The cave: обзор
В любом деле существуют особые фамилии, которые не нуждаются в дополнительном представлении. Фамилия Гилберт в сочетании с именем Рон — из таких. Один из создателей Maniac Mansion и Monkey Island — это уже в некотором роде титул, причем титул конкретно «адвенчурный».
Когда Гилберт в содружестве с Тимом Шейфером (Tim Schafer) — еще одним легендарным разработчиком из Lucasfilm — вдруг соорудил вовсе не каноничную адвенчуру, а платформер, представители игрового сообщества испытали некоторое удивление. Очередная попытка попробовать себя в новом жанре?
Проект называется The Cave, что само по себе символизирует. В конце концов, история квестов начиналась с Colossal Cave Adventure, так что, возможно, новую аркаду от Double Fine Productions стоит рассматривать не просто как смену вектора, а как нечто большее?
Нормальные герои нашли служебный вход.Нечто весьма большое
И действительно, рассмотрев The Cave поближе, мы понимаем, что старина Рон нас слегка обманул. Никакая это не аркада — это квест с элементами платформера. В центре внимания здесь расположились семь историй — по числу персонажей, прибывших к вратам подземелья из разных пространств, времен и культур. У каждого из них есть причина для того, чтобы спуститься в пещеру. Или даже Пещеру с большой буквы — так будет вернее. Ведь эта Пещера — существо разумное и язвительное. Она обещает своим «спелеологам» исполнение заветных желаний. Но действительно ли местным приключенцам нужно, чтобы их желания исполнились?
Вот они стоят — семеро перед входом: картонно-сказочный рыцарь, который боится собственной тени, боевой монах-недоучка, странноватая путешественница во времени, аутичная дамочка-ученый, мертвенно-жуткие дети-близнецы, наивный до идиотизма деревенский паренек и искательница приключений, которая делает вид, что ищет потерявшихся напарников, а на самом деле заинтересована лишь в сокровищах. У каждого из них есть цель или мечта: рыцарю нужен Экскалибур, деревенщина чает найти в глубинах пещерных коридоров настоящую любовь, детишки-сироты пустились в путь в поисках душевного тепла, монаху нужно просветление.
И пещера поможет им в этом, можно не сомневаться. Подобно Золотому Шару из «Пикника на обочине» или Комнате из «Сталкера», снятого Тарковским, подобно разумному океану из «Соляриса» или просто джинну из бутылки, эта странная сущность даст каждому то, чего в действительности хочет его сердце.
Всем сестрам по адскому кругу
Несмотря на то что персонажей — семь, в игре одновременно могут участвовать только трое. Мы должны выбрать свою троицу героев в самом начале, перед входом в пещеру. Это означает, что в течение одного прохождения можно ознакомиться только с тремя историями.
Кому бесплатную доставку монстров?Дело в том, что пещера видоизменяет свои «внутренности» в зависимости от состава участников. Есть ряд локаций общего пользования, доступных каждому набору персонажей. Посетители подземного царства в любом случае должны будут пройти мимо свирепого чудовища, найти три сокровища, пригнать три вагонетки с ценным грузом для полубезумного шахтера. Но, по правде говоря, именно эти участки пути кажутся слегка скучноватыми и однообразными — в основном из-за необходимости многократно наворачивать километры для того, чтобы выполнить достаточно простые задания. Так, нам придется трижды возвращаться за динамитом через всю шахту, чтобы добраться до следующего завала, за которым спрятана очередная вагонетка.
Веселье начинается тогда, когда мы попадаем в одну из «персональных» локаций, предназначенных для конкретных путешественников из числа тех семи, что стояли при входе. Без ключевого персонажа туда не попасть — только герой, наделенный особой способностью, сможет пройти.
Между прочим, у нас, кажется, пока не заходила речь о способностях. А здесь есть о чем порассказать. Ведь посетители пещеры — существа не только разнохарактерные, но также и могущественные. По крайней мере, в неких разумных пределах. Монах владеет телекинезом, рыцарь может становиться неуязвимым, научная сотрудница взламывает компьютерные системы, деревенский дурачок дышит под водой.
Обычно эти умения приобретают первостепенную важность только в локации, посвященной конкретному герою. Без неуязвимости не добраться до рыцарского меча, подводное дыхание необходимо, чтобы доплыть до ярмарки, где деревенщине предстоит повстречать свою любовь, а способность жрицы науки открывать кодовые замки поможет пройти через лабораторию.
Как можно не влюбиться в такую очаровательную крошку? Вот и дракон не смог устоять.Не все то Экскалибур, что в камне
Собственно, в этом самом персональном исполнительно-желательном месте наших героев и ожидают самые злобные насмешки пещерного разума.
У рыцаря, например, — традиционный рыцарский роман. Чтобы попытаться достать меч из камня, он должен сначала принести будущему тестю-королю амулет его дочери. Предполагается, что принцесса добровольно подарит этот знак любви претенденту на руку и сердце. Однако на деле оказывается, что королевская дочь готова отдать свое украшение рыцарю только в том случае, если он принесет ей сокровище, которое стережет дракон.
Безоружный и трусливый рыцарь крадет драгоценность у чудовища, беспомощно наблюдает за бесславной гибелью принцессы и приносит ее отцу амулет, сплюнутый драконом за ненадобностью. А дух пещеры тем временем иронически советует нам отмыть «подарок» от останков девушки — это, мол, простая вежливость.
Неудивительно, что рыцарь-антигерой не может достать меч из камня самостоятельно. Ему снова приходится прибегать к постыдной хитрости. И буквально при следующем же перемещении по пещере — когда наша троица вынуждена удрать от короля прежде, чем он обнаружит, что стало с его дочерью, — меч, добытый с таким трудом, выскальзывает из рук персонажа и врезается в другой камень. Теперь — на дне озера, откуда его уже не достать ни при каких обстоятельствах.
Этого беру, этого беру, а этого — не беру
Собственно, платформер попал в The Cave в совсем уж микроскопических дозах. В основном персонажи бегают и, как в традиционном квесте, подбирают предметы, чтобы применить их в определенном месте. Прыжки и лазанье по канатам здесь — элемент антуража, а не игрового процесса. Порядком надоедающий элемент, нужно признать: на карабканье туда-сюда уходит большая часть времени.
Роялям вход запрещен. Если вы — рояль, значит, вам не повезло.Серьезно усложняет дело тот факт, что за один раз персонаж может унести с собой только один предмет. Инвентарь здесь не предусмотрен. Что в руки взял — то и понес. При этом, как и в Maniac Mansion, здесь полно бесполезных вещей. И не то чтобы было легко заранее вычислить, что стоит брать с собой, а что — нет. Значит, неизбежно приходится возвращаться за брошенными невпопад орудиями сюжетного продвижения, чтобы не оказаться в тупике.
Сами задачки в большинстве своем просты и придутся по силам даже ребенку. Тут дернуть за рычаг, там уравновесить систему грузов, где-то провести отвлекающий маневр, а где-то — зарядить батарейку от стайки электрических угрей. Однако время от времени разработчики вдруг удивляют нас поистине неожиданным ходом — и мы ощущаем, как трещит заботливо утрамбованный шаблон.
Разгул в бессознательном
Игровой процесс слегка присыпан приятным черным юмором. Голос автора, он же пещерный разум, совершенно не озабочен такими мелочами, как мораль или ценность человеческой жизни. И сам о том не беспокоится, и нам не рекомендует: ни один герой не уйдет из пещеры с чистой и незапятнанной совестью. Под маской симпатичной развлекательной игрушки с «мультяшной» графикой здесь упрятан настоящий психологический триллер, в котором пещера — символ бессознательного со всеми его закоулками и обитателями. И далеко не всегда — дружелюбными.
Картинка кажется довольно милой, но не более того. Графика здесь полностью подчинена идее. Ее назначение — не столько радовать глаз красотами, сколько подчеркнуть характеры героев и эклектичную внутрипещерную атмосферу. Свою задачу она выполняет как нужно — большего, пожалуй, и не требуется.
Предыдущие посетители пещеры напрасно взяли с собой клоуна. Его нос не подошел к обоям.***The Cave — проект далеко не бесспорный, не без недостатков, не для широкого круга. И в то же время это яркое явление в игровой индустрии и претендент на почетное место в истории квестов. Мы рекомендуем не пропускать такую новинку — с ней стоит ознакомиться.
Плюсы: необычная идея; оригинальные мини-истории; уникальные персонажи; черный юмор; психологический подтекст.
Минусы: несколько затянутые уровни.