Sid meier’s civilization 5
Единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в его ходе Вы поняли, о чем идет речь? Тогда попробуем по-другому. Культовая игровая вселенная маэстро Сида Мейера, чья первая часть появилась в практически доисторическом 1991 году и с тех пор вырвавшая многие недели и месяцы из реальной жизни ее бесчисленных поклонников. Да, под оба этих определения подходит термин Civilization. Как и хорошее вино, новые проекты этой франшизы не плодятся со скоростью мартовских зайцев, а «настаиваются» по нескольку лет. Зато итоговый результат всегда стоит такого длительного ожидания. Вот и Civilization 5 предстала на наш суд такой знакомой, но одновременно и несущей массу новых идей. И не торопитесь повторять ошибок ряда критиков, считающих обозреваемую игру упрощенным подобием самой себе. За бросающимся в глаза отсутствием религии и шпионажа (за это некоторые понукали игру еще до момента ее выхода) скрывается куда больше дополнительных инструментов баланса геймплея, чем кажется на первый взгляд.
Не будь таким квадратным
Прибавив в «углах» игра решила сразу несколько задач одним махом. Во-первых, гексы предсказуемо лучше подходят для создания более плавных игровых локаций, чем это было возможно с помощью квадратных полей. Но помимо чисто эстетического удовольствия от созерцания природных красот, такой подход, вкупе с рядом других изменений, серьезно пересматривает тактическую составляющую местных сражений. Окружить вражеский отряд в новых условиях стало весьма проблематично – путей для отступления у него существенно прибавилось. А из-за невозможности запихать на одну игровую клетку целую орду юнитов, чтобы пройтись ими по вражеской территории, словно бритвой по заспанной физиономии, игра нас вынуждает значительно серьезнее относиться к ландшафту местности и расстановке войск. От ваших отрядов, занимающих с десяток клеток, будет мало толку, если через ущелье в горном перевале сможет протиснуться только одна боевая единица, создавая подобие очереди в туалет сразу после завершения сеанса в кинотеатре.
В новых условиях особую ценность приобретают стратегические высоты, благополучно занятые вашими лучниками, артиллерией или иными юнитами, имеющими дистанционную атаку. Умение стрелять через поле, неоднократно будет становиться решающим аргументом в схватке с противником, которого вы потреплете еще на подступах к вашим позициям. Кстати, города тоже имеют склонность к обстрелу войск неприятеля при приближении оных к родным стенам. Это приходиться учитывать при организации штурма, равно как и то, что взять с наскока даже пустой город попросту не выйдет.
Золото vs Культура?
Сами же города растут вширь благодаря двум вещам. Первое и самое очевидное – это вкладывание золота в неосвоенные клетки, однако подобное расточительство отнюдь не всегда бывает рациональным. Ведь платить вам теперь придется и за содержание построенных дорог, так что бездумное заигрывание в железнодорожного магната влетит в копеечку. Второй способ расширения своих границ был озвучен еще Горбачевым в его знаменитой реплике «Окультуриваться надо!». Путей для решения этой задачи имеется несколько, например, можно взяться за строительство храмов и музеев, влекущих повышение данного показателя. За исключением расширения границ (впрочем, довольно медленного) вашей цивилизации будут открываться новые типы социальных политик. Освоение каждой из них дает вам бонус в том или ином компоненте развития, будь то военное дело или экономика. Всего же за игру вы можете освоить пять из десяти подобных политик, получив допуск к «проекту Утопии», позволяющим вам одержать «культурную» победу в игре.
Чудеса городские и дикие
Но очки культуры и дополнительные ресурсы вы сможете раздобыть, вступив в конструктивный союз с новыми элементами на игровой карте Civilization 5 – городами-государствами. При их обнаружении вам будет предоставлена возможность выполнить необязательные квесты, способствующие налаживанию связей с этими географическими карликами. Если вы добились благосклонности, какой-нибудь Флоренции, то можете беспрепятственно проводить своих юнитов через ее границы и пользоваться ресурсами, добываемыми в данной местности. Естественно, счастье не бывает бесплатным – время от времени своих карликовых союзников придется поддерживать материально, иначе дружба с ними закончится так же стремительно, как и началась. И это дилемма, ведь предоставляемые ресурсы могут быть уникальными, особенно учитывая тот факт, что отныне их количество сильно ограничено. У вас больше не получится штамповать мечников или всадников с конвейерной скоростью, единожды получив доступ к нужным ресурсам. Сколько у вас есть исходного материала в запасе, столько вы и получите готовой продукции на выходе.
Worst Civilization 5 Deity Strategy
Однако в игре имеется и еще один новый элемент – природные чудеса света. Они служат приличным стимулом к активному исследованию окружающего пространства, так как дают пару ощутимых выгод. Во-первых, их обнаружение приносит бонус к добыче ресурсов в данной местности. Ну, а во-вторых, дикие красоты радуют ваших подданных, принося дополнительные очки счастья, точно так же, как и строительство цирков, приближая «золотой век».
От каменного топора до космоса
Как видите, упрощенной Civilization 5 можно считать только очень условно. Да, кому-то покажется минусом отсутствие религиозной составляющей и серьезное сокращение всевозможных статистических выкладок в процессе игры. А кто-то будет не в восторге от интерфейса, не самым удачным образом, сочетающим крупные и мелкие элементы на экране (пожалуй, к нему действительно нужно привыкнуть). Но факт остается фактом – Civilization снова вышла на подиум в новом наряде, чьи детали еще долгие месяцы будут разбирать по полочкам, наслаждаясь новыми тактическими и стратегическими решениями, которые они дарят игре.
Автор: Александр Соколов