Сталинские соколы: обзор
Сталинскими соколами во времена Великой Отечественной называли военных летчиков. Да, это игра про самолеты, но жанр более чем редкий. Это не симулятор, как Ил-2, и вовсе не стратегия. Сталинские соколы — это аркадный скроллер, где главная задача — уничтожать разнообразных врагов, пока самолетик летит из правой части экрана в левую. Таких игр уже и не встретишь сейчас, да и Xenon 2 с Jets’n’Guns сложно переплюнуть. Скроллеры все больше переползают на flash и раздаются бесплатно, а чем может похвастать серьезная, платная игра?
Так выглядит дерево улучшений. Вкладываем три очка и пушки станут сильнее.
Кстати о птичках
В Сталинских соколах под нашим командованием всего три самолета: легендарный штурмовик Ил-2, тяжелый истребитель Пе-3 и бомбардировщик Пе-8. Выбор невелик, но у каждой пташки своя задача. Ил-2 легкий и верткий, но не может иметь много оружия. Пе-3 лучше всего справляется с самолетами врага, зато бомб почти не несет. Старший товарищ Пе-8 (по сути единственный бомбардировщик СССР) медлительный, зато может нести самые тяжелые в игре бомбы — ФАБ-5000.
У каждого самолета есть дерево улучшений, которые покупаются за специальные очки. Прошли миссию — получили три очка, а потом в ангаре усовершенствовали двигатель — в следующий раз птичка полетит быстрее. Некоторые изменения требуют сразу целую цепочку — чтобы нести больше бомб, нужен мощный двигатель. Для реактивных снарядов нужен специальный фюзеляж.
Хоть Соколы и аркада, но некоторая претензия на реализм все же есть. Во-первых, перед вылетом самолет надо загрузить пулями, бомбами и горючим. Проблема в том, что керосин сам имеет некоторый вес, а ведь еще надо нести и оружие. Приходиться думать, что взять — пару ракет или бомбу потяжелее, зарядить 300 патронов в пулемет ШКАС или взять сотню для пушки ШВАК?
Штурмовик несет смерть с неба. Бомбы пригодятся дальше — против ПВО противника.
Что тут делать?
В Сталинских соколах есть полноценная историческая кампания и набор быстрых заданий. В каждой миссии есть какая-то определенная цель — например, необходимо вылететь вперед наземных войск и уничтожить противотанковые орудия и бункеры, чтобы наши танки не превратились в груду металла. Частенько нужно уничтожать противовоздушную оборону противника, дабы вторая волна бомбардировщиков поразила цель. Наконец, в некоторых миссиях от нас требуется просто разбомбить какое-то важное здание.
Подход к заданиям интересен тем, что они не превращаются в бесконечное уничтожение врагов — у настоящего военного летчика есть четкий приказ и его надо выполнить. А ведь топливо в баках не бесконечное, поэтому придется задуматься — стоит ли тратить драгоценный керосин на этого наглого аса? Впрочем, пострелять по пробегающим под крылом немцам никто не запрещает — главное не шлепнуться брюхом о землю.
Так выглядит кампания — в этот раз биться будем у Смоленска.
Простота во всем
Сталинские соколы — это живой динозавр. Подумать только, на дворе 2009-й год, а в игре нет чуть ли не обязательных шейдеров, настоящих трехмерных моделей, динамического освещения и прочих высоких технологий. На экране маленький самолетик, который умело прикидывается объемным, хотя вокруг все плоское, как блин. Окружение тоже умело притворяется — слои двигаются с разной скоростью, и создается ощущение перспективы. Вон там далеко голубое-голубое озеро, а здесь, чуть ближе, поле, которое из-за войны давно никто не обрабатывал. Совсем близко можно разглядеть несуразные деревья и картонные дома. Самый дальний слой — небо, это просто красивая фотография, но как же удачно все сочетается.
Маленькие людишки на земле отличаются только цветами: голова светлее, форма темнее. Самое примечательное в них — трассирующие пули, которые чертят огненные следы на экране (и это днем!). Местные танки похожи на картонные муляжи, но не теряют от этого воинственности. В игре все просто — графический уровень не пяти, а десятилетней давности. Хотя даже в ту пору игру нельзя было бы назвать вершиной технической мысли. Все очень просто, но… это и завораживает. Сталинские соколы не хватают звезд с неба, зато чувствуется, что игра сделана с душой. Некрасивые изображения танков и солдатиков больше всего напоминают игрушки — те самые, что когда-то воевали в песочнице за неприступные куличики.
А это уже Берлин. Бомбы сброшены, пулеметы пусты — пора домой.
***
Как бы то ни было, очарование быстро проходит, и от суровой правды уже не отвернешься. Технический уровень Сталинских соколов безнадежно устарел, а игровой процесс хоть и претендует на необычность, по увлекательности начисто проигрывает мастодонту Jets’n’Guns. По правде говоря, даже некоторые игры на flash могут дать Сталинским соколам сто очков вперед.
Попробуйте, однако, посмотреть с другой стороны. Это первый проект CodeExotics, а чего ждать от начинающего разработчика, который делает игру почти на коленке в надежде, что найдется издатель?
Плюсы: атмосфера; художественное исполнение; звук и графика; игровой процесс.
Минусы: примитивность наполнения.