройти никак не могла. В 2009-м году Zombie Studios под эгидой Konami соорудила весьма компетентное сюжетное ответвление (Saw: The Video Game), которое с горем пополам заполнило логический пробел между первым и вторым эпизодами киноленты. Сейчас же, спустя еще один год, когда в унисон с премьерой заключительной части «Пилы» состоялся релиз Saw 2: Flesh and Blood, всем вдруг стало понятно, что, в отличие от киносериала, игра такой же несокрушимой стойкостью похвастаться, увы, не может.
Это он сам себя так. Майкл тут ни при чем.
Ножовка 2.5
Сюжет Flesh and Blood, как это нынче стало модно, не пытается дословно процитировать первоисточник и основывается на классическом допущении вида «а что если у детектива Тэппа был сын Майкл, деяния которого также привлекли внимание Конструктора Смерти?». Вразрез с ожиданиями — подобная схема, с успехом зарекомендовавшая себя еще во времена The Chronicles of Riddick, здесь выглядит великой глупостью. Общая структура фильма выстроена таким образом, что с каждой новой частью, с одной стороны, все отчетливее становятся понятны мотивы и межличностные связи главных действующих лиц, с другой — эти самые части непрерывно взаимодействуют между собой на уровне многочисленных флешбэков и тонко завуалированных аллюзий. Все элементы головоломки очень хорошо скомпонованы и подогнаны друг к другу, а вместе — складываются в более-менее цельную картину, именно поэтому наивная попытка авторов пристроить сюда отсебятину ожидаемо привела к диким логическим конфликтам.
История скармливается старым, так сказать, дедовским способом: Майкл уперто продирается через поганые коридоры старых коммуналок, усыпанные битым стеклом, высаживает бесконечные двери, за которыми его обязательно будет поджидать заряженный дробовик, и заводит ряд вынужденных знакомств с сомнительными типами, которые потом без лишних слов непременно попытаются его убить. Вдобавок — постоянно натыкается на разбросанные всюду бумажки и магнитофонные записи, содержащие дополнительные сюжетные сведения, касающиеся непростого прошлого его отца, — в общем, фантазии у сценаристов ноль.
Всякий, кто по неосторожности вляпается в Flesh and Blood, столкнется с такой вот задачкой как минимум сто раз.
Не та нога!
Чтобы еще четче понять, какие ощущения вызывает Saw 2, попробуйте представить документальную нарезку прямиком со съемочной площадки, которую потом зашивают в DVD-диск с фильмом в качестве приятного довеска. Первичные половые признаки вроде бы те же самые: знакомые интерьеры обшарпанных клоповников, характерная работа с освещением, извращенные орудия смертоубийств, которых постеснялась бы сама святая инквизиция, а с экранов развешенных повсюду пузатых телевизоров неугомонно вещает та самая демоническая марионетка, которая вкрадчивым хрипом Тобина Белла в деталях разъясняет, что и как нужно себе отрезать, чтобы решить очередную садистскую шараду. Беда в том, что всему этому «добру» отчаянно не достает режиссуры.
Причем речь идет даже не о каких-то художественных изысках — игре банально не хватает интересных интерактивных ситуаций, которые бы мотивировали к дальнейшему прохождению. Вместо того чтобы внести хоть какую-то ясность в действия Конструктора (интересно же в подробностях узнать, как он вербовал нужных людей и как ему удалось создать настолько комплексную и отточенную карательную систему, которая продолжала бесперебойно работать даже после его смерти), разработчики бесцельно тратят время на решение надуманных, а под час — попросту нелогичных пазлов. Поначалу шарить голой рукой в сливном бачке грязного унитаза, кишащего использованными шприцами, в поисках очередного ключа и ковыряться в распределительных щитках может быть и занимательно, но когда подобные вещи приходится проделывать по десять раз кряду… на стенку хочется лезть от скуки, лишь бы поскорей это все уже закончилось.
Несмотря на то, что Saw 2 — survival horror лишь по паспорту (в действительности это самый заурядный квест), редкие стычки с врагами все же случаются. Но даже тут авторы нашли чем «удивить». С боевой системой за прошедший год приключился один неприятный казус — ее редуцировали до примитивного quick time events-упражнения. Плюс исчезла простенькая модель экосистемы: если раньше над встречными фриками можно было устраивать кровавые расправы, заманивая их в расставленные ловушки, то теперь за все отдувается QTE, а нам остается вовремя нажимать на кнопочки и… обливаться горькими слезами, глядя на отвратительно поставленные бои с кукольной анимацией.
Как и в фильме, на правах чревовещателя марионетки по имени Билли выступает Тобин Белл. И в этом, пожалуй, единственное достоинство Flesh and Blood.
***
Страшно сказать, но во всем этом есть даже некий высший смысл: смыкающийся медвежий капкан на шее после шести часов, проведенных в компании Saw 2: Flesh and Blood, покажется сущей безделицей. А как изуверская психологическая пытка игра с легкостью даст фору любой смертоносной конструкции Джона Крамера.
Друзья, остерегайтесь!
Плюсы: добротная актерская работа Тобина Белла (и просто отвратительная всех остальных).
Минусы: жиденький сюжет; безликий дизайн уровней; головоломки — одна тоска зеленая; изумительная графика (по меркам 2004-го года).