Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

Американский режиссёр Ридли Скотт (Ridley Scott) разошёлся не на шутку. Видя, куда повернула созданная им, сценаристом Дэном О’Бэнноном (Dan O’Bannon) и художником Гансом Гигером (Hans Giger) вселенная, он с новыми силами ухватил её за жабры и принялся снимать приквелы. В 2012-м в кинотеатрах прокатили «Прометея», сейчас — «Чужой: Завет», и при этом триумфальное возвращение Скотта как повелителя ксеноморфов далеко от финишной черты. Понятно, что эта более чем тридцатилетняя эпопея нашла своё отражение и в других медиа, включая игры. Так что, пока зрители глазеют на планету предтеч, у геймеров есть повод вернуться в космос, где четвёртые сутки пылает «Ностромо» и прыгают на бедолаг лицехваты.

Ретропикселизм

В 1979-м году, когда творчество режиссёра пугало не качеством сценариев, а неубиваемым монстром и жуткой атмосферой, выход на экраны «Чужого» произвёл фурор. Хотя казалось бы — камерная история со скупым набором персонажей, практически не выходящих за пределы космического корабля. Зато как здесь подана эстетика ретрофутуризма — от диковатых скафандров до выпуклого экранчика, куда суперкомпьютер «Мать» выводит мнение о ценности и судьбе экипажа, — и как достоверно изобразил знакомство с грудоломом актёр Джон Хёрт (John Vincent Hurt). Наконец, как умело авторы спровоцировали напряжение, лишний раз доказав аксиому хоррора: не столько пугает монстр, сколько его ожидание. Самому-то Чужому выдали не шибко много экранного времени, но каков эффект!

Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

Сегодня ради такого даже браузерный эмулятор запускать лень.

Само собой, к теме примеривались игроделы. Тем более что созданный Скоттом космический триллер так и напрашивался на интерактивность. Однако речь о временах Atari 2600 — с визуальными красотами не разгонишься. Поэтому всё, на что в 1982-м году хватило Fox Video Games, первой получившей лицензию на создание игр по «Чужому», — клон Pac-Man. Здесь условно обозначенный герой собирает схематичные яйца чудовищ, пока за ним гоняется по лабиринту точно такой же условный ксеноморф. На случай встречи со злом у персонажа под управлением игрока есть огнемёт — ну прямо как в фильме. Идея отличная, спору нет, но само поделие благополучно составило компанию E.T. the Extra-Terrestrial.

Чуть ближе к духу кинокартины через пару лет подобрались авторы адвенчуры Alien. По крайней мере, действие разворачивается на борту «Ностромо», а сценарий стартует с гибели одного из персонажей. Однако этим сходство и ограничивается, ведь здесь алгоритм случайно определяет, кто заражён (в фильме, как мы помним, первой жертвой оказался Кейн). Управляя остальными членами экипажа, игрок должен отловить монстра, чтобы вышвырнуть в открытый космос. Но сделать это не так просто из-за тикающего таймера и нарастающего у астронавтов стресса. Если они паникуют, то, например, отказываются лезть в вентиляцию — ну а кто бы согласился?

Едва продюсеры 20th Century Fox передали бразды режиссёру Джеймсу Кэмерону (James Cameron), как тот представил тему в новом свете. Оказывается, вселенная «Чужого» умеет зачаровывать не только в формате ужастика, но и как боевик, где десантники расстреливают чудовищ пачками, где всюду брызжет кровь-кислота, а хрупкая с виду женщина при определённых условиях может надрать самую злобную задницу улья. Формат экшена пришёлся по душе и авторам игр — главным образом благодаря сеттингу и выразительности врагов. И ещё потому, что в то время интерактивных ужасов как таковых не существовало. А значит, никто не знал, как использовать киношные приёмы нагнетания в играх. Другое дело — стрельба.

Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

«Рипли есть? А если найду?»

Слабакам тут не место

Вот почему на рынок хлынул такой поток продукции по мотивам, что вспоминать её всю сейчас нет смысла. Тем более что не все вдохновлённые «Чужими» боевики содержательно близки к оригиналу. Скажем, в 1987-м году компания Activision издала Aliens: The Computer Game для Commodore 64 и ZX Spectrum. Здесь, с одной стороны, воспроизведена сцена с детектором движения, но с другой — добавлены эпилептические полёты сквозь кольца. Хотя саундтрек, как для конца 80-х, вполне ничего — неуловимо напоминает тему из советского «Шерлока Холмса». Ничего страшного: где не справились американцы, там преуспели японские гейм-дизайнеры.

Экшен Aliens, вышедший в 1987-м году для компьютеров MSX, — это, конечно, праздник фаната. Зубодробительный сайдскроллер на манер Contra, только с Эллен Рипли в главной роли, оружием и бестиарием врагов из фильма, включая Королеву. Увы, компания Squaresoft выпустила продукт только для японской аудитории. Но позже специалисты Konami создали похожий боевик для аркадных автоматов: здесь Рипли внезапно стала блондинкой, чужие переливаются всеми оттенками розового и мутируют во что попало, а на некоторых уровнях можно играть за Ребекку Ньют Джорден — ту самую девочку, что выживала на «Надежде Хадли», пока туда не прибыли десантники.

Кинолента 1992-го «Чужой 3» Дэвида Финчера (David Fincher) — это попытка вернуть историям о монстрах Ганса Гигера камерность: здесь персонажи-люди противостоят всего одному ксеноморфу и по очереди гибнут в затхлых клоаках тюрьмы Фиорины «Фьюри» 161. Однако воссоздать атмосферу оригинала режиссёр так и не сумел. Трудные съёмки, перестановки в сценарии, суд с самим Гигером — неудивительно, что, едва фильм вышел в прокат, Финчер предпочёл хлопнуть дверью и забыть о нём, как о страшном сне. Но где одни видят проблему, там другие замечают возможность.

Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

«Будем стрелять или глазки строить?»

Британская студия Probe Entertainment в том же 1992-м выпустила экшен Alien 3, который более чем за год разошёлся по ряду платформ — от Amiga до SNES. Игра хорошо знакома и владельцам Sega Genesis (она же Mega Drive): управляя бритой наголо героиней, застрявшей на планете-тюрьме, геймер должен уничтожить всех чужих и освободить приклеенных к стенам заключённых. Для борьбы с монстрами у Рипли есть автомат и гранаты — последние здорово помогают, когда надо взорвать противника, затаившегося парой метров ниже. А в 1993-м году SEGA представила аркадный автомат, где борьба против чужих впервые была подана с видом от первого лица. Alien 3: The Gun резко отличается от фильма, вынесенного в её название, — достаточно сказать, что монстров здесь много, а не один-единственный. Но разве это важно, когда берёшь в руки макет «пушки» и отстреливаешь жуткие морды на экране?

Моду на расстрел ксеноморфов от первого лица подхватили другие издатели. Так, компания Acclaim выпустила в 1996-м году шутер Alien Trilogy от уже знакомого нам коллектива Probe Entertainment. Как понятно из названия, сюжет игры собирает в пучок сразу три фильма с участием Рипли — «Чужой», «Чужие» и «Чужой 3». И здесь есть всё, за что мы любим вселенную: жуткая обстановка, атаки лицехватов, синтетиков, юркие грудоломы, битва с Королевой и старый добрый дробовик, чтобы пережить эти встречи без валидола. Похоже на Doom, но не Doom. Брифинги и CGI-ролики придают истории цельность, а использованная для анимации врагов технология захвата движения придаёт сражениям остроты. Примечательно и то, что именно благодаря Trilogy к истреблению монстров на планете LV426 подключились владельцы персональных компьютеров — после того, как игра была портирована на эту платформу с PlayStation. Они же впервые насладились и мультиплеером в Aliens: Online, предлагавшей одним игрокам выступать в роли чужих, а другим — примерить форму крутых десантников.

Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

«Ты меня из минигана — я тебя хвостом достану».

Последнюю волну игр по фильмам во вселенной «Чужого» вызвала лента Alien: Resurrection Жана-Пьера Жёне (Jean-Pierre Jeunet) и сценариста Джосса Уидона (Joss Whedon), мнение которого режиссёр имел в виду. Принято считать, что из тетралогии про «алиенов» эта овца — самая паршивая и что, если вам нравится фильм, вы ни черта не смыслите во франшизе и у вас проблемы со вкусом. Возможно, так оно и есть: игры, навеянные «Воскрешением» ушли в ту же степь, что и Жёне. И Alien: Resurrection 2000-го года, изданная на консолях PlayStation, — тому подтверждение. Сперва из-за затянувшейся разработки пришлось отменить версию для Dreamcast, а затем по развлечению прошёлся каток критики. Хотя разгромленная в прессе схема управления — одним стиком двигаемся, другим целимся — стала теперь стандартной для консольных шутеров.

Нескучный ад

История не знает сослагательного наклонения, поэтому сказать, что было бы, не размести авторы «Хищника 2» пасхалку с черепом Чужого на корабле охотников-инопланетян, не сможет никто. Но крайне редко творческое хулиганство оборачивается таким взрывом, рождающим одну вселенную внутри другой. Тут вам и фильмы, и комиксы, и несколько серий книг, и даже споры, кто кого заборол бы, схлестнись оба монстра в реальности. Однако нам интересны прежде всего игры — пускай тематически и по настроению они далеко ушли от «Чужого», некоторые стали своего рода классикой, так что выносить их за скобки несправедливо.

Уже в 1993-м владельцы SNES рубились в beat ‘em up Aliens vs. Predator от компании Activision. На фоне кунг-фу с использованием выдвижных лезвий и челюстей здесь рассказывается история о том, как строители дальней колонии откопали яйца чужих, а затем послали на Землю сигнал о помощи. Но его перехватили хищники — и решили навести порядок по-своему. Ну прямо Streets of Rage, где вместо гопников насекомоподобные гады. К теме подключилась и японская Capcom, выпустив в 1994-м мордобой для аркадных автоматов с точно таким же названием — Aliens vs. Predator. От произведения американских коллег его отличают красочность и возможность поиграть за Чужого или героя оригинального «Хищника» Алана Датча Шеффера, размахивающего механической рукой со встроенным пулемётом.

Тесно в груди: вспоминаем игры по «чужому»

Лучшая Aliens versus Predator из возможных: морпех терпел и нам велел.

Теме войны двух видов посвящена даже стратегия в реальном времени — Aliens vs. Predator: Extinction от издательства Electronic Arts. Но самый значительный вклад в мифологию AvP внесён классическим образом — через жанр шутеров. Речь, само собой, об Aliens vs. Predator 1999-го года. Британская студия Rebellion, больше известная благодаря сериалу Sniper Elite, заставила геймеров бояться в кампании за морпеха, научила атаковать с потолка при игре за Чужого и вызвала восторг арсеналом Хищника. Все три эпизода не зазорно освежить и сейчас — настолько хорошо они проработаны. Aliens vs. Predator 2 студии Monolith тоже получилась ничего — глава, где надо в роли лицехвата оплодотворить жертву, а затем вылезти наружу сквозь рёбра и плоть, уже многого стоит. Но попытка компании SEGA возродить былое величие при помощи перезапуска в 2010-м году не увенчалась успехом.

Тот самый ксеноморф

Вообще, SEGA, с тех пор как приобрела лицензию у 20th Century Fox в 2006-м году, тянет эту лямку с достойным уважения упрямством. Не считая экшенов для аркадных автоматов и уже упомянутого ребута Aliens versus Predator, за плечами издательства — Aliens: Infestation для портативной Nintendo DS и Aliens: Colonial Marines 2013-го. Последнюю не спасло ни участие в производстве художника Сида Мида (Sydney Mead), спроектировавшего корабль «Сулако» из «Чужих», ни привлечение Майкла Бина (Michael Biehn) — он же капрал Хикс. А виной тому — халтура, надувательство и маленькие хитрости с использованием сторонних разработчиков вместо Gearbox. В результате до релиза добралось худшее, что можно было сделать, имея ресурсы такой большой студии и карт-бланш от SEGA.

Но капля точит камень. Решение пришло откуда не ждали — от авторов стратегического сериала Total War из Creative Assembly. Соединив, будто в поговорке, гениальное с простым, они вернули вселенную «Чужого» на круги своя в Alien: Isolation. Вот вам космическая станция и невероятно живучий монстр, от которого героиня вынуждена убегать да прятаться, а вот — гнетущая атмосфера, заставляющая вздрагивать от каждого шороха и всматриваться в датчик движения. Однако есть нюансы. Главная героиня здесь не Эллен Рипли, а её дочь Аманда, да и действие разворачивается на космической станции «Севастополь». Кому же охота побродить по «Ностромо», приобщатся к дополнению Crew Expendable — оно лишь доказывает, что формула авторов близка к идеям Ридли Скотта.

Конечно, мы вспомнили не все игры на тему, а только знаковые вещи. Если, по-вашему, о чём-то забыли или у вас есть особое мнение на этот счёт — делитесь им в комментариях. И приятного вам просмотра фильма «Чужой: Завет» в кинотеатре.

Game Theory: UNDERTALE — Sans’s SECRET Identity!


Похожие игры…

Читайте также: