The chronicles of narnia: the lion, the witch and the wardrobe: обзор
На протяжении нескольких лет нас потчуют невзрачными поделками, которые гордо именуются «играми по мотивам» — то ли киноблокбастера, то ли сверх популярной книги. Под копирку снятый сюжет, глупые враги, общая вторичность – причин отказаться от погружения в любимую вселенную очень много. Но прогресс не стоит на месте. Вы заметили, что с каждым годом качество игр все возрастает? Я не говорю о технологиях – они были, есть и будут одним из коренных отличий, не о геймплее – для каждого поколения нужны свои герои, свои призраки, свои игры, наконец. Именно сплав, симбиоз всех качеств, всего того, чего мы ждем, и приводит к успеху. Даже столь обожаемые жадными издателями игровые адаптации хитов киноиндустрии и великих книг стали на порядок лучше. Великолепный «Кинг-Конг» выиграл за счет большого бюджета, «Хроники Нарнии» изумительны благодаря динамичному геймплею, уютной атмосфере и приятной, не режущей глаз графике. Но без рассказа о сюжете понять всю соль обзора – тяжело.
Еще в конце 30-х годов прошлого столетия кембриджский профессор Клайв Стейплз Льюис начал работу над сказкой для детей и для взрослых. Это сейчас «на ура» раскупают всякие душещипательные истории типа «Лемони Сникет: 33 несчастья», а раньше таких вот историй было немного. Кстати, злой дядя Олаф перекочевал в вышеупомянутую игру для детей из The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch and The Wardrobe. Книга пронизана христианскими мотивами, нравственными наставлениями и глубокой моралью. Сюжет действительно мощный – неоднозначное добро с кулаками и страшные-престрашные силы зла, иногда проявляющее сострадание и человечность. Белая Колдунья – олицетворение фашизма, ненависти и неблагополучия. Лев Эслан – пламенный революционер, поборник режима ведьмы и просто царь зверей. Профессор, вечно занятый в лаборатории, его нельзя тревожить. Любые черты характера, эмоции главных героев отражены в игре, причем переданы достаточно близко к первоисточнику (поверьте на слово, перечитал его дважды – один раз давно, второй – по прохождении игры). Правда, в угоду непритязательным игрокам сценарий урезали, основной упор сделав на геймплей.
Четверо братьев и сестер попадают в волшебную страну Нарнию. Вот, собственно, и вся завязка «игры по фильму». Да, потом по ходу действа раскрываются характеры, формируется наше отношение к маленьким героям. Но начинается все жестко и угрюмо. Бомбардировка, налет фашисткой авиации в Лондоне, пожар, нужно спасти сестер и младших братьев (Сьюзан, Эдмунда и Люси). Кстати, у каждого из них разные скиллы — умения. Самый старший, Питер, действует как танк – ломает двери, разбивает в клочья заграждения и рубит врагов мечом, аки берсерк. Люси может проскользнуть в любую щель, вылечить родных. Сьюзан отлично стреляет из лука, может и в снежки поиграть (да-да, это не шутка), отлично играет на дудочке. Самое интересное, что все, как нам сначала кажется, псевдоролевые умения обязательно пригодятся и будут использованы в ходе прохождения игры до финальных титров.
За те полтора десятка миссий, что нам отведены разработчиками, мы зарабатываем монеты различных типов, разбросанные по уровням в случайном порядке, которые можно потратить на прокачку персонажей. Мало того, так еще детвора может объединяться друг с другом и действовать парами – Питер легко протаскивает Люси через сугробы, например. К концу игры ребята приобретают и артефакты – супермеч для Питера с неслабым уроном – замечательный подарок к концу игры, тем более что и враги стали сильнее. Довершают приятную картину отлично проработанные комбоудары – иногда с виду бесполезные, иногда сверхсильные, но рано или поздно используемые все и понемногу.
Но самое интересное – не зачатки ролевой системы, не различные способности героев и не их занятные комбоприемы, самое интересное – его величество ГЕЙМПЛЕЙ. У такой, казалось бы, полудетской игры он должен быть среднего темпа, а нас радуют бешеным ритмом и адреналиновыми задачками.
Страх пронизывает насквозь, когда не успеваешь спрятаться от экономки профессора в сундуке, когда из заснеженных кустов выскакивают волки и рвут на куски родню. Сопереживаешь героям, борешься с волками, карликами, гоблинами и осами и тут же – несешься на льдине по обильному пропастями горному кряжу. В небольших локациях сражаешься с громадными неукротимыми монстрами. Стелс-миссии сменяются изобилующими экшеном уровнями. Задания бывают чрезмерно сложными – успеть добежать за отведенное время, продержаться нужное количество секунд иногда действительно сложно. Уверяю Вас, что те несколько десятков часов, которые Вы проведете за этой игрой, будут для Вас праздником. А боссы? Почти все огромные, могучие, с виду несокрушимые – и попробуй-ка за строго отведенное время найти их ахиллесову пяту! Огра завораживаешь песней, супостат, которого поддерживают злые лучники – это все только цветочки. Вот только система чекпойнтов, оправдавшая себя только в Brothers in Arms, здесь неуместна – произвольно сохраняться нельзя и зачастую, пройдя пол-уровня, погибаешь за два игровых метра от места сохранения.
Вот только прогадали с искусственным интеллектом – даже в расчете на детей дошкольного возраста он слабоват. При переключении главгероев обратите внимание на экс-протагониста – он теряет интерес к бою и слепо ходит следом за новым нашим избранником. Супостаты также отличаются редким тугодумием – лучники смело высовываются прямо на снежки, обстреливают дальнего нашего родича, а нас, подкравшихся на расстояние протянутой руки, в упор не замечают. Кое-что могут боссы, но и здесь упор был сделан на скрипты. Да, еще любят для создания искусственного интеллекта использовать не работу ручной выделки, а халтуру с триггерами.
Самодовольные американцы привыкли во всем видеть соревновательный дух, даже в этом почти «детском» проекте создали систему оценок в конце каждой миссии и «стимулирующие» бонусы – как-то лишние уровни (обычный kill`em all), рассказы о создании игры и т.п. Не всем ведь интересно, как вырисовывались те или иные пейзажи. Такие материалы выкладывают обычно в виде ролика, а вот лишний уровень с необычными заданиями можно было бы приложить.
Для такого качественного продукта было бы преступлением сделать посредственную графическую оболочку. И тут разработчики из Traveller’s Tales не подкачали – тут нет каких-то супер инноваций, нет порядком уже поднадоевшего блюма и бамп-мэппинга, зато все красочно, сочно, ярко, но не кислотных оттенков, а в приятных глазу тонах. Плюс огромные возможности в меню при настройке – можно настроить игры под любой компьютер – даже со 128 Мегабайтами оперативки. Уровни только маловаты и тесны, но иногда это оправдывается геймплеем – по слишком большим локациям мы бы носились часами от боссов. Об интерактивности также, к сожалению, приходится забыть – бочки взрываются, редкие заросли можжевельника горят, заграждения из веток ломаются только в отведенных гейм-дизайнерами местах.
Звук и музыка довольно на высоком уровне. Музыка плавная, когда опасности нет, но становится ритмичной и бойкой, как только появляются недруги – будь-то старая и строгая экономка или большая стая серых волков. Вот только детишки любят по поводу и без повода вскрикивать. Но это не баг – багов в игре нет.
Итоговые комментарии
The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch and The Wardrobe – отличная игра. Несмотря на все недостатки и мелкие недочеты она смогла завоевать сердца многих сотен, тысяч людей. Немного сыроватый баланс, неудобное управление, однообразные паззлы (нет, сначала они, конечно, необычны, но ко второй половине игры надоедают) и все та же не самая навороченная картинка не позволяют игре выйти в лидеры, стать мировым хитом. Но сильный сюжет, необычное качество исполнения для «игр по мотивам» и целостность стиля стоят того, чтобы пройти игру хотя бы раз… или два
Геймплей: Ждали простенькую детскую аркадку, а получили неоднородную – местами даже хардкорную – экшен-адвенчуру.
Графика: Домашний стиль иногда лучше самых последних движков. И не забывайте горькое слово «кросс-платформенность».
Звук: Подстроенная под сюжет музыка, до обидного невнятные речи героев и утробное рычание орков – неплохой коктейль.